Сможет ли Украина преодолеть вето Венгрии на евроинтеграцию – в частности, на открытие переговорных кластеров? Кто здесь союзники Киева? Что такое кластеры? Почему затягивание этого процесса может иметь серьёзные негативные геополитические последствия? В этих вопросах разбиралось Радіо Свобода.
Что такое кластеры
Всего в ЕС 35 переговорных глав, которые сгруппированы в шесть кластеров, которые нужно «закрыть», чтобы стать членом ЕС. Именно вокруг них и «вращаются» переговоры о членстве.
Итак, этими шестью кластерами являются:
- «Основы (Фундаментальные сферы)».
- «Внутренний рынок».
- «Конкурентоспособность и инклюзивный рост».
- «Зелёная повестка дня и устойчивая связь».
- «Ресурсы, сельское хозяйство и сплочённость».
- «Внешние отношения».
Когда страна унифицирует своё законодательство по всем этим параметрам, и это признаётся всеми 27 членами ЕС, тогда стране дают добро на членство в ЕС после процесса ратификации всеми государствами-членами.
Консенсус требуется и на предыдущих этапах, включая кластеры.
Почему не открыли при Польше?
Во время председательства Польши в первом полугодии этого года были надежды на открытие хотя бы первого кластера «Основы», а возможно, даже двух-трёх.
Но в Польше были президентские выборы, и в ходе избирательной кампании были сильно раскручены антиукраинские настроения – поэтому было как-то не до украинских кластеров.
И уже после победы на выборах президент Кароль Навроцкий не оставил скепсис – он резко выступает против членства Украины в НАТО, а также считает несвоевременным членство Украины в ЕС.
«Сегодняшняя дискуссия о членстве Украины в Европейском Союзе является преждевременной и, как я уже говорил, я, как президент Польши, не участвую в таких дискуссиях и больше сосредотачиваюсь на том, что поляки делают с 2022 года», – сказал Навроцкий во время визита в Литву 9 сентября.
Дания
Во втором полугодии 2025 года председательствует Дания, которая активно поддерживает членство Украины в ЕС.
Как сообщила министр Дании по делам Европы Мари Бьерре в Брюсселе 16 сентября, «все государства-члены, кроме Венгрии, заявили, что хотят, чтобы мы продвигались вперёд с переговорами с Украиной».
Дания намерена попытаться надавить на Венгрию, которая блокирует открытие кластеров с Украиной, чтобы всё же открыть хотя бы три кластера в этом году.
«Мы всё ещё оказываем давление на Венгрию. Нашей первоначальной целью остаётся открытие первого кластера и, желательно, также других кластеров», – отметила министр Дании по делам Европы Мари Бьерре.
Киев, со своей стороны, считает себя готовым к открытию всех шести кластеров уже к концу 2025 года.
Венгрия и вето
Венгерские претензии к Украине начинались с прав венгерского национального меньшинства в Закарпатье. Дескать, местных этнических венгров заставляют учиться на украинском, и есть проблемы с венгерским языком и другими правами.
Затем венгерский премьер Виктор Орбан начал заявлять, что в Украине война, и в случае членства Украины в ЕС украинцы, дескать, принесут эту войну и в Европу, и в Венгрию, втянув и её в конфликт.
Параллельно Орбан начал делать акцент на якобы опасности членства Украины в ЕС для венгерских фермеров.
К обвинениям в адрес Украины со стороны официального Будапешта присоединилась даже «мафия»: венгерское руководство заявило, что членство Украины в ЕС «позволит украинской мафии проникнуть в Венгрию».
Мы всё ещё оказываем давление на ВенгриюМинистр правительства Дании
Также ранее в этом году Орбан и его правительство организовали референдум в Венгрии, в котором приняли участие 2,3 миллиона венгров (население страны – 9,5 миллиона человек). Затем Орбан объявил 26 июня, что 95% участников Voks2025 отклонили вступление Украины в ЕС.
«Мой голос стал громче и мужественнее, но я всё равно скажу голосом более двух миллионов венгров в ходе переговоров, что Венгрия не поддерживает вступление Украины в Европейский Союз», – сказал тогда Орбан.
Ранее скепсис звучал и от Братиславы. Но словацкий премьер Роберт Фицо, встретившись в начале сентября в Ужгороде с президентом Владимиром Зеленским и премьером Юлией Свириденко, снял свои предостережения.
Более того – 16 сентября Фицо после встречи с одним из своих вице-премьеров заявил, что членство Украины в ЕС может даже быть выгодно Словакии. По его словам, Украина должна быть «максимально готовой» к вступлению в ЕС.
Позиция России
Оставшись почти в одиночестве в своём оппонировании евроинтеграции Украины, можно было бы подумать, что пророссийский Виктор Орбан, блокируя Украину, выполняет прихоти Москвы, которой может не нравиться геополитический дрейф Украины в сторону Европы.
Но вот что интересно – сам российский лидер Владимир Путин заявил, что Москва не против членства Украины в ЕС.
