Доступность ссылки

Торги за политузников: почему Эрдоган просит Путина освободить заключенных крымчан?


Президент Турции Реджеп Эрдоган и президент России Владимир Путин
Президент Турции Реджеп Эрдоган и президент России Владимир Путин

Реджеп Тайип Эрдоган сообщил, что Турция передала российской стороне список на освобождение украинских политзаключенных и ожидает решения этого вопроса. Ранее президент Турции попросил лидера крымских татар Мустафу Джемилева предоставить ему перечень украинских узников Кремля и обещал «поговорить с Путиным».

Во время встречи с украинским президентом Петром Порошенко в Стамбуле в начале ноября Реджеп Эрдоган подчеркнул, что Турция будет защищать права и интересы крымских татар, как проживающих на полуострове, так и тех, кто был вынужден покинуть регион после незаконной аннексии. Также Порошенко сообщил, что турецкий президент пообещал Украине помощь в сдерживании российской агрессии в Азовском море.

Лидер крымскотатарского народа Мустафа Джемилев рассказал о взаимодействии с Эрдоганом на тему украинских политзаключенных.

– В списке речь идет только о наших политзаключенных, арестованных оккупационными властями в Крыму. Там, по-моему, около 70 человек. Все имена там, независимо от национальности. Меджлис ведет учет всех арестованных оккупантами, нам еще содействует организация «Крым.SOS» – она тоже делает свой мониторинг. Эрдоган, отвечая на наши вопросы на совещании по стратегическому сотрудничеству, сказал, что передал список России. Потом уже, на отдельной встрече с ним я уточнил: как он передал – по линии МИДа? Он сказал, что есть ближайший к Путину человек, который обязательно доставляет в течение 24 часов все, что мы передаем. Эрдоган сказал, что на тот момент ответа от этого человека не было.

Мустафа Джемилев
Мустафа Джемилев

Заместитель директора Центра ближневосточных исследований Сергей Данилов считает, что отношения между Украиной и Турцией перешли на новый уровень.

У Эрдогана достаточно развитые контакты и связи с Путиным. Есть о чем поторговаться
Сергей Данилов

– Безусловно, те шаги, которые были сделаны, начиная с освобождения узников Кремля Ильми Умерова, Ахтема Чийгоза и дальнейшие действия, подготовка соглашения о свободной торговле; работа по кооперации военно-промышленных комплексов, по линии сектора безопасности – это все признаки нового уровня отношений. Мне сложно прогнозировать, удастся ли освободить украинских политзаключенных, но Эрдогану необходимо усиливать свои позиции на постсоветском пространстве, и эти шаги явно свидетельствуют о его желании быть игроком не только в своем ближайшем окружении на Ближнем Востоке, но и на постсоветском пространстве. У него достаточно развитые и разнообразные контакты и связи с Путиным – у них много общих тем, начиная от действий военных в Сирии, заканчивая масштабными проектами. Есть много о чем поторговаться.

Исполнительный продюсер Крымского филиала общественного вещания «UA:Крим» Осман Пашаев подчеркивает прагматизм помощи турецкой стороны в вопросе украинских политзаключенных.

Какие-то переговоры начнутся, но что может предложить Турция России, а Украина – Турции?
Осман Пашаев

– Обмен Ильми Умерова и Ахтема Чийгоза был прагматичным: через несколько дней Турцией были выданы российские ГРУшники, которые убили чеченских оппозиционеров на территории Турции и осуждены местным судом. Когда происходят вещи такого рода, то есть выдача тех или иных людей, они идут именно по этой линии – не экономической, тут все разделено. В нынешней ситуации, если Эрдоган публично огласил, что передал список Путину, то в этом можно не сомневаться. Какие-то переговоры начнутся, но что может предложить Турция России, а Украина – Турции? Я бы очень осторожно сказал, что то, когда без решений судов некоторые люди, которых связывали с оппозиционером Фетхуллахом Гюленом, были вывезены из Украины в Турцию – это, возможно, часть украинского предложения.

Осман Пашаев отмечает, что в турецкой прессе любой направленности почти нет статей о крымских татарах и украинских политзаключенных.

Осман Пашаев
Осман Пашаев

Координатор «Крым.SOS» Тамила Ташева констатирует, что количество украинских политзаключенных в России и в Крыму установить сложно из-за разницы в критериях правозащитных организаций.

– Сейчас можно говорить о списке минимум в 70 человек – это те, кто находится на территории Крыма и на территории Российской Федерации, кого уже перевели в колонии для отбывания наказаний. Олега Сенцова, Александра Кольченко мы приписываем к крымским политзаключенным. Также сюда входит «севастопольская четверка», которую обвинили в связях с партией «Хизб ут-Тахрир». У нас списки в принципе совпадают со списками Министерства иностранных дел. Когда Мустафа Джемилев еще пару месяцев назад говорил с президентом Эрдоганом, то он упоминал, что в первую очередь мы ожидаем освобождения Олега Сенцова, который на тот момент еще держал голодовку протеста. Россия придерживается прагматичной позиции, поэтому я не думаю, что хотя бы половину из них отпустят. Освобождение хотя бы нескольких человек из этого списка будет хорошим результатом.

(Текст подготовил Владислав Ленцев)

FACEBOOK КОММЕНТАРИИ:

В ДРУГИХ СМИ




Recommended

XS
SM
MD
LG