Доступность ссылки

«Украине нужно готовиться к деоккупации Крыма» – журналист


Валерий Калныш
Валерий Калныш

69% населения материковой Украины считает, что Крым и дальше должен оставаться частью Украины. Таковы результаты опроса, проведенного на материковой Украине Фондом «Демократические инициативы» им. Илька Кучерива и социологической службой Центра Разумкова. Большинство опрошенных верят в возвращение Крыма под контроль Киева. Согласно результатам опроса, 5,4 % опрошенных считают, что Крым «может вернуться под контроль Украины» уже в ближайшее время, 42,3 % ответили, что да, может, но в долгосрочной перспективе, 20,1 % считают, что «возвращение» скорее невозможно и 15,5 % опрошенных полагают, что «возвращение» Крыма абсолютно невозможно.

О том, как жители материковой Украины относятся к Крыму и крымчанам, когда и при каких условиях возможно «возвращение» Крыма, в студии Радио Крым.Реалии говорили с главным редактором Радио НВ Валерием Калнышем.

– В этом социологическом исследовании был еще один важный вопрос: «При каких условиях возможно возвращение Крыма?» Так вот, 39% считают, что это может произойти, когда Путин уйдет и когда сменится власть в России. Увидев эти цифры, мы решили провести в эфире свой опрос. Наши слушатели назвали главным для возвращения Крыма другое условие. У нас 53% сказали, что это возможно, если Украина продемонстрирует экономический рост больше, чем в России. Есть такая теория, и она применима не только к Крыму, но и к Донбассу, что, когда оккупированные части увидят, что в Украине жить хорошо, они пробьют стену с той стороны. Речь о том, чтобы люди, волею судеб оказавшиеся на оккупированных территориях, поняли, что здесь дом, здесь лучше, и сюда пора возвращаться.

– Когда это может произойти?

– Я пессимистичен в прогнозах, мне кажется, что в ближайшие 10 лет деоккупация не произойдет. Я привязан к естественному «сроку годности» Путина. Мне кажется, что лет через 10 его не станет, сменится власть в России. Есть, впрочем, спекуляции на тему, что может быть еще хуже. Я исхожу из того, что сменится власть и включится какой-то обратный процесс.

– В эфире радио НВ вы только теперь обсуждали Крым или это постоянная тема, которая интересует украинскую аудиторию?

– Около двух раз в неделю, в зависимости от повода, мы говорим про Крым. Мы никого не агитируем не забывать о Крыме, но мы для себя решили, что будем помнить о нем всегда.

– Радио НВ, с лета нынешнего года теперь вещает и на территорию Крыма?

– Да, мы вещаем с Чонгара, частота 104,1. Боюсь, что нас слышит только Северный Крым, это связано и с географией, и с мощностью передатчика. Но нас слышат в социальных сетях. Были у нас комментарии из Симферополя, Евпатории, Ялты и Севастополя.

– Еще немного о социологическом опросе. Большинство граждан материковой Украины считает неприемлемым предложение «обменять» Крым на Донбасс. Как считаете, насколько такие варианты возможны или это абсолютная конспирология?

Может быть, россияне и не верят СМИ, однако впитывают

– Мы часто начинаем решать проблему, когда что-то уже произошло. Мне кажется, это не совсем конструктивно, и к тому или иному событию нужно готовиться. Нам нужно готовиться к деоккупации Крыма, надо готовиться к возвращению. В этом же опросе есть цифры, которые меня заставили задуматься; речь идет о финансовой поддержке. При всем том, что большинство видят Крым украинским, лишь порядка 20% готовы говорить о прямой финансовой поддержке Крыма, когда он вернется в состав Украины.

– А кто в Украине отвечает за Крым?

– Президент. Он у нас главнокомандующий, он отвечает за внешнюю политику. В том числе создан и Совет при президенте, где обсуждается и автономия крымских татар и много чего. Но мы не имеем какого-то общего плана. И «мы не расскажем вам об этом плане, потому что это военная тайна» – не принимается. Это не военная тайна, это стратегия государства по отношению к своей территории. Это не может быть военной тайной в полном объеме. Покажите нам хотя бы процентов 25 того, что вы придумали. Конечно, надо подключать тех людей, которые живут в Крыму или выехали оттуда. Они знают, как это надо реализовывать. Но общую стратегию должны задать органы власти.

– Можно ли с помощью информации завоевывать или отвоевывать территории?