«Что касается членства Украины в ЕС – мы никогда против этого не возражали», – сказал Путин на встрече со словацким премьером Фицо в Китае 2 сентября, повторив в то же время оппозицию Москвы к членству Украины в НАТО.
«Наконец-то мы слышим сигнал из России, что они уже воспринимают членство Украины в Евросоюзе. Жаль, что они воспринимают реальность с такой задержкой… Если уж даже Путин не возражает, то позиции некоторых стран, особенно Венгрии, по кластерам в переговорах выглядят действительно странно», – заявил Владимир Зеленский на пресс-конференции с главой Евросовета Антониу Коштой 5 сентября в Ужгороде.
Если уж даже Путин не возражает, то позиция Венгрии выглядит странноВладимир Зеленский
Но и это, как видно, не повлияло на позицию Будапешта. Министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто заявил в сети Х 5 сентября, что его страна не меняет свою позицию по вступлению Украины в ЕС.
По словам Сийярто, позиция Венгрии «не диктуется из-за рубежа».
«Нам безразлично, что Москва думает о членстве Украины в ЕС. Единственное, что нас волнует, – это то, что думает венгерский народ. И он ясно выразился: люди не хотят, чтобы Украина была в ЕС, поскольку это уничтожит наших фермеров, наш рынок труда и нашу безопасность», – написал Сийярто в соцсети X.
Позиция США
Ещё один фактор, который мог бы повлиять на позицию Венгрии в вопросе украинской евроинтеграции, – это США и президент Дональд Трамп.
Дело в том, что между Трампом и Орбаном сложились достаточно приятельские отношения. Они встречались несколько раз, Трамп неоднократно положительно отзывался о венгерском премьере.
Стало известно, что и президент Зеленский, и другие европейские лидеры, присутствовавшие на встрече с Трампом в Белом доме 18 августа 2025 года, просили Трампа повлиять на Орбана, чтобы тот не блокировал членство Украины в ЕС.
Трамп даже набрал Орбана и спросил у него, почему тот блокирует Украину на пути в ЕС.
Здесь есть ещё один момент – дело в том, что сейчас обсуждаются гарантии безопасности, которые страны-партнёры Украины готовы ей дать в случае достижения перемирия или длительного мира – чтобы российская агрессия не повторилась в будущем.
И одной из таких гарантий безопасности является членство Украины в ЕС, причём быстрое, без проволочек на долгие годы.
«Среди гарантий безопасности, которые мы видим, – членство в Европейском Союзе», – заявил президент Зеленский после встречи «Коалиции желающих» 4 сентября в Париже.
Что может изменить патовою ситуацию?
Так какой же выход? Когда Украине и ЕС открывать переговорные кластеры, чтобы не терять время?
Здесь есть ряд вариантов.
Во-первых, Киев продолжает активно работать на двустороннем треке с Будапештом.
Я призываю Совет ЕС без дальнейших задержек принять решение об открытии первого кластераМарта Кос
Вице-премьер Тарас Качка недавно посетил Венгрию, встретился 17 сентября с послом Венгрии в Киеве. Украина всячески пытается убедить правительство Орбана отказаться от сопротивления, чтобы снять его вето.
Еврокомиссар по вопросам расширения Марта Кос заявила 9 сентября, что настаивает на открытии кластеров, поскольку Украина выполнила для этого все предпосылки.
«Поэтому я призываю Совет (ЕС) без дальнейших задержек принять решение об открытии первого кластера», – сказала Кос 9 сентября во время выступления в Европарламенте.
Однако она отметила, что Еврокомиссия всё же призывает Киев продолжать работу над воплощением дорожных карт, а особенно над планом действий по вопросу меньшинств – прежде всего, очевидно, венгерского.
Украинцы и европейцы по-прежнему надеются, что администрация Трампа усилит давление на Будапешт, поскольку членство в ЕС является одной из ключевых гарантий безопасности для Украины.
Также есть расчёт и на креативность самого ЕС. Среди вариантов здесь – начать работу над реализацией кластеров после завершения процесса так называемого скрининга украинского законодательства, а затем – когда придёт время – моментально открыть кластеры и быстро их закрыть, поскольку домашняя работа уже будет проведена.
Но здесь пришлось бы разъединить Украину и Молдову, которые сейчас идут в связке к членству в ЕС (Будапешт не возражает против открытия кластеров для Молдовы). Но против разъединения (декаплинга) Украины и Молдовы выступают в Киеве, Брюсселе, а также и в Кишинёве.
Где-то, вероятно, есть и расчёт на смену власти в Венгрии – на выборах в Венгрии, которые должны состояться в апреле 2026 года, неплохие шансы на победу имеет оппозиция. Но есть ли гарантия её победы? И стоит ли терять более полугода?
Тем более, что на сегодняшний день наметился такой пока ещё не твёрдый, но консенсус, что Украина могла бы стать членом ЕС в 2030 году.
Потому что если не решить «венгерскую проблему», то может сбыться более пессимистичный прогноз канцлера Германии Фридриха Мерца, что Украина вряд ли сможет вступить в Евросоюз до 2034 года.