Доступность ссылки

Вся надежда на Путина: севастопольцы просят не отдавать пляжи российским военным


Пляж в Севастополе, иллюстрационное фото
Пляж в Севастополе, иллюстрационное фото

Специально для Крым.Реалии

Севастопольцы записали видеообращение к российскому президенту Владимиру Путину, в котором просят не закрывать аборигенам доступ к морю в бухте Матюшенко. На берегу бухты планировалось создать парковую зону и пляж, однако военные заявляют, что эта территория нужна им для обеспечения «обороны и безопасности» России. Местные власти признают, что решить вопрос может только Москва.

Стратегический пустырь

Бухта Матюшенко находится на северном берегу главной Севастопольской бухты. В ее восточной части расположен Михайловский равелин, в западной – мыс Радиогорка, где электрофизик Александр Попов в конце XIX века проводил испытания радиосвязи.

Во второй половине 1920-х годов на заболоченном участке балки, выходящем к бухте, устроили базу гидроавиации. Сегодня здесь еще видны развалины ангаров, остатки рулежных дорожек и гидроспусков.

После Второй мировой войны в бухте Матюшенко разместили военный склад боносетевого имущества. Здесь же складировали разнообразный металлолом. В конце 70-х годов прошлого века город стал расширяться на Северную сторону. Был заложен жилой микрорайон Радиогорка. Сегодня в нем проживает около 6 тысяч человек. Почти сразу же жители облюбовали полузаброшенный военный склад в качестве «дикого» пляжа. Благодаря легкой доступности особо полюбили его пенсионеры, люди с ограниченными возможностями и родители с детьми.

При разработке в 2005 году генерального плана Севастополя городские власти учли это, запланировав здесь создание парковой и рекреационной зон. Впрочем, все это так и осталось благими пожеланиями. Берег бухты Матюшенко продолжал оставаться замусоренным пустырем с «диким» пляжем.

Поэтому такой энтузиазм местных жителей вызвала инициатива российских властей выделить средства на благоустройство этой территории. В декабре прошлого года по инициативе ГАУС «Научно-исследовательский институт градостроительства, архитектуры, изысканий и среды» и при участии районного муниципалитета состоялось обсуждение проекта создания семейного парка в бухте Матюшенко.

Однако когда настала пора делать первые шаги по реализации проекта, российские военные заявили, что участок принадлежит им и что он жизненно необходим для «обеспечения обороны и безопасности» России. Как выяснилось, еще в 2015 году секретным решением тогдашнего губернатора Севастополя Сергея Меняйло земельный участок на берегу бухты Матюшенко, наряду с другими сотнями участков, был передан Министерству обороны России.

Возвращение «куницынских»

Неожиданно, кроме города и российских военных, на участок земли в бухте Матюшенко появился еще один претендент. В Севастопольском арбитражном суде был принят к рассмотрению иск от британской компании «Револьтоза Лимитед» с требованием восстановить право собственности на 12,04 гектара в районе бухты Матюшенко «для строительства комплекса объектов и сооружений жилищного и общественного назначения с элементами благоустройства».

Судебная тяжба по этому вопросу началась больше десяти лет назад, когда городом руководил Сергей Куницын. Тогда его администрация воспользовалась тем, что в связи с отсутствием закона о статусе Севастополя в городе не было определено, какая земля является государственной, а какая – коммунальной. Благодаря этому чиновники начали щедрую раздачу земельных участков, применяя разного рода замысловатые схемы. В данном случае сработал механизм договоров суперфиция. Он функционировал следующим образом: никому не известная фирма обращалась в Хозяйственный суд АРК с требованием принудить Севастопольскую госадминистрацию выделить ей земельный участок для ведения бизнеса. Чиновники предоставляли юридически ничтожные аргументы против заявления истца, в результате чего суд принимал решение в его пользу, а СГГА в соответствии с решением суда в обход горсовета оформляла соответствующие документы на землепользование.

В нашем случае истцом выступало некое ООО «Михайловский равелин», выдвинувшее требование на передачу ему на правах аренды участка площадью 12 гектаров в бухте Матюшенко. В ответе на иск СГГА сослалась на то, что не может удовлетворить его, поскольку данная земля находится в аренде у Черноморского флота России. Однако истец убедил суд, что Черноморский флот России не арендует этот участок, и получил судебное решение в свою пользу. СГГА сразу же удовлетворила решение суда, разрешив «Михайловскому равелину» строительство комплекса зданий жилого и общественного назначения. Арендная плата по договору должна была составить смешные 50 тысяч гривен в год.

Позже несколько судов разных инстанций отменили это решение. Но когда начал обсуждаться вопрос благоустройства территории, в «Револьтоза Лимитед» неожиданно вспомнили, что через договор с «Михайловским равелином» тоже могут претендовать на эту землю. Севастопольские журналисты связывают эту фирму с именем Александра Гресса – бывшего соратника Сергея Куницына.

Путин как последняя надежда

Все это, разумеется, не могло не встревожить жителей микрорайона Радиогорка. Беспокойство подстегивалось событиями в других частях города. Так, в Гагаринском районе российские военные инициировали изменение целевого назначения участка земли в бухте Казачьей, известной своими «дикими» пляжами. А в Балаклавском районе обнесли забором популярный среди жителей города пляж в урочище Батилиман, мотивировав это все той же необходимостью обеспечения «обороны и безопасности» России.

Местные общественники обратились за помощью в «Единую Россию». В мае на встрече с жителями представитель российской «партии власти» Артем Мальцев пообещал задействовать личные контакты, чтобы попытаться решить вопрос с Министерством обороны России. Но сразу оговорился, что процесс этот займет длительное время и что гарантировать положительный результат он не может. Расстроенные такой перспективой пенсионеры пообещали перекрыть ближайшую дорогу, если им будет воспрещен доступ к морю.

Опасаясь, что забор может появиться раньше, чем придет ответ из Москвы, жители Радиогорки решили обратиться непосредственно к российскому президенту Владимиру Путину. От имени собравшихся в преддверии «прямой линии» с президентом России обращение зачитал глава местного муниципалитета Михаил Брицын.

Он попросил Путина лично помочь в создании парковой и рекреационной зон в бухте Матюшенко, аргументировав это тем, что вопрос с Министерством обороны России невозможно решить ни на уровне муниципалитета, ни на уровне города, а только в российской столице.

«Нельзя лишать тысячи ветеранов, пенсионеров, инвалидов, родителей с детьми единственного доступного им места отдыха и доступа к морю. Необходим разумный компромисс между военными и гражданскими властями с учетом интересов граждан. Просим вас как верховного главнокомандующего помочь в решении данного вопроса. Только вы можете его решить!» – заявил в видеообращении Брицын.

Реакции из Москвы на это обращение пока не было. Однако учитывая сложившиеся в последние годы тенденции, участок в районе бухты Матюшенко вряд ли будет возвращен городу. Ведь, согласно государственной идеологии, Россия находится в кольце врагов, а это значит, что пляжи необходимо превратить в обнесенные колючей проволокой военные городки, чтобы ни один диверсант не прошел.

Захар Самсонов, севастопольский обозреватель (имя и фамилия автора изменены в целях безопасности)

Взгляды, высказанные в рубрике «Мнение», передают точку зрения самих авторов и не всегда отражают позицию редакции

FACEBOOK КОММЕНТАРИИ:

В ДРУГИХ СМИ




Recommended

XS
SM
MD
LG