Доступность ссылки

«Ремонтные мастерские» для подбитой бронетехники. Как Россия использует захваченные предприятия в оккупации


На оккупированных территориях было налажено производство фортификационных сооружений. Симферополь, май 2023 года
На оккупированных территориях было налажено производство фортификационных сооружений. Симферополь, май 2023 года

Россия использует на оккупированных украинских территориях захваченные предприятия для военных нужд. Проект Радіо Свобода «Новости Приазовья» пишет о том, где российская армия производит ремонтные работы, где пытается наладить производство, и в каком состоянии сейчас находится российский военно-промышленный комплекс.

  • В начале года стало известно, что оккупационные власти создали оператора по управлению захваченными предприятиями в Запорожской области под названием «Корпорация развития». В него в то время вошли два бердянских завода – «Бердянские жатки», занимающиеся изготовлением сельскохозяйственных машин, и предприятие «Азовские масла» (оба предприятия связывают с народным депутатом от ОПЗЖ Александром Пономаревым, подозреваемым в Украине в госизмене).
  • В Центре национального сопротивления отметили, что оккупанты собирались продавать продукцию этих заводов по сниженным ценам в Россию.
    О передаче этих предприятий в так называемую «Корпорацию развития» сообщал и назначенный Россией руководить захваченной частью Запорожской области Евгений Балицкий. По его словам, к заводам якобы должны были привлечь крупных инвесторов.
  • Директор так называемой «Корпорации развития» Герман Пришвин местным СМИ рассказывал, что продукция, производимая на этих заводах, предназначена вроде бы только для сельского хозяйства.
  • Председатель Запорожской областной военной администрации Иван Федоров в марте этого года сообщил, что в общей сложности оккупационные власти присвоили почти 500 предприятий и передали их в управление назначенному руководству. Чиновник назвал такую практику «экономическим террором». Также он сообщал, что такие заводы в Мелитополе, как «Рефма» и «Агат», а также "Моторный завод" Россия превратила в военные базы.

«Зубы дракона» от заводов Бердянска

Корреспондент Центра журналистских расследований Сергей Старушко рассказал, что некоторые заводы на оккупированной части Запорожской области работают на нужды российской армии еще с 2022 года.

Бердянск находится в российской оккупации с 2022 года
Бердянск находится в российской оккупации с 2022 года

«Не знаю, оформляли ли это как-то документально и официально, эту передачу предприятий, но известно точно о том, что, например, завод железобетонных конструкций в Бердянске производил и производит «зубы дракона» и другие бетонные сооружения для российских фортификаций. Это происходит уже с 2022 года. Как только они начали строить свои системы защиты, сразу заводы заработали в этом направлении. Также известно о том, что на мощностях бывшего завода "Дормаш" у них оборудована ремонтная база. Там люди постоянно сообщают, что завозят туда бронетехнику, подбитую на Запорожском фронте. Этот процесс там постоянно проходит. К таким предприятиям, я думаю, можно отнести и Бердянский порт, через который идет снабжение оружием и боеприпасами. Возможно, это происходит у них не постоянно, но какая-то регулярность есть, это 100%», – уверен журналист.

Люди постоянно сообщают, что завозят туда бронетехнику, подбитую на Запорожском фронте
Сергей Старушко

По его словам, ряд предприятий в оккупированном регионе, связанных с сельскохозяйственным оборудованием, уже настроены на ремонт российской военной техники. Управляют отобранными заводами преимущественно местные жители, которые пошли на сотрудничество с оккупационными властями.

«Еще была информация о том, что на мощностях завода «Бердянские жатки» также ремонтируется техника, потому что для этого есть все необходимое и очень удобно это делать именно на таких предприятиях. Есть частное сельскохозяйственное предприятие, которое также занималось производством жаток, и там тоже есть ремонтная база. Такие же предприятия есть в Токмаке и Мелитополе. Они как раз переоборудованы под ремонт поврежденной техники. Потому что ее много поступает», – сообщил журналист.

  • О том, что Россия использует промышленную базу захваченных предприятий для своих военных нужд, сообщали и в Центре национального сопротивления. Отмечено, что оккупанты передают цехи захваченных заводов российским предприятиям военно-промышленного комплекса. На ряде объектов зафиксирована работа ремонтных баз российской техники с привлечением рабочих, приезжающих из России на оккупированные территории. Также есть случаи производства второстепенных и низкотехнологичных комплектующих. При этом работа проходит с привлечением местных жителей, утверждают в Центре нацсопротивления.

