Accessibility links

Теракт в Нальчике: целились в президента?


Взрывное устройство с часовым механизмом мощностью от 3 до 5 кг в тротиловом эквиваленте сработало на крыше VIP-трибуны
Взрывное устройство с часовым механизмом мощностью от 3 до 5 кг в тротиловом эквиваленте сработало на крыше VIP-трибуны
МОСКВА (Корр. Радио Свобода)---В Кабардино-Балкарии ищут причастных к теракту на ипподроме в Нальчике первого мая. Он привел к гибели одного человека, еще 29 пострадали.

Взрывное устройство с часовым механизмом мощностью от 3 до 5 кг в тротиловом эквиваленте сработало на крыше VIP-трибуны. В связи с взрывом возбуждено уголовное дело. Созданы фотороботы двух подозреваемых и разосланы во все территориальные подразделения МВД республики и ближних регионов.

Представитель МВД по Кабардино-Балкарии сообщил, что созданные фотороботы будут размещены в местах массового скопления людей. По его словам, одному из подозреваемых на вид 32-35 лет, он небольшого роста, худой, смуглый, с длинными темными волосами и с бородой. Другому - около тридцати, он спортивного телосложения, коротко острижен, кожа светлая.

Кто может стоять за этим преступлением? О некоторых версиях Радио Свобода рассказал Ислам Текушев, главный редактор сайта "Caucasus Times":

– Главная версия такова: теракт осуществлен представителем северокавказского подполья, так называемого кабардино-балкарского сектора "Имарата Кавказ" - сетевой экстремистской организации. Предполагается, что за этим терактом стоят люди, которые ведут войну на Северном Кавказе. Взрыв произошел на ипподроме, на VIP-ложе, где должен был находиться в тот день президент республики Арсен Каноков. Ипподром известен как место, куда периодически съезжаются представители северокавказских элит, в том числе, бывает здесь и президент Чечни Рамзан Кадыров. Думаю, что целью тех, кто заминировал ипподром, были именно эти элиты. Среди обывателей многие считают, что у Канокова есть определенные враги, которые могли бы организовать этот террористический акт. На мой взгляд, эта версия имеет право на существование, но вряд ли конкуренты Арсена Канокова смогли бы провести нечто подобное.

Конечно, исламское подполье на Северном Кавказе очень тесно связано в определенных районах с бизнесом, с чиновниками. Возможен такой вариант, что исполнителями теракта были представители подполья, но заказ мог быть сделан людьми, не разделяющими их взгляды, а руководствующимися какими-то другими мотивами – экономическими или политическими. Такой вариант возможен. Но следствие его не рассматривает.

– Будут ли найдены виновные?

– Трудно сказать. Объявлены в розыск два человека. Возможно, появятся и другие фигуранты. Скорее всего, исполнители, если это реальные люди, будут уничтожены в ходе спецоперации – обычная на сегодня практика. Арсен Каноков публично заявил, по сложившейся традиции: "Мы их найдем и уничтожим". Правозащитников это беспокоит, поскольку такие заявления могут значить одно – силовикам дадут большие полномочия. Это впоследствии может привести к всплеску насилия, к обратной реакции.

А вот комментарий Александра Черкасова, члена правления общества "Мемориал":

– Очередной взрыв в праздничный день. Неизвестно, кто точно был целью этого покушения. Известно, кто там оказался. Например, бывший министр внутренних дел Кабардино-Балкарии Шагенов, который был одной из важных целей террористов все последние годы. Хотя бы потому, что еще до столкновений и боев в октябре 2005 года в Нальчике именно Хачим Шагенов и действия подконтрольных ему структур против джамаата Кабардино-Балкарии на протяжении несколько лет превратили эту структуру в вооруженное подполье. Жесткие действия властей, закрытие мечетей, адресные акции против отдельных активистов исламистских структур толкали джамаат к тому, чтобы он стал вооруженным подпольем. Так что нынешние события – это по сути продолжение того же самого противостояния.

В прошлом году был убит идейный лидер исламистов Кабардино-Балкарии Муса Мукожев, в этом году – лидер военный, Анзор Астемиров. Подполье не задержалось с ответом: был убит начальник УБОПа Анатолий Кяров. Теперь несколько человек из семьи Шагенова оказались в зоне поражения первомайского взрывного устройства. Вопрос: а причем здесь остальные, кто пришел на ипподром 1 мая? Но дело в том, что для террористов "остальных" нет. Они не учитывают возможные жертвы среди гражданского населения, – заключил Александр Черкасов.

О ситуации в Кабардино-Балкарии РС рассказал Иван Сухов, обозреватель газеты "Время Новостей", давно занимающийся проблемами Северного Кавказа:

– Президенту Кабардино-Балкарии Арсену Канокову предстоит переназначение через несколько месяцев – осенью этого года. И здесь ситуация не будет так проста, как в Северной Осетии, где только что переназначили Теймураза Мамсурова. Все гораздо ближе к тем событиям и к тому накалу страстей, который был в Дагестане при переназначении президента минувшей зимой. Потому что в Кабардино-Балкарии, помимо действующего президента, есть и другие люди, которые претендуют на эту должность. У них есть ресурсы. К сожалению, практика Северного Кавказа такова, что наверняка они будут задействовать самые разнообразные, в том числе какие-то, возможно, даже и криминальные, связи для того, чтобы дискредитировать действующую власть и показать, что Каноков не справляется. Поэтому в республике в ближайшие месяцы можно ждать только обострения.

Руководство Кабардино-Балкарии установило вознаграждение до трех миллионов рублей за информацию, которая поможет раскрыть теракт на ипподроме в Нальчике. Семье погибшего и пострадавшим при взрыве будет выплачено единовременное пособие.
XS
SM
MD
LG