Доступность ссылки

Тотальное повышение: удастся ли России «постоянно» ускорять темп развития?


Президент России Владимир Путин
Президент России Владимир Путин
Владимир Путин

Владимир Путин

президент России

“Абсолютно недопустимо отступать от намеченных рубежей… Да, они сложны, эти задачи. Но они отвечают масштабу и скорости перемен в мире. Мы обязаны двигаться только вперед, постоянно набирая темп этого движения”

ПОКА НЕ ФАКТ
Текущие прогнозы такого ускорения не предполагают. А некоторые – даже наоборот

Примерно 85% времени во время обращения президента России Владимира Путина к Федеральному собрания посвятил социально-экономической тематике. Вспомним некоторые из затронутых вопросов.

“На рубеже 2023–2024 годов добиться возобновления естественного прироста населения”

За последние почти четверть века естественный прирост населения (когда рождаемость превышает смертность) отмечался в России лишь трижды, и еще однажды он был нулевым. Все остальные годы этот прирост оказывался отрицательным. Более того, текущий прогноз Росстата (средний его вариант) предполагает превышение смертности над рождаемостью и на ближайшие 15 лет:

“Основной проблемой России в этой области является на данный момент не снижение рождаемости, а высокая смертность”, – напоминает директор Института демографии НИИ ВШЭ Анатолий Вишневский: “Темпы естественной убыли населения России еще достаточно высоки”:

“Должна быть снижена налоговая нагрузка на семью. Принцип должен быть очень простой: больше детей – меньше налог”

Президент предложил целый ряд новых налоговых льгот для семей с детьми, но они не касаются подоходного налога (налога на доходы физических лиц. – НДФЛ).

Единая базовая его ставка в отношении заработной платы или доходов от продажи имущества – 13% – действует в России с января 2001 года, При этом в стране существуют еще четыре ставки НДФЛ (9%, 15%, 30% и 35%), применяемые в отношении ряда других источников дохода граждан, поясняет Федеральная налоговая служба. Однако подавляющая часть доходов граждан облагается налогом именно по базовой ставке.

При этом семьи с детьми могут рассчитывать на соответствующие “налоговые вычеты”, то есть на сокращение самой налогооблагаемой суммы их заработка: в 2019 году – от 1400 рублей в месяц за первого-второго ребенка до 3000 рублей за каждого следующего. А за ребенка-инвалида эти вычеты составляют 6000 и 12000 рублей. Сама ставка НДФЛ при этом остается неизменной.

Для сравнения, в 36 наиболее индустриально развитых странах мира, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), применяется иной подход: конкретные ставки подоходного налога могут сильно разниться, и зависят они от двух главных факторов: семейного положения работника, а также его текущего заработка относительно среднего по стране уровня.

Например, средняя по ОЭСР ставка подоходного налога для бессемейных граждан со средним для своей страны доходом за период с 2000 по 2017 год снизилась с 16,1% до 15,7%. А для семейных с двумя детьми (один супруг – с средним по стране заработком, у другого – 2/3 от среднего) – с 13,4% до 12,3%. Теперь сравним:

В целом эксперты ОЭСР выделяют (в части подоходного налога) 8 категорий налогоплательщиков в зависимости от их семейного положения (4 – бессемейные и 4 – семейные), а также 5 категорий для определения уровня их заработка (по отношению к среднему по стране). И разница в ставках может достигать 3–4 раз:

Надо повысить долю обработки отходов с сегодняшних 8–9% до 60%, чтобы не накапливать новые миллионы тонн мусора

Интересно, что самих твердых коммунальных отходов (ТКО) – в расчете на душу населения – в России образуется примерно столько же (в целом по стране около 70 млн тонн в год, по расчетам Минприроды России, при текущей численности населения в 146,8 млн человек), сколько в среднем по Европейскому союзу, и значительно меньше, чем в отдельных странах Западной Европы:​

В целом же по миру почти 70% всех образующихся ТКО все еще утилизируется в земле – на разного рода полигонах: от открытых свалок (31% всех отходов) до специально оборудованных захоронений с системами удержания свалочных газов для их последующего использования (8%), отмечалось в недавнем докладе Всемирного банка. Еще 11% общемировых ТКО сжигается, поясняли авторы, и остальные 19% проходят либо промышленную переработку, либо компостирование (органические отходы).

Однако сама структура утилизации ТКО очень сильно разнится. Для примера мы сопоставили последние на данный момент (за 2016 год) данные Всемирного банка по странам, входящим в “Большую двадцатку” (G20):

Как видим, только в восьми из этих стран для утилизации ТКО используют самый примитивный и неэкологичный способ – открытые свалки, по общей доле которых Россия пока лидирует в G20, и с большим отрывом.

Увеличение доли переработки в общем объеме ТКО в 6–7 раз всего за несколько лет – весьма амбициозная цель. Для сравнения, странам Евросоюза потребовалось более 20 лет, чтобы увеличить ее в 2 раза – с 36% до 77%:

“Уже в 2021 году темпы роста российской экономики должны превысить 3%, а в дальнейшем опережать мировые. Эту задачу никто не снимает”

По данным Росстата, рост ВВП России в 2018 году ускорился до 2,3% с 1,6% годом ранее, что превзошло как оценки Минэкономразвития России (МЭР), так и рыночный консенсус-прогноз, отмечается в недавнем докладе МЭР. Однако такое ускорение “во многом обусловлено разовыми факторами и не является устойчивым. В текущем году ожидается замедление экономического роста до 1,3%”.

Если этот прогноз оправдается, рост ВВП России в нынешнем году окажется почти в 3 раза меньше прогнозируемых, в частности Международным валютным фондом (МВФ), среднемировых темпов. Более того, по текущим прогнозам МВФ, в следующие несколько лет это отставание России может даже увеличиться:

В Министерстве экономического развития России пока прогнозируют, что рост экономики России в ближайшие шесть лет (2019–2024) составит в среднем 2,7% в год.

FACEBOOK КОММЕНТАРИИ:

В ДРУГИХ СМИ



XS
SM
MD
LG