Производство БПЛА в Мелитополе

В Мелитополе оккупанты налаживают производство дронов, говорит Старушко. Там же оборудуют школы для обучения пилотов БПЛА. Впрочем, есть такие заводы, с которых вывезли профильное оборудование и перенастроили на другое производство, добавил журналист.

Здание железнодорожной станции в Мелитополе Запорожской области
Здание железнодорожной станции в Мелитополе Запорожской области

«Была информация о том, что вывозили оборудование завода «Азмол», также производившего смазочные материалы, под предлогом завоза нового оборудования и возобновления производства, но до сих пор никто этого не сделал. Потом была информация о том, что там начали газировку выпускать. Но именно оборудование для прямого производства нефтепродуктов они увезли», – отметил он.

Учитывая боевые действия и оккупацию Россией части южных территорий Украины, редакция не может получить официального подтверждения о некоторых озвученных показаниях или независимо их проверить.

Директор Агентства развития Приазовья, политолог Константин Батозский, рассказал, что российские военные могут использовать индустриальный потенциал Мелитополя не только для ремонта разнообразной техники, но и для производства.

Константин Батозский
Константин Батозский

Там был завод по изготовлению двигателей, который тоже, конечно, оккупантами будет использован под ремонтную базу, а со временем там может возобновиться какое-то производство. И огромный, конечно, Мелитопольский авиационный кластер, который может использоваться для ремонта, например, вертолетов. Это все возможно. И в Мелитополе действительно россияне могут перейти к восстановлению ремонтных индустрий», – отметил он.

«Ремонтные мастерские» в Мариуполе

В Мариуполе оккупанты почти полностью уничтожили все производственные мощности, говорит Батозский. Остатки промышленного потенциала оккупанты преимущественно пилят на металлолом, вывозят и таким образом зарабатывают, говорит он.

ММК им. Ильича в Мариуполе, архивное фото
ММК им. Ильича в Мариуполе, архивное фото
Им нужно ремонтировать технику, восстанавливать ее, и это нужно делать где-то близко к фронту
Константин Батозский

«Недавно передача в Мариуполе оставшегося от МКК им. Ильича, в управление неким родственникам Кадырова (Рамзана Кадырова – главы Чеченской Республики), закончилось тем, что эти чеченские бизнесмены начали просто уничтожать завод, вывозить его оборудование. С другой стороны, потребности армии РФ состоят в том, чтобы были созданы как можно больше ремонтных баз. Потому что им нужно ремонтировать технику, восстанавливать ее, и это нужно делать где-то близко к фронту, потому что экономически неуместно таскать подбитые танки и другие бронированные машины на ремонт куда-то в Россию. Поэтому они пытаются создать такие ремонтные мастерские», – отметил Батозский.

По его словам, для ремонта техники российские военные используют площадки в Мариуполе, где есть соответствующее оборудование – прежде всего краны, базовые станки по металлообработке, которые были на «Азовмаше», на судоремонтном заводе, расположенном возле порта. Также в Мариуполе оккупанты могут наладить производство противотанковых заграждений, добавил эксперт.

«Это возможно, потому что это простое производство, это изделие, которое производится на бетонном заводе – в Мариуполе их было несколько. Бетонный завод можно построить, это очень-очень простая история. Конечно, они тоже будут пытаться перенести это производство поближе к линии фронта. Но самая большая потребность в них, по моему мнению, в ремонте техники. Когда наша армия пойдет в наступление, конечно, армия РФ будет пытаться строить укрепления, а для этого потребуются производства, расположенные ближе к линии фронта. Но пока я не вижу такой динамики», – сказал Батозский.

Херсонщина: «оккупанты маскируются»

Организовать работу ремонтных мощностей оккупанты также пытались и на левобережной Херсонщине, рассказал заместитель директора Центра ближневосточных исследований Сергей Данилов, мониторящий ситуацию на оккупированной части юга.

Левобережная Херсонщина находится под огневым контролем ВСУ. На фото въезд в город Новая Каховка Херсонской области, 7 сентября 2022 года
Левобережная Херсонщина находится под огневым контролем ВСУ. На фото въезд в город Новая Каховка Херсонской области, 7 сентября 2022 года
Российские военные как-то себя маскируют и не решаются организовать там какое-нибудь производство
Сергей Данилов

«В первую очередь они рассчитывали на промышленный узел, сформированный вокруг Новой Каховки, где были предприятия машиностроительного комплекса. Но после освобождения правого берега Новая Каховка находится под плотным контролем с воздуха Сил обороны Украины. В самом городе российские военные как-то себя маскируют и не решаются организовать там какое-нибудь производство. Что-то возможно есть в Геническом и Скадовске, но информация оттуда о вероятности организации производства или ремонта военной техники довольно эпизодическая, поэтому такой информации ни подтвердить, ни опровергнуть я не могу», – сказал он.

