Вода с трупным запахом, слепящий свет по ночам и забивание камнями на плацу – все это про женскую колонию в Зеленокумске, где на данный момент отбывает наказание крымская правозащитница и гражданская журналистка Ирина Данилович. Что происходит в российских женских зонах, где содержатся «политические» украинки – читайте в этом материале.
Бесследные пытки
В начале этого месяца в Праге состоялось ежегодное вручение премии «Истории беззакония», лауреатом которой стала Ирина Данилович. Во время церемонии правозащитниками были озвучены нечеловеческие условия, в которых уже несколько лет находится политзаключенная. Так, в бараке на 120 человек очень плохое отопление и зимой на стенах намерзает лед, а летом вода в кране была с трупным запахом, так как в трубе застряло тело мертвого животного. При этом на протяжении всего времени Ирина Данилович лишена возможности получать необходимые лекарства и сильно страдает от мигрени и боли в ушах, сообщили правозащитники.
Кроме того, в июле через близких она смогла передать, что администрация колонии регулярно «прибегает к методам нацистского гестапо», применяя бесследные пытки. В частности, для этого используется прожекторный свет, который никогда не выключается на ночь, лишая заключенных женщин возможности спать. Кроме того, одна из смен охраны на протяжении всего дня использует звукопередающее оборудование на экстремальной громкости.
Причем, как удалось выяснить корреспонденту Крым.Реалии, после огласки этих фактов и проведенной сотрудниками прокуратуры проверки, ситуация абсолютно не изменилась. Правда, с заключенными была проведена разъяснительная работа о том, что единственным результатом их жалоб может стать отправка в штрафной изолятор, условия содержания в котором являются не просто бесчеловечными, а прямо опасными для жизни и здоровья.
Бил, а камеры не работали
Как раз в день, когда состоялась церемония вручение премии «Истории беззакония», в колонии, где содержится Ирина Данилович, произошел новый инцидент.
Телеграм-канал «Трибунал. Крымский эпизод»обратил внимание на сообщение российских правозащитников об избиении заключенной в Зеленокумске начальником колонии во время построения заключенных на плацу. Рукоприкладство происходило на глазах у всей колонии и в такой форме, что потерпевшая на тот момент уже более недели находилась в медсанчасти.
Спустя несколько дней издание Astra получило подтверждение этой информации и узнало подробности инцидента. Во время построения заключенная, которая к тому же являлась инвалидом второй группы, «не так» ответила начальнику колонии Альберту Беджиеву, тот схватил ее за одежду и швырнул на землю, после чего стал избивать.
«Как кусок мяса отбрасывают, он ее вот так отбросил. И мы слышим крик, она когда е*нулась, она, видимо, сильно е*нулась, она заорала. Потом он взял камень и х*йнул в нее камнем», – цитирует издание наблюдения одной из свидетельниц избиения.
По ее словам, в дальнейшем, Беджиев еще долго избивал заключенную, и в медсанчасти у избитой все лицо было сине-фиолетовое от побоев.
По данным матери пострадавшей, правоохранители не увидели оснований для возбуждения уголовного дела, поскольку записи с камер наблюдения неожиданно исчезли, а потенциальных свидетелей из числа женщин-заключенных запугали перспективой попасть в штрафной изолятор.
Как отмечали в 2023 году журналисты Кавказ.Реалии, нападения на женщин-заключенных со стороны начальника колонии случались и раньше. Однако открытое избиение на плацу перед всей зоной в Зеленокумске фиксируется впервые.
Колония-пыточная
В отличие от зоны в Зеленокумске, про пытки и избиения женщин-заключенных в мордовской колонии поселка Явас известно уже очень давно. Российские журналисты, собиравшие свидетельства бывших узниц, считают что в этом месте женщин пытают ежедневно. Также, по аналогии с большинством мужских заведений, тут существует страшная традиция «приемки» – так называемого «приветственного» избиения и унижения каждой вновь прибывшей. Помимо этого женщин избивают за невыполнения плана на швейном производстве.
Среди правозащитников колония в Явасе получила мрачную известность благодаря истории заключенной Марии Украинец, которая смогла передать на волю записку о жестоких пытках и своей попытке суицида.
«Скорую не вызвали. Только сказали – сдохнешь здесь. Я вскрылась сильно три раза, выключали камеры, я без сознания валялась в своей крови», – сообщала заключенная в этой записке.
С тех пор уже почти полтора года о ее судьбе ничего не известно.
Именно туда, в мордовскую ИК-2, отправляют после закрытых судебных процессов основную часть украинок с оккупированных территорий.
В частности, узницами этой колонии на сегодняшний день являются похищенные в 2022 году на Херсонщине местная IT-тестировщица Ирина Горобцова и студентка Анна Ельцова, многодетная мать Елена Даниленко, а также подвергшаяся пыткам оккупантов жительница Запорожской области Ольга Чернявская.
«У нас эта колония сохраняет стойкую репутацию «черной дыры». Туда ходят только бумажные письма, что уже довольно специфично. И за все время из нескольких десятков отправленных туда писем, только один раз пришел ответ. Мы даже не знаем, получили женщины эти послания или нет. Вообще, там царят собственные законы. Например, в посылке запрещено отправлять зелень, потому что из нее якобы можно добыть наркотики», – рассказали корреспонденту Крым.Реалии активисты инициативы «Письма в неволю», которые ведут переписку с политзаключенными.
В черных мешках
Ситуация, в которой письма вместо почты отправляются в мусорный бак, характерна не только для Мордовии. Такая политика была зафиксирована и в женской колонии поселка Березняки Пермского края, которая входит в перечень установленных мест содержания осужденных по политическим статьям украинок.
В частности, в этой колонии содержится мать четырех детей из поселка Акимовка Оксана Иванченко, которую обвинили в передаче украинскому телеграм-каналу «РИА-Мелитополь» сведений о местонахождении российских войск.
Основной особенностью этой колонии является то, что там много туберкулезных больных.
«Люди с открытой формой туберкулеза находятся рядом с другими заключенными… Надо понимать, что восемьдесят процентов женщин, содержавшихся в ИК-28, осуждены по 228 статье, то есть связаны с наркотиками. У многих из них ВИЧ-инфекция. В результате отсутствия терапии они очень легко могут заразиться открытой формой туберкулеза, что, собственно, там и происходит. И людей выносят в черных мешках», – рассказала участница протестной инициативы Pussy Riot Мария Алехина, которая отбывала там часть своего срока.
По состоянию на август 2025 года как минимум 26 женщин из аннексированного Крыма незаконно находятся в следственных изоляторах или исправительных колониях полуострова и России. Об этом сообщает Крымскотатарский ресурсный центр.
Как отмечают эксперты КРЦ, женщинам значительно тяжелее находиться в условиях колоний, чем мужчинам, из-за отсутствия надлежащего медицинского обслуживания, гигиенических условий, психологического давления и ограничений в коммуникации с родными.
FACEBOOK КОММЕНТАРИИ: