Доступность ссылки

Рост доходов полуострова: кто наполняет бюджет Крыма?


Иллюстрационное фото
Иллюстрационное фото
Ирина Кивико

Ирина Кивико

Министр финансов российского правительства Крыма

«Если за семь месяцев 2015 года в консолидированный бюджет Республики Крым поступило 16 миллиардов рублей налоговых и неналоговых доходов, за семь месяцев 2016 года – 23,5 миллиарда рублей, семь месяцев 2017 года – 26,1 миллиарда рублей…, то за семь месяцев 2018 года поступления составили 30,3 миллиарда рублей. За четыре года собственная налоговая база консолидированного бюджета увеличилась на 89%», – отрапортовала Кивико.

Да, но
Почти половина доходов казны Крыма - налог на доходы физлиц

Российский министр финансов Крыма Ирина Кивико отчиталась о росте собственных доходов крымской казны на 89% за несколько лет.

«Если за семь месяцев 2015 года в консолидированный бюджет Республики Крым поступило 16 миллиардов рублей налоговых и неналоговых доходов, за семь месяцев 2016 года – 23,5 миллиарда рублей, семь месяцев 2017 года – 26,1 миллиарда рублей…, то за семь месяцев 2018 года поступления составили 30,3 миллиарда рублей. За четыре года собственная налоговая база консолидированного бюджета увеличилась на 89%», – отрапортовала Кивико.

Такими цифрами министр пытается продемонстрировать экономические успехи полуострова, бюджет которого на две трети финансируется за счет федеральных средств соседней России.

Однако столь весомый рост собственной доходной части в бюджете Крыма обусловлен увеличением налогового бремени на крымчан – налог на доходы физлиц (НДФЛ) в Крыму занимает 44-46% в общем объеме местных доходов. Он вырос за четыре года на 90%.

Доля налога на прибыль предприятий за три года сократилась с 28% до 17% в общей сумме поступлений

На втором месте – налог на прибыль предприятий, доля которого за три года сократилась с 28% до 17% в общей сумме поступлений.

В итоге за 2016-2018 годы крымские предприятия принесут в казну полуострова порядка 18 миллиардов рублей (7,2 миллиарда гривен) или только 4% доходов крымского бюджета.

Такая ситуация выглядит вполне логичной на фоне банкротства целого ряда крымских заводов или насильственного включения в состав российских холдингов. В итоге общая прибыль крымских предприятий снизилась по итогам первого полугодия 2018 года на 80%.

С другой стороны, в Крыму растет число участников свободной экономической зоны, для которых характерен льготный режим налогообложения. По словам подконтрольного Кремлю крымского министра финансов Ирины Кивико, число резидентов СЭЗ за три года выросло почти в 5 раз – с 274 до 1324.

В 2017 году они не доплатили в бюджет Крыма налогов на сумму в 3,5 миллиарда рублей (1,4 миллиарда гривен), а объем сделанных ими инвестиций не превысил 10 миллиардов рублей (4 миллиарда гривен). Таким образом, большинство резидентов СЭЗ используют льготный режим для ухода от налогов.

И хотя Кивико уверяет, что в этом году участники свободной экономической зоны уже уплатили 5,4 миллиарда рублей (2,2 миллиарда гривен), по итогам года крымская казна, вероятно, не досчитается нескольких миллиардов от резидентов СЭЗ. Тем более, что в ближайшем будущем режим налогообложения для них ужесточится – под льготы попадут только те, кто согласится на реализацию инвестпроектов в Крыму.

Третья составляющая крымского бюджета – это акциз, доходы от которого за три года выросли в 2 раза: с 2,5 до 5,5 миллиарда рублей. При этом косвенные налоги также ложатся на плечи потребителей – рядовых крымчан.

Увеличения поступлений добились за счет тотальной распродажи украинской собственности

И последняя крупная статья собственных доходов Крыма – это неналоговые поступления, которые пополняются в основном за счет продажи крымской собственности. Здесь тоже наблюдается весомый рост – с 1,8 до 4 миллиардов рублей.

Такого увеличения добились за счет тотальной распродажи украинских предприятий, санаториев и пансионатов, «национализированных» новой властью Крыма.

В результате таких действий завод шампанских вин «Новый свет» был продан всего за 1,5 миллиарда рублей (615 миллионов гривен) в конце 2017 года. При этом убыточным предприятие с вековой историей назвать никак нельзя: в 2016 году им было выпущено 1,5 миллиона бутылок шампанских и игристых вин, что принесло доход в полмиллиарда рублей.

В 2018 году за аналогичную сумму (полтора миллиарда рублей) продали сразу три южнобережных санатория – «Мисхор», «Дюльбер» и «Ай-Петри», каждый из которых до аннексии, по словам экспертов, стоил не менее 20 миллионов долларов.

В очереди на продажу стоят и остатки крымской собственности – «Крымтелеком» и «Крымхлеб», которые также за бесценок купят россияне.

Среди иных источников наполнения крымского бюджета – транспортный налог, который принес бюджету в 2016-2017 годах полмиллиарда рублей (200 тысяч гривен). В 2018-2020 годах крымский бюджет должен получить от владельцев автомобилей порядка миллиарда рублей.

С этого года первые 140 тысяч крымчан должны будут заплатить налог на землю, который принесет в крымский бюджет порядка 100 миллионов рублей (40 миллионов гривен). Однако в дальнейшем жителей полуострова ожидает совсем немаленький российский налог на недвижимость.

Таким образом, в условиях устойчивого падения доходности крымской экономики основными источниками пополнения крымского бюджета становятся налоги на доходы и имущество крымчан.

Евгения Горюнова, крымский политолог

FACEBOOK КОММЕНТАРИИ:

В ДРУГИХ СМИ



XS
SM
MD
LG