Доступность ссылки

«Такой объект не способствует курорту»: зачем России военные радиолокационные станции в Крыму


Иллюстрационное фото
Иллюстрационное фото

В 2019 году в аннексированном Севастополе может начаться строительство новой военной радиолокационной станции «Воронеж-М» – это система предупреждения о ракетном нападении. Как сообщил заместитель командующего Космическими войсками России Игорь Морозов, объект планируют завершить до 2024 года.

Российское агентство «Интерфакс» еще в прошлом году со ссылкой на источник сообщало о планах российских властей начать такое строительство в Севастополе на месте старой РЛС «Днепр» на мысе Херсонес, которая сейчас фактически заброшена. В Украине на протяжении пяти лет выражают обеспокоенность растущей милитаризацией аннексированного украинского полуострова.

Заместитель главы комитета по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки Верховной Рады Украины Юрий Мысягин обещает сделать официальное заявление, как только появится больше информации относительно строительства новой РЛС в Крыму.

– Пока никак не отреагировали, но я думаю, что отреагируем, будет какое-то заявление. Самое главное – не молчать и акцентировать на этом внимание Совета национальной безопасности и обороны, чтобы он сделал заявление. Плюс просить наших западных партнеров в Европе, которые также делали заявления, сделать совместное заявление, так будет еще лучше. У нас курс в НАТО, это наши партнеры в Европе, поэтому совместное заявление – это один из способов реакции. Если надо сделать заявление от комитета, мы сделаем. Пока информации как таковой полной нет.

Российский военный обозреватель Павел Фельгенгауэр напоминает историю РЛС в Крыму.

– Это станция СПРН – системы предупреждения о ракетном нападении. Она была в советские времена недалеко от Севастополя, потом осталась на территории Украины после 1991 года, функционировала какое-то время, а потом Москва отказалась платить за это и сказала, что станция старая – это действительно так. Вместо нее построили типа «Воронеж» в Ставрополье, которая более-менее покрывала то же пространство. Когда Россия заняла Крым, станцию вроде даже запустили, но поскольку она очень старая, аналоговая, решили заменить ее новой. Станции типа «Воронеж» – дециметрового и большего диапазона – ставят достаточно густо по всей территории России, создавая надгоризонтное радиолокационное поле. Эти станции в первую очередь должны засекать ракеты, которые пущены по территории России, определять траектории. Заодно они видят самолеты.

Павел Фельгенгауэр
Павел Фельгенгауэр

Павел Фельгенгауэр указывает на то, что наличие Черноморского флота России в Крыму говорит руководству страны о возможности ракетного нападения на полуостров с юга или с запада в случае полномасштабной войны.

Крым – это такой выдвинутый вперед, непотопляемый авианосец в Черном море в представлении российских военных
Павел Фельгенгауэр

– В принципе, СПРН считается военными специалистами, в том числе и западными, стабилизирующим фактором. Если ядерная держава хорошо представляет, что происходит вокруг, то меньше вероятности ошибочного или случайного ответного ядерного действия, когда угрозы реально не было. У России радиолокационная наземная составляющая развернута довольно хорошо… Крым – это такой выдвинутый вперед, непотопляемый авианосец в Черном море в представлении российских военных. Соответственно, там должны быть серьезные радары, чтобы смотреть, что подлетает – но это уже другие задачи, не СПРН.

Руководитель украинского Центра военно-правовых исследований Александр Мусиенко полагает, что Россия усиливает свое военное присутствие в Черном море в рамках новой гонки вооружений с США.

– С момента выхода США из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности все идет к тому, что Россия бросает вызов США в гонке вооружений именно в системах противоракетной обороны. Отсюда и установка этих РЛС. В Крыму также планируют развернуть сверхмощные дальнобойные радиолокационные системы «Ниобий-СВ», которые направлены на самолеты-невидимки, американские разведчики и пуски ракет, однако радиус действия таких систем небольшой. А вот «Воронеж» – это очень серьезные РЛС, способные покрывать всю территорию до Ближнего Востока и до Балкан, чтобы обнаруживать пуски баллистических ракет и готовиться к их перехвату. В свою очередь, США рассматривают варианты размещения систем противоракетной обороны и ракет малого радиуса действия в Румынии или в Болгарии. Сейчас идут такие дискуссии.

Александр Мусиенко
Александр Мусиенко

Александр Мусиенко уверен, что Россия в этой гонке вооружений все равно оказывается в проигрышной позиции.

Если бы у них была возможность поставить такие станции в Крыму 10-15 лет назад, они бы это сделали
Александр Мусиенко

– Если даже посмотреть на карту, то у американцев больше возможностей и больше точек, где они могут размещать и ракеты, и системы ПРО. Это и Польша, и Румыния на западном фланге. На восточном это может быть Япония и Южная Корея. У России тут маневр ограничен, поэтому они стараются ставить РЛС где только можно. Я думаю, если бы у них была возможность поставить такие станции в Крыму 10-15 лет назад, они бы это сделали… Я хочу напомнить о том, что Россия первой вышла из договора об обычных вооруженных силах в Европе. США же вышли из ракетного договора, потому что Россия проводила испытания новых ракет, нарушающих это соглашение. Также была информация аналитиков о том, что ракеты типа «Искандер» способны иметь дальность полета более 500 километров, которую устанавливает договор.

Доктор технических наук, украинский специалист в области радиоэлектроники Игорь Шелевицкий объясняет, чем мощные РЛС опасны для местных жителей.

Мощные электромагнитные излучения негативно влияют на сердечно-сосудистую систему
Игорь Шелевицкий

– В отличие от обычных радаров, которые стоят на аэродромах и просматривают пространство до 300 километров, военные видят на расстоянии в 6000 километров. То есть мощность излучения такого устройства составляет около 10 мегаватт – это очень серьезный показатель. Есть разные данные, но, скорее всего, речь идет не про метровый диапазон, а про сантиметровый (существует соответствующая модификация «Воронеж-СМ» – КР). Эта станция должна работать параллельно с Армавирской, у которой диапазон дециметровый. Чем меньше этот показатель, тем отрицательнее влияние таких станций на здоровье. По поводу онкологии результатов исследований нет, но мощные электромагнитные излучения негативно влияют на сердечно-сосудистую систему. Раньше в Севастополе была станция мощностью 2 мегаватта, новая же будет в пять раз мощнее.

Игорь Шелевицкий подчеркивает, что около таких станций всегда есть боковое излучение.

– При такой мощности оно достаточно сильное и может влиять на здоровье людей недалеко от таких объектов. Конечно, защищают, ставят соответствующие наземные сетки, но это уже зависит от того, в каком диапазоне идет излучение. Это необходимо измерять. Однозначно такой объект не способствует превращению Крыма в курортную зону. Безусловно, такой мощный источник электромагнитного излучения сантиметрового диапазона не положительно влияет на здоровье.

(Текст подготовил Владислав Ленцев)

FACEBOOK КОММЕНТАРИИ:

В ДРУГИХ СМИ




Recommended

XS
SM
MD
LG