– Можно помогать. Если бы мы приняли решение, что мы – радио власти, передавать только те посылы, которые показывают власть с хорошей стороны, – наверное, могли бы формировать мнения. Но мы не приняли такого решения. Мы ­– информационная станция, и должны представлять все, как оно есть. Там, где власть заслуживает, чтобы о ней говорили хорошо – мы говорим.

– Тем людям, которые с 2014 года не выезжали из Крыма, что вы расскажете о достижениях Украины за четыре года?

– По сравнению с тем, что я знаю от своих знакомых – и в оккупированном Донбассе, и в Крыму – у нас (на материковой Украине – КР) выше уровень личной безопасности. Экономический уровень выше. Цены ниже. Свободы больше. Больше книг и источников информации. Нет диктата со стороны власти. Если что-то не нравится, ты можешь об этом сказать – и не получишь дубинкой по горбу. И не просыпаться в страхе, что явится ФСБ и арестует по надуманному поводу.

– Вы руководите радиостанцией, чье вещание охватывает всю Украину. Возможно, у кого-то из политиков есть желание использовать такие возможности? Было ли давление со стороны властей на вашу радиостанцию?

– Нет. Может быть, нам пока «дали поговорить». Наша недельная аудитория –700-800 тысяч человек. И журналисты НВ не предают профессию. А с другой стороны, мы можем себе это позволить. Платит Dragon Capital, инвестиционная компания, которую возглавляет Томаш Фиала. Проект призван создать медиабизнес: мы отказались от кэша, не берем деньги в конверте, не берем денег за политику. Вторая задача – коллективная социальная ответственность. Есть представление, что нужна такая станция, где будут представлены разные точки зрения.

– Половина россиян не доверяет большинству сообщений СМИ. Таковы выводы исследования «Образ журналиста в массовом сознании россиян», подготовленного исследовательской группой ЦИРКОН. А разве в Украине не стало уже общим местом суждение, что россияне верят СМИ?

– У меня с довоенных времен осталось только трое-четверо россиян, с которыми я поддерживаю дружеские отношения, и это одна десятая процента того, что было. Может быть, россияне и не верят СМИ, однако впитывают. И какие сообщения СМИ имеются в виду? Возможно, россияне не доверяют новостям об инопланетянах. Если бы речь шла о новостях про Украину, и половина им бы не доверяла – тогда об этом интересно было бы поговорить.

– В последние годы в Украине все больше людей получают доступ к интернету. И именно интернет становится основным источником информации. А вы по-прежнему верите, что у радио есть будущее?

– Я на этом настаиваю. А если радио скрестить с YouTube, то будет лучший эффект. FM-радио остается как место, где не важно, как люди выглядят, а важно, что они говорят. Это, мне кажется, останется навсегда.

– Что больше любит украинский слушатель – новости, информацию или поговорить?

– Поговорить! Кроме того, он имеет свое мнение, причем, когда мы открываем микрофон для слушателей, у всех есть ответы на все вопросы мироздания. Начиная с того, как вернуть Крым, и заканчивая тем, как Илону Маску выплатить 20 млн долларов за то, что он «похимичил» через Твиттер акциями на Нью-Йоркской бирже. Меня даже пугает безапелляционность мнений, потому что люди не готовы слушать тех, кто в тех или иных вопросах разбирается лучше. Вопросы знания отходят на задний план – важной оказывается эмоция и желание высказаться.

– В понедельник, 22 октября, президент России Владимир Путин подписал указ о введении экономических санкций против Украины. Как вы думаете, действительно будет составлен персональный список граждан и предприятий Украины, против которых Россия введет санкции?

– В этом указе есть требования к правительству Дмитрия Медведева составить список санкций и список тех, кого они коснутся. Такой список появится. Нужно будет посмотреть на структуру импорта-экспорта между Украиной и Россией, посмотреть, где больше всего денег, вычеркнуть оттуда предприятия, аффилированные с Медведевым, Путиным, Козаком, Ротенбергами и с людьми с нашей стороны. И в сухом остатке мы получим те предприятия, к которым будут применены санкции.

– И тогда появится список предприятий, которые не связаны с Россией?

– Да. Или которыми можно пожертвовать. Чей финансовый интерес может быть не связан с Украиной. Может быть, российское руководство решило кого-то наказать, поставить на место. Думаю, пострадают химики, кондитерка, сельское хозяйство.

FACEBOOK КОММЕНТАРИИ:

В ДРУГИХ СМИ




Recommended

XS
SM
MD
LG