Accessibility links

ВТО, Таможенный союз, нужное подчеркнуть


В заседании участвовали премьер-министры трех стран – Владимир Путин, Сергей Сидорский и Карим Масимов
В заседании участвовали премьер-министры трех стран – Владимир Путин, Сергей Сидорский и Карим Масимов
МОСКВА (Корр. Радио Свобода)---В Санкт-Петербурге прошло заседание межгосударственного совета ЕвраЗЭС – Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. В заседании участвовали премьер-министры трех стран – Владимир Путин, Сергей Сидорский и Карим Масимов. Таможенный союз, как наименьшая по численности и наиболее оформленная в практическом плане организация привлекает особое внимание экспертов, так считают критики этой структуры. Она заблокирует вступление России во Всемирную торговую организацию.

Главы правительств Таможенного союза, куда входят Россия, Белоруссия и Казахстан, заседали в Петербурге в преддверии действительно важного события – через месяц с небольшим, а именно с 1 июля этого года должен вступить в силу Таможенный кодекс Таможенного союза, и согласно этому документу три страны станут единой таможенной территорией. Как это будет – еще неясно совсем. Ведь, например, в России пошлины на ввозимые иностранные автомобили составляют 30 процентов, а в Белоруссии 5 процентов, и не исключено, что уже с середины лета в Москве появится немало иномарок с белорусскими номерами. О том, что нужно как можно быстрее все согласовать, говорил на заседании в Петербурге российский премьер Владимир Путин:

– Целый блок документов должен быть введен в действие одновременно с Таможенным кодексом с 1 июля 2010 года. В общей сложности необходимо подготовить 18 проектов договоров. Из них 8 уже одобрены комиссией Таможенного союза, еще 3 – на подходе. Предлагаю дать поручение нашим специалистам работать с еще большей отдачей. И в ускоренном режиме завершить согласование всех документов.

Между тем, многие экономисты говорят, что укрепление Таможенного союза трех стран может серьезно помешать вступлению России во Всемирную торговую организацию. Так считает, например, бывший министр экономики России Андрей Нечаев, в интервью Радио Свобода заявивший, что Таможенный союз работать будет, а с ВТО появятся сложности:

– Мне кажется, он будет развиваться, несмотря на все препятствия. Конечно, достаточно медленно, с конфликтами, с какими-то отступлениями, например, по пошлинам на автомобили. Тем не менее, мне кажется, что преимущества такой конструкции очевидны. Но, с другой стороны, безусловно, этот Таможенный союз будет не просто серьезным, но и непреодолимым препятствием для вступления в ВТО. Насколько я знаю, такого рода прецедентов в истории ВТО не было. Едва ли они будут менять свои процедуры ради этих трех стран, тем более что каждая из них была на принципиально разных фазах переговоров и в разной степени близости с ВТО. Поэтому, мне кажется, что ни чиновники из ВТО, ни отдельные страны, с которыми нужно будет договориться, не готовы к тому, чтобы ради стран, которых и так не очень ждут в ВТО, ради некоей специальной конструкции, которую они создали, идти на уступки.

При этом представители экономического блока правительства не перестают говорить о важности вступления России в ВТО. О том,
Вступление в ВТО рассматривается как один из механизмов вхождения в мировые рынки. Это необходимо нашим товаропроизводителям
какие возможности открыл бы для России этот шаг, рассказала в интервью Радио Свобода заместитель министра финансов России Татьяна Нестеренко:

– Конечно, для нас чрезвычайно интересно вступление в ВТО и, я думаю, что и наши партнеры по Таможенному союзу в таком же понимании к нему относятся. Участие в торговых организациях позволяет, по крайней мере, открыть для нас рынки. Для перспектив развития экономики внутреннего потребления недостаточно. Мы не сможем дальше развиваться. Вступление в ВТО рассматривается как один из механизмов вхождения в мировые рынки. Это необходимо нашим товаропроизводителям.

Председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Константин Косачев не видит противоречий между желаниями Москвы укрепить Таможенный союз и вступить в ВТО:

– Когда идут два параллельных переговорных процесса, неизбежно возникают накладки, неизбежно возникают какие-то сшибки позиций. Но это нормальный технологический рабочий процесс. Никаких непреодолимых противоречий между нашим членством в ВТО и нашим участием в Таможенном союзе я не вижу. Самое главное – есть твердое понимание того, что российским интересам в равной степени отвечает участие и в ВТО, и в Таможенном союзе. Это вопрос квалифицированного проведения переговоров. И, на мой взгляд, попытка России увязать между собой эти два процесса в максимальном объеме, данный процесс несколько затормозило, когда мы говорили о том, что будем вступать в состав ВТО только через Таможенный союз. Сейчас, на мой взгляд, найдена более гибкая формула, мы синхронизируем эти процессы, мы проводим консультации с нашими партнерами по Таможенному союзу в контексте ВТО. Мы вступаем в ВТО параллельно, но раздельно. Вот это правильная формула, которую я тоже всемерно поддерживаю.

Однако Андрей Нечаев уверен, что увязать эти два процесса сложно, если не невозможно вообще. Бывший министр экономики России
Самое главное – есть твердое понимание того, что российским интересам в равной степени отвечает участие и в ВТО, и в Таможенном союзе
уверен, что в лице сторонников вступления России в ВТО и тех, кто ратует за Таможенный союз, между собой борются две российские политические силы:

– Сначала все-таки было жестко заявлено, что три страны будут вступать в ВТО Таможенным союзом. Потом вроде бы была идея, что Россия попробует вступить в ВТО самостоятельно. Следующая версия – мы опять вступаем как организация. Насколько я понимаю, внутри российской властной элиты и российского бизнес-сообщества нет единой точки зрения относительно вступления в ВТО в принципе. Есть сторонники этой идеи, и есть не менее влиятельные противники этой идеи. На первом этапе сторонников было больше, и процесс переговоров по вступлению в ВТО шел достаточно интенсивно, его всячески подталкивали на политическом уровне. Но потом наступило некое охлаждение. Партия изоляционистов, условно говоря, по отношению к ВТО стала отвоевывать позиции. Поэтому, мне кажется, что в значительной степени, ответ на этот вопрос будет зависеть оттого, какая все-таки точка зрения возобладает и у крупного российского бизнеса и, соответственно, во властной элите России. Но вступление Таможенным союзом, как ясно всем, – процесс долгий. На мой взгляд, он вообще ничем не завершится.

Многие эксперты при этом отмечают, что тех, кто отстаивает приоритет Таможенного союза перед ВТО, можно условно назвать лоббистами восстановления Советского Союза в новой форме, а тех, кто говорит о важности Всемирной торговой организации – сторонниками более открытой экономики и менее коррумпированной власти, и кто из них победит, пока неясно.
XS
SM
MD
LG