По мнению старшего научного сотрудника Фонда защиты демократий Питера Дорана, появление российских беспилотников в воздушном пространстве Польши – это больше, чем просто нарушение границы. После того как Польша стала первым государством НАТО, сбившим российские дроны, эксперт заявил Радіо Свобода, что Владимир Путин изучает западные оборонительные системы и призвал альянс и Дональда Трампа отреагировать.
Это попытка изучить реакцию НАТО
– Это первый случай, когда страна НАТО сбила российские беспилотники. Насколько серьёзен этот инцидент?
– Ночное вторжение в Польшу является значительной эскалацией усилий России пошатнуть НАТО. Пошатнуть всё в НАТО.
Это попытка изучить реакцию НАТО и, что ещё важнее, это прямой вызов усилиям президента Трампа установить мир в Украине.
– Так почему Россия делает это сейчас?
– Полагаю, Владимир Путин просчитался. Его ошибка в том, что Трамп не будет давить на него, чтобы он прекратил расширенное вторжение в Украину. Даже если дроны сошли с курса, а могли и не сойти, или же они обходили средства радиоэлектронной борьбы украинцев, это не имеет значения.
НАТО располагает множеством вариантов (ответа), и Соединённые Штаты, безусловно, должны быть лидерами
Нарушение воздушного пространства НАТО является серьёзным. Путин проверяет наш ответ Западу. И если Запад не сможет сплотиться и продемонстрировать единый фронт против этих действий, ситуация будет только хуже.
– Каким должен быть единый ответ? Какие меры должно принять НАТО?
– К счастью, НАТО располагает множеством вариантов, и Соединённые Штаты, безусловно, должны быть лидерами. Самый важный из них – применить не статью 5 Североатлантического договора, а статью 4. Она включает консультации между союзниками, и существуют разные уровни консультаций.
Статья 4 применялась всего семь раз раньше и лишь дважды – в отношении войны в Украине. Сначала в 2014 году, а затем снова в 2022 году после того, как Россия расширила своё вторжение.
Это значительная эскалация со стороны Путина – теперь нарушение воздушного пространства НАТО – и она требует такого же значительного ответа со стороны альянса сейчас.
– Какие действия, по вашему мнению, может предпринять НАТО после консультаций?
Это должно перекрыть поток нефтедолларов, нужных Путину, чтобы оплачивать эту войну. Именно здесь он наиболее слаб
– Нам нужен единый сигнал от всего НАТО России, который свидетельствовал бы, что будущие вторжения будут встречены таким же мощным ответом, и вместе с Европой Соединённые Штаты теперь должны выполнить угрозу президента Трампа усилить экономические санкции и штрафы против России.
Самое главное: это должно перекрыть поток нефтедолларов, нужных Путину, чтобы оплачивать эту войну. Именно здесь он наиболее слаб. Именно здесь мы должны давить как можно сильнее.
– А как насчёт развёртывания дополнительной противовоздушной обороны для предотвращения будущих вторжений?
– НАТО должно, безусловно, удвоить и утроить свою противовоздушную оборону вдоль линии фронта с Россией. Но, что ещё важнее, это нарушение воздушного пространства происходит в то время, когда европейские союзники пытаются быстро увеличить свои расходы на оборону.
И это событие подчёркивает необходимость устранения пробелов в противовоздушной обороне не только вдоль линии фронта, но и для всех государств-членов НАТО, включая Германию, Бельгию и Нидерланды.
Страны, расположенные далеко от России, должны серьёзно относиться к таким угрозам, поскольку Россия способна бросить вызов всему НАТО.
Пришло время для НАТО расширить свою систему противовоздушной обороны глубже на запад Украины
– Может ли эта дополнительная противовоздушная оборона НАТО также охватывать некоторые части Украины?
– Полагаю, сейчас пришло время для НАТО расширить свою систему противовоздушной обороны глубже на запад Украины.
Вспомним: в начале 2022 года рассматривалась возможность так называемой бесполётной зоны. Некоторые члены альянса чувствовали дискомфорт из-за этого варианта, поскольку боялись, что Путин может расценить его как эскалацию.
Однако Путин сейчас эскалирует против НАТО, и пришло время ввести оборонительную бесполётную зону над западной Украиной.