В Дании приступили к строительству завода украинской компании Fire Point. Предприятие будет выпускать твёрдое ракетное топливо для дальнобойных ракет «Фламинго». По утверждениям ВСУ, это вооружение уже применялось для нанесения ударов по территории России, пишет телеканал Настоящее Время (создан компанией RFE/RL при участии Голоса Америки).
Завод, который будет производить твердое ракетное топливо для крылатых ракет «Фламинго», строят в датском городке Войенс рядом с авиабазой королевских воздушных сил. Эти ракеты – одна из самых дальнобойных украинских разработок. «Фламинго» можно использовать против целей на расстоянии в три тысячи километров. ВСУ называют ракету экспериментальной, но при этом утверждают, что она уже не раз использовалась для ударов по объектам и логистике в глубине территории России.
Строительство завода в Евросоюзе для Украины – это способ защитить критически важное производство от ударов армии России. Для Дании – первый случай, когда украинская оборонная компания переносит часть собственного производства в страну ЕС и НАТО.
«Нам нужно наращивать производство, а в Украине это невозможно. И если выбирать страну, то я бы сказал, что Дания относится к нам наиболее благожелательно. Потому что Украину обстреливают каждую ночь, и создать крупное производство там невозможно – его могут уничтожить любой ночью», – объясняет решение гендиректор Fire Point Rocket Technology Вячеслав Бондарчук.
Копенгаген уже вложил в военную помощь Украине порядка $10 миллиардов и теперь делает ставку на совместное производство вооружения.
«В Европе идет война, и мы должны помочь нашим украинским друзьям в их борьбе за свободу. Им нужно безопасное место для такого производства, как то, которое они создают здесь», – сказал датский министр по делам бизнеса и промышленности Мортен Бёдсков.
Перенос производства в датскую провинцию уже вызвал споры. Ради завода парламент принял специальный закон: правительство получило право временно обходить более двадцати норм – от градостроительных до экологических. Но власти уверяют, что за проектом будет жесткий надзор, а риски для людей и окружающей среды – минимальны.
На кону – безопасность европейского континента, объясняет решение министр Бёдсков: «Это будет продолжаться. Я имею в виду те угрозы, с которыми мы сталкиваемся, прежде всего со стороны России и Путина в отношении Европы: они длятся уже десятилетие, и он остается угрозой для Европы, поэтому мы должны усиливать нашу оборону».
В Москве планы о начале производства в Дании еще в сентябре 2025 года называли враждебным шагом и угрозой эскалации.
«Эта авантюра подтверждает враждебный милитаристский курс Копенгагена, который саботирует вместе с рядом других наиболее агрессивно настроенных к России стран усилия по политико-дипломатическому урегулированию украинского кризиса и несет риски дополнительной эскалации», – заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.
Пока в Дании продолжают строительство завода, в Украине компания Fire Point оказалась под пристальным вниманием антикоррупционных органов и СМИ. Журналисты задают вопросы о возможных связях компании с бизнесменом Тимуром Миндичем – фигурантом масштабного коррупционного дела и давним деловым партнером президента Украины Владимира Зеленского. В компании говорят, что Миндич хотел купить долю в бизнесе, но в итоге стороны не договорились.
«Одним из них, кто предлагал стать нашим совладельцем, был Миндич. Переговоры длились довольно долго, он проявлял живой интерес, но в итоге мы ему отказали и так и остались с ним просто знакомыми», – сказал «Суспильне» Денис Штилерман, совладелец и главный конструктор компании Fire Point.
На этом фоне Fire Point создает международный консультативный совет и привлекает громкие имена, в их числе – бывший госсекретарь США Майк Помпео. Он должен помочь выстроить управление по западным стандартам. В компании говорят, что совместное с Данией производство в перспективе может быть использовано для космических проектов. «Мы будем производить твердое ракетное топливо, иначе говоря – топливо-заряд для ракет. Это компонент двойного назначения: он может использоваться и в военных программах, и в аэрокосмических проектах».