Доступность ссылки

Суды над пленными моряками: о чем рассказали захваченные украинские военнослужащие


19 и 20 декабря Верховный суд Крыма, контролируемый Россией, рассматривал апелляционные жалобы десятерых украинских военнослужащих, захваченных российскими спецслужбами в Керченском проливе. Сейчас моряки находятся в московском следственном изоляторе ФСБ «Лефортово». Корреспондент Крым.Реалии посетил пять заседаний и рассказывает, какими были эти суды, о чем говорят и о чем переживают пленные моряки.

«Наверное, академотпуск дадут»

Богдан Головаш был прикомандирован на военный корабль для прохождения практики перед выпуском из Одесской морской академии. Он с гордостью рассказывает московскому адвокату Елене Куркиной, что перед выходом в море сдал все экзамены и закрыл сессию.

«Я с десятого декабря собирался садится диплом писать», – говорит Богдан. На вопрос защитника, знают ли в вузе о его задержании и не отчислят ли его за то, что он не сможет явиться на защиту дипломной работы, отвечает, что знают и «наверное, академотпуск дадут».

В феврале 2014 года, когда в Крыму появились российские войска, Богдан Головаш был курсантом севастопольской Академии военно-морских сил имени Нахимова, не изменил присяге и эвакуировался в Одессу вместе с вузом. В феврале 2019-го двадцатидвухлетний курсант рассчитывал уже получить погоны офицера, а теперь оказался в российском плену.

О событиях, связанных с захватом их корабля сотрудниками ФСБ рассказывает адвокату не сразу и не много.

«Стрельба везде…кого-то ранили, он кричит, куда задело…вокруг кровища. Потом голова как в тумане, ничего не понимаешь», – делится воспоминаниями молодой курсант. В целом во время суда и в перерыве до оглашения решения, держится уверено, на ожидаемый отказ в апелляционной жалобе реагирует спокойно.

Спасибо зарядке

Офицер украинской армии Сергей Попов держится в суде​ энергично. На вопрос адвоката Натальи Герасимовской о том, как у него дела, бодро отвечает: «Здоровье в порядке, спасибо зарядке!». На вопросы отвечает так же громко и четко. «Виновным себя не считаю. От следствия скрываться не намерен», – рапортует Сергей Попов.

До вынесения решения адвокат успевает передать моряку привет от жены – она просит держаться и уверяет, что все ждут его возвращения. «Я тоже жду», – иронично, но с грустью роняет Сергей. Затем снова улыбается и просит адвоката: «Если есть такая возможность, передайте моей жене, что она очень вкусно готовит».

На решение в прошлом украинской судьи Галины Редько оставить его под стражей никак не реагирует. По всей вероятности, никакого иного вердикта он не ждал. На вопрос о том, понятны ли ему решение и порядок обжалования, отвечает по-военному: «Так точно!».

«Джеси жалко»

Моряк с буксира «Яны Капу» Михаил Власюк до начала судебного заседания рассказал адвокату Исляму Велиляеву, что в камере он смотрел видеотрансляцию выступления президента России Владимира Путина, которому задавали вопрос о судьбе захваченных моряков, и тот ответил, что вопрос будет решаться после завершения следствия. Это известие Власюка сильно огорчило, он сказал защитнику, что до этого в теленовостях видел какую-то женщину (уполномоченного по правам человека России Татьяну Москалькову), которая рассказывала, что ведет переговоры об их обмене и вопрос должен решиться к 27 декабря.

В остальном Власюк никаких жалоб не озвучивал. «Денежка поступила, спасибо! Только купить на нее что-то не так-то просто, один раз в месяц всего можно», – рассказывает военный. Заверяет, что бытовых проблем нет. «Камера нормальная. Можно сказать, евроремонт. Я сижу с еще одним осужденным, он ждет апелляцию. Коррупционер. Он мне сильно помог и с вещами, и с продуктами в первое время», – говорит Власюк. И отмечает, что уже прочитать три книги, в основном фантастику.

Во время суда он также открыт и словоохотлив. Подробно поясняет, что он служил на военном корабле и выполнял приказ, как это делают все военнослужащие во всех странах. Просит признать военнопленным. Пока судья выносит решение, просит адвоката передать сестре, которая беременна, чтобы не волновалась и не реагировала «на всякие там звонки». Потом вдруг рассказывает, что на борту захваченного буксира осталась любимица экипажа, собака Джеси, которую моряки «буквально выкормили из пипетки» и которая сопровождала их во всех походах. «Нас десятерых забрали, а она там осталась. Жалко собаку… Может, ее там кто подкармливает в Керчи?» – сетует Михаил Власюк.

«Я не розумію»

Военный моряк Владислав Костышин свой 25-летний юбилей будет встречать в изоляторе ФСБ. Он очень замкнут и молчалив, на вопросы крымского адвоката Валерия Бельченко отвечал скупо и односложно. На вопрос о том, как себя чувствует, ответил: «Нормально, насколько это возможно в данных условиях». Поддержать общение не захотел.

В начале судебного заседания Владислав перешел на украинский язык сообщил, что он не понимает сути вопросов и нуждается в переводчике. Судья Сергей Рубанов несколько раз пытался убедить его в том, что нет оснований для переводчика, поскольку в первой инстанции моряк обходился без него, но Владислав стоял на своем. В итоге бывший украинский судья отложил заседание.

Не рассмотрели и апелляционную жалобу командира бронекатера «Бердянск» Романа Мокряка. Адвокат Илья Новиков ходатайствовал об отложении судебного заседания. Вначале судья попытался обойти эту проблему, но все же перенес заседание. Командир «Бердянска» не успел почти ничего сказать в суде, кроме того, что понимает русский язык и в услугах переводчика не нуждается. Держался Роман Мокряк очень спокойно и вполне уверенно, как будто продление ареста в российском суде – не более чем рядовые тяготы службы.

FACEBOOK КОММЕНТАРИИ:

В ДРУГИХ СМИ




Recommended

XS
SM
MD
LG