Accessibility links

Черная дыра в районе Цхинвали


Постройка микрорайона Московский около Цхинвали - одна из немногих строек, которые все же идут в Южной Осетии
Постройка микрорайона Московский около Цхинвали - одна из немногих строек, которые все же идут в Южной Осетии
В Южной Осетии нарастает скандал, связанный с восстановлением домов, разрушенных во время российско-грузинской войны в 2008 году. Уже вторую зиму, несмотря на финансовую помощь из бюджета Российской Федерации, многие жители Цхинвали проводят в палатках.

Накануне все расслышали в словах министра иностранных дел России Сергея Лаврова то, что думает сейчас российское руководство - по поводу того, как это восстановление ведется:

- Мы подробно обсудили действия по восстановлению экономики, социальной сферы в Южной Осетии. Россия продолжит содействие в этом важнейшем деле, и мы уверены, что при разумном и правильном подходе эта помощь будет максимально эффективной, особенно в секторе жилья.

Насчет разумного и правильного подхода, очевидно, в Москве сомневаются: по некоторым данным, только сейчас в Цхинвали был сдан первый дом из тех, которые подлежали восстановлению. А еще в прошлом году Министерство регионального развития России выражало свое недовольство ходом восстановления жилья в Южной Осетии. В кулуарах чиновники и депутаты в Госдуме говорили о том, что деньги, которые поступают в этот регион, просто проваливаются в черную дыру.

Заместитель руководителя московского бюро правозащитной организации "Хьюман Райтс Вотч" Татьяна Локшина говорит так же. По ее сведениям, поступающим из региона, именно очевидно: то, что ожидалось жителями Южной Осетии, никак не сбылось:

- Действительно люди крайне недовольны темпами восстановления. Собственно, та победная эйфория, которую мы наблюдали в регионе в сентябре, после войны, к концу 2008-го сменилась чудовищной фрустрацией. Вроде бы Россия признала независимость, Россия сейчас должна помочь, Россия как бы помогает - судя по новостям из телевизора; но при этом на деле ничего не происходит. Город не отстраивается, людям негде жить. Сегодня, к сожалению, все более-менее так же. После прошлогоднего визита президента Медведева в Южную Осетию вроде бы на какое-то время начался строительный бум - снесли руины на улице Тельмана, самой разрушенной улице в Цхинвали, отстроили фундаменты. Но в принципе остаются люди, которые до сих пор ютятся по углам, у родственников, знакомых, живут в палатках. Недовольство сегодня фиксируется чуть ли не повсеместно.

Совсем недавно недовольство вылилось в небольшой митинг протеста против того, как плохо ведется строительство. Но де факто лидер Южной Осетии Эдуард Кокойты обвинил своих политических оппонентов в том, что они этот митинг фактически проплатили – по его уверениям, настоящего недовольства в Южной Осетии нет. На самом же деле тому есть очень многие свидетельства.

- В первую очередь все это свидетельствует о чудовищном уровне коррупции, - подчеркивает Татьяна Локшина, - когда та российская помощь, которая была направлена в регион, фактически не дошла до нуждающихся. Когда эти деньги рассосались в воздухе - что, кстати, привело и к временной приостановке дополнительного финансирования. Здесь, кстати, интересный контраст с той же Абхазией. Сейчас в Сухуми (я недавно была в абхазской столице) идет крайне бурное строительство. И идет оно, по признанию местных властей, в большой степени именно благодаря российской помощи, российским инвестициям. То есть там эти процессы, по крайней мере, происходят - и деньги имеют какое-то влияние на жизнь людей.

Все это еще, конечно же, накладывается на в целом проблематичные отношения международных организаций - в частности, Совета Европы - к статусу Южной Осетии. В беседе с обозревателем РС председатель Комитета Парламентской Ассамблеи Совета Европы по беженцам и миграции Корин Йонкер напомнила: никто не отменял совместных решений, в том числе - российско-грузинских, касающихся того, что беженцы должны возвратиться на свои места:

- Возвращение в Южную Осетию, к тем местам, где они жили, является правом людей, которые покинули эту территорию в результате конфликта. Я буду продвигать эту точку зрения и добиваться этого, пока такое возвращение не произойдет. Я сделаю все для того, чтобы это произошло в реальности. Эти люди по-прежнему обладают своими правами. Конечно, сейчас проблема состоит в том, что дома грузин, проживавших в Южной Осетии, были сожжены, разрушены или захвачены. Это означает, что, прежде всего, все разрушенные дома должны быть отстроены заново, чтобы беженцы смогли возвратиться. И те, кто покинул Южную Осетию в результате вооруженных конфликтов 90-х годов, так же имеют право - и должны иметь возможность возвратиться туда, где они жили раньше.

Есть еще одна проблема. Помимо того, что в Южной Осетии, как минимум, не слишком рачительно расходуются средства, помимо того, что многие будут добиваться возвращения грузинских беженцев в Южную Осетию, - события 2008-го года подлежат расследованию, уверена Корин Йонкер:

- Да, это были этнические чистки, что абсолютно непозволительно. Это всегда было и будет преступлением против человечности. В данном случае преступление должно быть расследовано.

В этой обстановке уже на завтрашнем заседании кабинета министров в самое Грузия предложит свой план восстановления Абхазии и Южной Осетии.
XS
SM
MD
LG