Доступность ссылки

«Боль, всегда живущая во мне...» К 70-летию художника Рустема Эминова


Художник Рустем Эминов на фоне триптиха «Время. Годы. События» (Из архива Рустема Эминова)
Художник Рустем Эминов на фоне триптиха «Время. Годы. События» (Из архива Рустема Эминова)

Специально для Крым.Реалии​

13 апреля исполняется 70 лет замечательному крымскоататарскому художнику Рустему Эминову.

Он родился в 1950 году в местах изгнания, в Ташкенте, в семье художника Кязима Эминова и мастера по росписи тканей Эсмы Абибуллаевой.

Когда Рустему было одиннадцать лет, у отца появилась собственная мастерская. В ней Кязим Эминов создал свои лучшие произведения. Здесь в разные годы побывали лучшие представители крымскотатарской интеллигенции того времени – писатели Эшреф Шемьи-заде, Юсуф Болат, педагог Абдулла Балич; певцы Сабрие Эреджепова, Урие Керменчикли, Зейнеп Люманова, Эдие Топчи, Февзи Билялов, Рустем Меметов.

«Стены этой мастерской были пропитаны творческим духом отца, теплом его доброго и открытого сердца», – вспоминает Рустем Эминов.

Рустем Эминов в мастерской отца, художника Кязима Эминова. (Из архива Рустема Эминова)
Рустем Эминов в мастерской отца, художника Кязима Эминова. (Из архива Рустема Эминова)

Отец оказал на Рустема огромное влияние. Он часто рассказывал сыну о родном Крыме и, хотя в то время это было нереально, мечтал создать картину о депортации крымских татар. Кязим Эминов был не только талантливым живописцем, но и глубоко порядочным человеком, настоящим патриотом своего народа. Его кисти принадлежит портрет участницы национального движения крымскотатарского народа легендарной Айше Сеитмуратовой. Портрет был написан Кязимом Эминовым между первым и вторым арестами Айше – в 1969 году.

«Сейчас можно без последствий для собственного благополучия гордиться знакомством с Айше Сеитмуратовой, но я помню и такое время, когда за одно только упоминание имени Айше можно было лишиться всего – остаться без работы, испортить себе карьеру или подвергнуть риску себя и свою семью, своих близких и родных. А на личное знакомство с Айше апте отваживались немногие. Именно в такое непростое время моим отцом был написан с натуры портрет Айше Сеитмуратовой», – рассказывает Рустем Эминов.

Кязим Эминов. Портрет Айше Сеитмуратовой (Из архива Рустема Эминова)
Кязим Эминов. Портрет Айше Сеитмуратовой (Из архива Рустема Эминова)

В такой атмосфере мальчик рос и воспитывался. По окончании школы Рустем поступил на отделение художественной графики Ташкентского государственного педагогического института имени Низами, который окончил в 1973 году. С 1974 по 1976 он работал художником-оформителем художественного комбината «Рассом» при худфонде Узбекской ССР, затем долгие годы трудился в живописном цехе комбината «Рассом».

Творческую деятельность Рустем Эминов совмещал с педагогической – четверть века он преподавал на факультете пединститута имени Низами; с 1999 по 2002-й – преподаватель высшей категории в Ташкентском художественном училище имени П. Бенькова, затем до 2004 года работал в Республиканском дизайн-колледже имени А. Ходжаева.

1 мая 1976 года в автомобильной катастрофе погиб его отец Кязим Эминов. Для Рустема это было огромное потрясение, в значительной степени определившее его дальнейшую жизнь: «После трагической гибели папы я долго не мог осмелиться переступить порог его мастерской. Постоянное ощущение какой-то преграды не покидало меня, и только после созревшего во мне решения создать серию картин о народной трагедии это ощущение исчезло. Может, это было его благословение, и все годы моей работы над серией «Унутма» я чувствовал рядом с собой папино присутствие; у меня было ощущение, что моей рукою водит он».

Долгие годы заняла работа над циклом картин «Унутма» о самой масштабной трагедии крымскотатарского народа ХХ столетия – депортации 1944 года. Рустем Эминов описал свои ощущения от этой многолетней – тяжелой и вдохновенной – работе в своем стихотворении:

...Как схимник в пещере глубокой
Вдали от мирской суеты,
Грущу об Отчизне далекой
И ей посвящаю холсты.
Душа на осколки разбита,
Не трудно понять почему,
Живу на чужбине... Забытый,
А жить бы хотелось в Крыму.
Давно я несу свое бремя
И в этом не вижу беды,
Я знаю – всему свое время,
Трудов моих скорбных плоды
Поймут и оценят потомки,
И бережно их соберут,
Быть может в конечном итоге
Для них предназначен мой труд.

