Доступность ссылки

«Россия не готова идти на уступки»: российские порты под угрозой санкций после крымских


Керченский морской торговый порт. Апрель 2017 года
Керченский морской торговый порт. Апрель 2017 года

Межпарламентская ассамблея Украины, Польши и Литвы призвала страны Европейского Союза и «Большой семерки» (G7) ввести санкции против российских морских портов на Азовском море в ответ на незаконное, по мнению парламентариев, сотрудничество с морскими портами на территории Крыма.

В общем документе по итогам встречи также приветствуется октябрьская резолюция Европейского парламента, в которой тот осудил действия России в Азовском море и Керченском проливе, в том числе строительство Керченского моста. Документ призывает к усилению санкций в отношении России и расширению сферы действия миссии ОБСЕ в Украине в области морских перевозок.

Народный депутат Украины и глава комитета Верховной Рады Украины по иностранным делам Анна Гопко отмечает, что международному сообществу важно дать возможность зафиксировать российские нарушения в Азовском море.

Мы призываем к тому, чтобы продлевать санкции Евросоюза против России не на 6 месяцев, а – в случае продолжение эскалации – на 12 месяцев
Анна Гопко

– Есть также предложение, которое зафиксировано в финальной декларации трехсторонней ассамблеи – это поддержка мандата специальной мониторинговой миссии ОБСЕ, который охватывает всю Украину, включая морскую часть – чтобы организация фиксировала нарушения России в Азовском море и Керченском проливе. Это также один из приоритетов нашей дипломатии – прилагать усилия, чтобы увеличивать количество визитов международных наблюдателей, делегаций на Азовское море. В конце августа представитель Госдепартамента США ездил в Геническ, чтобы ознакомиться с ситуацией на этой территории. Такая демонстрация присутствия также посылает России сигнал. Мы призываем к тому, чтобы продлевать санкции Евросоюза не на 6 месяцев, а в случае продолжение эскалации – на 12 месяцев.

Анна Гопко убеждена, что руководство России не готово идти на уступки и ждет ослабления единства Запада.

– Строительство Керченского моста ограничило доступ в порты Мариуполя и Бердянска, а это негативно влияет на экономику Украины, на перевозки угля и металла. Действия России в Азовском и Черном морях направлены на стремительную милитаризацию всего региона. Нарушения свободы судоходства направлены фактически на дальнейший подрыв основанной на правилах международной системы.

Спикер Государственной пограничной службы Украины Олег Слободян подчеркивает, что суда, оставшиеся работать в Крыму, по украинским законам тоже считаются нарушителями.

Иностранных судов, заходящих в крымские порты, не так много, потому что санкции все-таки действуют
Олег Слободян

– В общей сложности у нас сейчас в поле зрения пребывает более 940 судов, преимущественно иностранных, которые так или иначе заходили в порты оккупированного Крыма. Количество большое, но не нужно пугаться: в основном это те самые суда Портофлота, которые обслуживают порты на оккупированном полуострове. Мы также добавили их в список. Именно иностранных судов, заходящих в крымские порты, не так много, потому что санкции все-таки действуют, и судовладельцы, которые волнуются за свою репутацию, не спешат принимать контракты от оккупационной власти. В целом у нас уже 15 судов-нарушителей, относительно которых уже приняты меры – арест или другие ограничения.

Украинский экономический журналист Максим Гардус отмечает, что за четыре года после аннексии полуострова России так и не удалось загрузить крымские порты.

– Оборот всех российских портов Азово-Черноморского бассейна за 8 месяцев 2018 года – где-то 150 миллионов тонн, из них 110 – это Новороссийск. В Азовском бассейне самый большой порт – Ростов-на-Дону, там всего 10 миллионов. Самый крупный в этом отношении порт в Крыму – Керчь с 5 миллионами, и оборот все время падает. Причем там главное – паромная переправа, а не грузы. С открытием моста ее значение будет неуклонно уменьшаться. Та же самая проблема с остальными крымскими портами: Севастополь был важными воротами для экспорта украинского зерна и металла. В самом Крыму такого производства в первом случае недостаточно, во втором – его вообще нет.

Максим Гардус полагает, что эффективность санкций Запада против крымских портов относительна.

Крымские порты будут обеспечивать небольшой импорт для потребностей полуострова, небольшой процент российского транзита и какой-то незначительный экспорт того, что там производится
Максим Гардус

– Грузополучатели из цивилизованных стран стараются избегать контактов с Крымом, но наши турецкие, румынские, греческие друзья особой проблемы в этом не видят. При том, что Турция – страна НАТО, а Румыния – член Евросоюза, после России они на следующих местах по контактах с Крымом. Так что тут проблема скорее в том, что без Украины Крым оказался логистическим тупиком. Простая экономика подсказывает вам, что лучше отправлять грузы из Новороссийска. Так что крымские порты будут обеспечивать небольшой импорт для потребностей полуострова, небольшой процент российского транзита и какой-то незначительный экспорт того, что там производится: зерновых, овощей, стройматериалов. Больше я не вижу никакой роли для Крыма, то есть они будут постепенно уменьшать грузооборот. Причин для его роста попросту нет.

Максим Гардус подчеркивает, что санкции Запада против предприятий «Росморпорт» и «Российский морской регистр судоходства» были бы действительно страшным ударом по российской экономике.

Справка: ранее Министерство по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины сообщило, что в октябре в порты аннексированного Крыма зашли 20 танкеров и грузовых судов-нарушителей.

19 февраля 2018 года Украина подала в Международный трибунал ООН меморандум о нарушении Россией положений Конвенции ООН по морскому праву.

С июля 2014 года правительство Украины официально прекратило функционирование всех портов аннексированного Россией полуострова, гавани Крыма закрыты для международного судоходства.

(Текст подготовил Владислав Ленцев)

FACEBOOK КОММЕНТАРИИ:

В ДРУГИХ СМИ




Recommended

XS
SM
MD
LG