«ВПК России сейчас в лучшем состоянии»

Российский экономический обозреватель Максим Блант рассказал, что Россия будет пытаться использовать промышленные мощности на оккупированных территориях в военных целях, пока идет война.

Максим Блант
Максим Блант

«Ну, давайте, начнем с того, что танки чинить проще там, где они ломаются и снова будут использоваться, чем гнать на «Уралвагонзавод», где они производятся и чинить там. Соответственно, пока идет война, эти предприятия будут пытаться использовать для того, чтобы что-то производить, что-то чинить. Практически единственным таковым островком социалистического народного хозяйства (в РФ) остается военно-промышленный комплекс. Соответственно, ему и передаются эти предприятия (в оккупации)», – говорит обозреватель.

По его мнению, передавать предприятия на оккупированных территориях частным инвесторам вряд ли будут пока идут боевые действия. Объясняется это тем, что они не заплатят нормальные деньги за завод, находящийся на рискованной территории. Кроме того, частники будут постоянно требовать дополнительных льгот и денег из-за последствий войны, отметил Блант.

Россия. Свердловская область. Цеха корпорации «Уралвагонзавод»
Россия. Свердловская область. Цеха корпорации «Уралвагонзавод»

«С военными намного проще. Сами разрушили, сами восстановили. Сами сломали, сами и будут чинить. Ну, а на какие деньги (ремонтировать), то, конечно, что на деньги налогоплательщиков», – отметил он.

Что касается российского военно-промышленного комплекса, то сейчас он находится в самом лучшем состоянии за последние несколько десятилетий, считает обозреватель.

Весь рост экономики РФ обеспечен преимущественно ВПК, являющимся локомотивом высоких статистических показателей
Максим Блант

«ВПК России сейчас в лучшем состоянии, начиная с войны в Афганистане, то есть за последние 40 лет примерно. Денег на него правительство не жалеет, кадры получает ВПК любые, кто захочет. Поэтому сейчас весь рост российской экономики обеспечен преимущественно ВПК, являющимся локомотивом высоких статистических показателей. Относительно того, как долго это будет продолжаться, гадать сложно. Так как работает на полную мощность, загружены все мощности. На некоторых предприятиях в три-четыре смены работают, и выпускают то, что могут выпускать», – добавил Блант.

  • Всего Россия отобрала у Украины по меньшей мере 1150 компаний на оккупированных территориях. Такие данные в марте этого года обнародовало издание «Нова газета Європа». Речь идет о предприятиях Мелитополя, Бердянская, Мариуполя, Лисичанская и Северодонецка. По данным журналистов, российские оккупационные силы устроили распределение предприятий и либо переориентируют их на российский рынок, либо используют в интересах российской армии.

СПРАВКА: Российское полномасштабное военное вторжение в Украину продолжается с утра 24 февраля 2022 года. Российские войска наносят авиаудары по ключевым объектам военной и гражданской инфраструктуры, разрушая аэродромы, воинские части, нефтебазы, заправки, церкви, школы и больницы. Обстрелы жилых районов ведутся с использованием артиллерии, реактивных систем залпового огня и баллистических ракет.

Ряд западных стран, включая США и страны ЕС, ужесточил санкции в отношении России и осудили российские военные действия в Украине.

Россия отрицает, что ведет против Украины захватническую войну на ее территории и называет это «специальной операцией», которая имеет целью «демилитаризацию и денацификацию».

30 сентября 2022 года после проведения на оккупированных украинских территориях фиктивных референдумов о вхождении в состав России Москва объявила об аннексии Донецкой, Запорожской, Луганской и Херсонской областей Украины.

** ** ** ** **

Роскомнадзор пытается заблокировать доступ к сайту Крым.Реалии. Беспрепятственно читать Крым.Реалии можно с помощью зеркального сайта: https://dahuj3cjowg27.cloudfront.net/ следите за основными новостями в Telegram, Instagram и Viber Крым.Реалии. Рекомендуем вам установить VPN.

XS
SM
MD
LG