Известный в Украине симиренковед, крымский ученый, академик УЭАН Петр Вольвач издал работу о выдающемся меценате и украинском промышленнике ХІХ-ХХ веков Василии Симиренко. Книга «Великий Хорс: страницы жизни и деятельности Василия Симиренко» вышла в одном из черкасских издательств.
Ее автор, Петр Вольвач, известен тем, что вел в Крыму активную научную и общественную работу. С 60-х годов прошлого столетия работал на Крымской помологической станции (г. Бахчисарай) Всесоюзного института растениеводства им. академика Н.И. Вавилова ученым секретарем и заместителем директора по научной работе. В годы независимости организовал в Крыму «Южный научный центр агроэкологии» Минсельхоза Украины и был избран академиком Украинской экологической академии наук.
Начиная со студенческих лет в Крымском сельскохозяйственном институте, исследовал жизнь и деятельность, связи с Крымом известного украинского ученого-помолога Льва Платоновича Симиренко. Таким образом, Петр Вольвач, как ученый, положил начало новому направлению в современной науке – симиренковедению.
Он автор трехсот научных публикаций, среди которых – 18 монографий на тему садоводства, истории аграрной науки в Украине, агроэкологии и общественной жизни, в том числе нескольких глубоких научных монографий о семье Симиренко. Именно его усилиями в независимой Украине в Крыму были переизданы произведения Льва Симиренко «Крымское промышленное плодоводство» и «Помология». За фактическое возвращение в исторический и научный оборот научных работ и памяти о Симиренко Петр Вольвач награжден премией Крымского отделения Академии наук Украины и премией имени Л.П. Симиренко НАН Украины.
Тезис о Хорсе и титул «Бога украинской культуры» в заглавии – не преувеличение. За значительный финансовый вклад, кстати, не разглашавшийся, в развитие украинской культуры Василия Симиренко – известного ученого, выпускника Парижской политехники, инженера-конструктора и технолога в области сахароварения, мецената украинской науки и культуры среди украинской общественности при его жизни называли «Великим Хорсом». А образцом для Василия Федоровича Симиренко, на которого он равнялся, был великий меценат гетман Иван Мазепа.
Известно, что Хорс – это второе название бога Солнца; возможно, он сын Дажбога. Как великий бог Солнца Хорс упоминается в «Слове о полку Игореве»; во Владимирском (Киевском) пантеоне стоит рядом с другими главными богами языческих времен. Он как бог описывается в «Повести временных лет»; Хорс присутствует в списке среди других богов – Трояна, Велеса, Перуна, которым князь Владимир велел установить идолов в Киеве. Хорс упоминается в апокрифе «Хождение Богородицы по мукам», «Слове Христолюбца», в «Беседе трех святителей», «Легенде о дочери Шана». Культ Хорса был настолько популярен, что не угас с появлением христианства.
Как видно из «семейного дерева» Симиренко, после известного ученого Льва Симиренко именно Василий Симиренко стал объектом детального внимания украинских историков и ученых, поскольку он внес, пожалуй, наибольший вклад в поддержку и развитие не только украинской науки и культуры, но и общественное развитие украинства.
Он финансировал не только прижизненное издание «Кобзаря» Тараса Шевченко, но и произведения Михаила Коцюбинского, Бориса Гринченко, автора нынешнего гимна Украины Павла Чубинского, профессора Киевского университета Александра Кистяковского.
Василий Симиренко спонсировал издание известной ежедневной газеты «Рада», «Общественное слово», журналов «Литературно-научный вестник», «Киевская старина», зарубежных изданий «Украинское обозрение» и «Русинское обозрение». Вместе с Евгением Чикаленко он помогал в работе Михаилу Драгоманову, Владимиру Винниченко, Сергею Ефремову, Михаилу Грушевскому, финансировал хор Николая Лысенко, библиотеки, музеи, воскресные украинские школы (в том числе и в Крыму) и много других людей и проектов, формировавшие национальное самосознание украинства в XIX и XX веках.
Известно, что объем его меценатских взносов за счет неразглашаемых доходов сахарарных заводов из-за угрозы политического обвинения в украинофильстве, «малороссийском сепаратизме» со стороны царской, а затем большевистской, власти, составлял миллионы рублей. Это гораздо больше, чем сам Василий Симиренко тратил на свою семью и на себя.
Характерно, что деятельность всей семьи Симиренко часто была тем или иным образом связана с Крымом, который всеми аспектами своей жизни тяготел к материковой Украине. В условиях действия «Эмского» указа создание государственных украинских школ было невозможным, поэтому украинские меценаты, в том числе Симиренко, создавали воскресные школы, где дети учились на украинском языке. Как сказано выше, часть таких школ охватывала и территорию Крыма (стр. 162).
Как известно, садовод и помолог Лев Симиренко был тесно связан с Крымом не только работой по изучению крымского промышленного плодоводства, но и своей близостью к народовольцам и организаторам покушения на царя Александра II. Так, его двоюродная сестра Ольга Яхненко была женой организатора покушения на царя, убитого выходца из Феодосийского уезда Крыма Андрея Желябова. Со многими членами этой группы, в том числе с самим Андреем Желябовым (стр. 17-18), Лев Симиренко имел дружеские отношения. От возможной смертной казни Льва спасло то, что за год до покушения на царя Льва Симиренко арестовали и выслали в Сибирь, и о смерти товарищей он узнал, будучи в ссылке.