Этот поистине титанический труд Рустема Эминова поймут не только потомки, но уже по достоинству оценили современники мастера. Эта работа потребовала колоссальных моральных сил, полной самоотдачи – путь к признанию был долгим и трудным.

Рустем Эминов. Поезд смерти (Из собрания Ленура Ислямова)
Рустем Эминов. Поезд смерти (Из собрания Ленура Ислямова)

В эти годы опорой для художника была супруга Рахие. «Мы жили очень трудно, порой впроголодь. Даже когда я падал духом, Рахие всегда и во всем меня поддерживала, ни разу не упрекнув, что я выбрал такой путь», – вспоминает Эминов. Тяжелейшим ударом для него стала смерть любимой супруги в 2002 году.

Названия картин серии «Унутма» («Помни») говорят сами за себя – «Иссякший источник», «Унутма», «Поезд смерти», «На чужой земле», «Геноцид», «Ностальгия», «Черный рассвет 18 мая», «Между прошлым и будущим», «Под чужим небом», «Забытый», «Забытая», «За что?», «Лунная соната». Эминов работает над картинами вдумчиво и подолгу, порой переписывая созданное, углубляя и предлагая новые варианты одного и того же сюжета.

Его серия «Унутма» – не только о трагедии крымскотатарского народа, но и об изгнании с родной земли всех депортированных этносов. Неслучайно его картины воспринимают «как свои» представители всех репрессированных народов.

Рустем Эминов. На чужой земле (Из собрания Ленура Ислямова)
Рустем Эминов. На чужой земле (Из собрания Ленура Ислямова)

Ко многим картинам цикла «Унутма» художник написал стихотворения. Одно из них:

Я брожу по черной тишине
Мало в ней, кто жив, все больше мертвых,
Но живут рассказы их во мне
Восемнадцатое. Май. Сорок четвертый.

Что ищу я в этой тишине
Боль душевная покоя не дает
Боль, всегда живущая во мне,
Родина. Изгнание. Народ.

Каждая картина цикла «Унутма» – пронзительный рассказ о людях. Старик и ребенок, женщины и мужчины – целый народ, переживший геноцид. Не случайно работы художника нашли такое признание – ведь это рассказ о каждой крымскотатарской семье, о каждом крымском татарине.

Рустем Эминов. Между прошлым и будущим (Из собрания Ленура Ислямова)
Рустем Эминов. Между прошлым и будущим (Из собрания Ленура Ислямова)

В 2005 году Рустем Эминов вернулся в Крым. Последовали долгие годы бытовой неустроенности, многочисленных сложностей, с которыми сталкивались крымские татары, возвращавшиеся на историческую родину. Однако несмотря на трудности, он продолжал творить, создав целую галерею образов выдающихся крымских татар – ученого-тюрколога и поэта Бекира Чобан-Заде, художника и этнографа Усеина Боданинского, публициста Асана Сабри Айвазова, общественного деятеля Мамута Недима, писателя и драматурга Умера Ипчи, художника Амета Калафатова, поэта Амди Гирайбая, политика Абдурешида Медиева, ветеранов национального движения Мустафы Халилова, Юрия Османова, Бекира Османова. В 2014 году художник написал триптих «Ай-Петри помнит» (Памяти Аметхана Султана).

Свой 70-летний юбилей Рустем Эминов встречает признанным мастером. Он член Союза художников СССР (1988), член творческого союза художников при Академии художеств Республики Узбекистан (1992) и Национального Союза художников Украины (2005), Заслуженный художник Автономной Республики Крым, лауреат премии Верховной Рады АРК (2007), Лауреат Международной премии имени Бекира Чобан-заде (2011).

И все же это лишь промежуточные итоги его биографии. Пожелаем Маэстро новых творческих высот и достижений!

Богдан Губернский, крымский историк

Взгляды, высказанные в рубрике «Мнение», передают точку зрения самих авторов и не всегда отражают позицию редакции​

FACEBOOK КОММЕНТАРИИ:

В ДРУГИХ СМИ




XS
SM
MD
LG