В целом, книга Петра Вольвача о Василии Симиренко ценна тем, что в ней чуть ли не впервые в истории экономики Украины тщательно исследована история известной сахарной фирмы «Братья Яхненко и Симиренко». Это исследование интересно тем, что в нем впервые отражен подход украинских предпринимателей к организации промышленности.
Советская историография в ХХ веке в русле классовой теории трактовала промышленников Яхненко и Симиренко как эксплуататоров и угнетателей. Однако практика показывает, что это не так. Их пример – это, возможно, первая в мире реализация идеи промышленного производства как «капитализма с человеческим лицом», так как они воспринимали работриков не как эксплуатируемую рабочую силу, а как партнеров. Около построенного сахарного завода в Черкасском уезде на 260 десятинах земли были построены 150 коттеджных домиков для служащих и рабочих завода (стр. 46-49).
Каждый из них имел свой приусадебный участок с огородом и садом. Отдельно было общежитие для сезонных рабочих. В городе работали магазины, которые все товары продавали без наценки и без выгоды для фирмы. Все работники завода покупали дешевые и качественные товары. При заводе работала больница на 160 коек и шестилетняя школа для детей рабочих. В городке был свой театр, паровая мельница, машиностроительный завод. И уже тогда было освещение газовыми фонарями, которое в то время было введено только в нескольких крупных городах на всю Российскую империю.
В городе были водопровод и канализация, проложены дороги и тротуар с твердым покрытием. В фирме было введено страхование на случай болезни рабочих. Фирма поставляла сахар-песок и рафинад во все главные города России и за границу по странам Европы. В свое время фирму посетил Тарас Шевченко. Опыт компании приезжали перенимать «англичане, французы, немцы, россияне, поляки, бородатые столичные купцы, евреи и помещики…» (стр. 51).
Характерными для истории были и причины упадка фирмы. Дело в том, что Симиренко, будучи украинскими предпринимателями, на территории тогдашней Украины не имели собственной земли. Поэтому для строительства завода и городка при нем, а также для выращивания свеклы, недалеко от села Млиева братья Яхненко и Федор Симиренко договорились взять в аренду землю у князя Михаила Воронцова. И здесь прослеживается также своеобразная связь с Крымом. Михаил Воронцов с радостью согласился с предпринимателями и установил достойные условия. Соглашением предусматривалась аренда земли на 26 лет с правом пролонгации по желанию арендаторов. Для большего доверия со стороны арендаторов соглашение подписал не только сам князь Михаил Воронцов, но и его сын и наследник Семен, живший в Крыму. А также как свидетели еще два соседних землевладельца – Браницкий и Потоцкий.
В торжественной обстановке князь Михаил Воронцов пообещал не только свою защиту как гарант сделки, а также защиту наследников, и «уважение государя-императора» (стр. 42). Но когда дело дошло до выполнения и продления соглашения, судьба яхненко-симиренковской фирмы оказалась похожа на современную судьбу всей Украины после Будапештского меморандума. Заключенное Михаилом Воронцовым соглашение никто не собирался выполнять, как и теперь Будапештский меморандум.
Ситуация коренным образом изменилась после смерти князя в 1856 году. Подписант соглашения «крымчанин» Семен Воронцов стал оказывать предпринимателям всевозможные преграды – усложнял доставку свеклы на заводы, препятствовал подписанию соглашения с крестьянами по выращиванию свеклы, требовал взятки за различные «услуги», добился отмены планов по строительству железной дороги. В конце концов поручил своей родственнице Екатерине Балашовой построить ее сахарный завод рядом с заводом Симиренко, что вызвало нежелательную и заведомо проигрышную нечестную конкуренцию.
В то же время, отмечает автор книги, история украинского предпринимательства и меценатства ХІХ и ХХ веков еще во многом не исследована, покрыта белыми пятнами, скрывающими множество ценного опыта и важной информации. В частности, к таким относится и тайна завещания и судьба зарубежных банковских счетов Василия Симиренко, которые мало исследованы из-за препятсвия советской власти, банковской тайны и нехватки доступных документов, да еще, по-видимому, хранят в неизвестности судьбу миллионов карбованцев.
В целом, книга Петра Вольвача «Великий Хорс» – это весомый вклад в обнародование информации о важном этапе становления украинства, развития гражданского общества в Украине под властью Российской империи, вклада выдающихся украинцев в распространение украинского государственного мировоззрения.
Николай Семена, журналист
Мнения, высказанные в рубрике «Блоги», передают взгляды самих авторов и не обязательно отражают позицию редакции.
Роскомнадзор пытается заблокировать доступ к сайту Крым.Реалии. Беспрепятственно читать Крым.Реалии можно с помощью зеркального сайта: https://d6encvye5xm0y.cloudfront.net/ следите за основными новостями в Telegram, Instagram и Viber Крым.Реалии. Рекомендуем вам установить VPN.