Доступность ссылки

Под угрозой реконструкции: устоит ли Ханский дворец в Бахчисарае?


Он пережил века, но может не устоять под российской «реконструкцией». Нынешние власти Крыма ведут «первоочередные противоаварийные работы» в Ханском дворце в Бахчисарае. Это может привести к утрате уникального архитектурного памятника 16 века – летней резиденции крымских ханов Гераев. Международные эксперты бьют тревогу, активисты выходят на пикеты, юристы намерены отстоять историческое наследие в суде.

Тем временем работы ведутся и архитектурный памятник теряет свою аутентичность. Крышу Большой ханской мечети уже покрыли современной заводской черепицей, теперь ее вид разительно отличается от всего дворцового комплекса.

Она (черепица) однообразна, ее немножко напылили, искусственно состарили
Эдем Дудаков

«Палитру, многоцветье, ручную работу, которая ценится во всем мире, меняют на какую-то … это все равно, что поменять на шифер… Она (черепица – КР) однообразна, ее немножко напылили, вон, если там видно, искусственно состарили, как состаривают фальшивомонетчики деньги. Как можно ее назвать памятником архитектуры, если с нее выхолощена вся память?» – возмущен крымскотатарский активист Эдем Дудаков.

Работы, которые российская власть называет противоаварийными, подходят к концу. Над главным корпусом дворца заканчивают возводить металлические опоры для навеса. Такая тяжелая конструкция нужна, для того чтобы снять крышу и несколько лет проводить реставрацию, так объясняют местные чиновники.

Этот навес может разрушить жемчужину дворца – его главный корпус. Именно тут расположен знаменитый диванный зал с троном

«Уже смонтированная конструкция, там будет купол, который позволит разобрать крышу, для того чтобы снять нагрузку и проводить в дальнейшем уже именно реставрационные работы», – рассказывает для СМИ руководитель подконтрольной Кремлю администрации Бахчисарая Александр Трянов.

Но этот навес может разрушить жемчужину дворца – его главный корпус. Именно тут расположен знаменитый диванный зал с троном, где проходили государственные церемонии, золотой кабинет хана, летняя беседка, зал для приема послов и малая ханская мечеть.

Навес устанавливают впритык к зданию, в проектной документации отмечено, что он весит девяносто тонн. Такая массивная конструкция может продавить грунт, считает доктор исторических наук Алие Ибрагимова. Четырнадцать лет она заведовала отделом археологии дворца и достоверно знает – под фундаментом нет однородного грунта. Там глина и блоки известняка.

В чем и опасность сейчас вот этих металлических конструкций – нет опоры, где залегают эти фундаменты
Алие Ибрагимова

«Каким образом вот эта поверхность укреплялась в начале 16 века? Была засыпана большими, огромными плитами, камнями вся территория будущего главного корпуса и других объектов, потом засыпана желтой глиной… Собственно, в чем и опасность сейчас вот этих металлических конструкций – нет опоры, где залегают эти фундаменты, потому что это глинистый слой, потом – это пойма реки Чурук Су», – говорит доктор исторических наук, археолог Алие Ибрагимова.

Алие Ибрагимова
Алие Ибрагимова

Эксперты, которые много лет работали над проектом реставрации дворца, написали петицию против того, как работы ведутся сейчас, рассказывает архитектор-реставратор Людмила Щусь. Но никто к ним не прислушался, а исполнители и вовсе заявили, что научное сопровождение им не нужно.​

Мне было сказано, что никакие научные разработки делаться не будут
Людмила Щусь

«Зачем копаться во всех этих мелочах, понимаете?.. Я начинала с «Кирамет» (фирма, которая подготовила проект реставрации – КР), а потом ушла, потому что мне было сказано, что никакие научные разработки делаться не будут», – возмущена архитектор-реставратор.

В Ханском дворце была своя уникальная подземная система водоотведения, опоры навеса установили прямо на нее. Кроме того, археологам не дали исследовать земельные слои под главным корпусом. А специальные скважины, пробуренные для опор, залили цементом и его, скорее всего, уже невозможно будет снять.

Людмила Щусь
Людмила Щусь

«Особенно интересный был так называемый шурф второй, который находится возле летней беседки. Золотой кабинет, летняя беседка... там были обнаружены водоотводы, был обнаружен фундамент старого здания, который не соответствовал фундаменту летней беседки – то есть на месте летней беседки стояло какое-то другое здание», – говорит Людмила Щусь.

Последний шаг

Российские подрядчики планируют закончить монтировать навес уже в этом месяце, следующий этап – реставрация. Российская власть Крыма объявила два конкурса на проект реставрации дворца на сумму, эквивалентную двум с половиной миллионам долларов.

«Самое страшное, что мы не знаем какой проект, понимаете, если они снесут весь второй этаж, а там находится и золотой кабинет и все остальное, мы вообще… потеряем все, мы потеряем памятник», – уверен активист Дудаков.

Прекратить все работы на памятнике и немедленно провести их экспертизу – с таким иском в крымские суды обратилась экс-руководитель дворца-заповедника Эльмира Аблялимова. Но подконтрольные Москве судьи не приняли жалобу, теперь ее рассмотрит Международный суд ООН.

Другой вопрос – успеют ли вот эти горе-реставраторы разрушить объект культурного наследия или все таки удастся его сохранить
Николай Полозов

«Здесь важно понимать, что международные суды – это достаточно длительные процедуры и, конечно, в конечном счете решения ими будут приняты... другой вопрос успеют ли вот эти горе-реставраторы разрушить объект культурного наследия или все таки удастся его сохранить», – отмечает адвокат по иску о Ханском дворце Николай Полозов.

Политики и общественные деятели пытаются усилить международное давление на Москву. Лидер крымских татар Мустафа Джемилев говорил о судьбе Ханского дворца с президентом Турции Реджепом Эрдоганом. Специалисты этой страны до аннексии помогали реставрировать памятники в Крыму и хорошо их изучили.

Ахмет Сельбесоглу
Ахмет Сельбесоглу

«Турецкое государство старается с помощью организации ТИКА (Турецкое управление по сотрудничеству и развитию при Аппарате Премьер-министра Республики Турция – КР) восстановить все исторические объекты, относящиеся к Османской Империи во всем мире... Как мы знаем, Хансарай в Крыму построен примерно по типу турецких дворцов Топкапы и Йылдыз сарая, поэтому там должны применяться такие же реставрационные условия, какие были в этих двух дворцах. Я верю, что наш президент откликнется и поможет в данной теме тоже», – указывает доктор архитектурных наук, архитектор министерства культуры Турции Ахмет Сельбесоглу.

Украина же пытается добиться, чтобы в Крым попала мониторинговая миссия ЮНЕСКО.

Главное – это заставить Россию открыть Крым и пустить туда специалистов, которые бы оценили происходящее
Эльмира Аблялимова

«Самое главное – это заставить Россию открыть Крым и пустить туда специалистов, которые бы оценили происходящее… Задача максимум, которая возможна в этой ситуации, но над которой надо очень много работать, – это привлечение какого-то большого европейского гранта, который бы привлек европейских, турецких внешних реставраторов на этот объект, которые бы под наблюдением внешних экспертов провели реставрационные работы на этом объекте», – считает Эльмира Аблялимова.

Специалисты из разных стран должны оценить потери памятника и найти варианты как сохранить дворец. Удастся ли международной группе экспертов все же попасть в Крым и увидеть своими глазами состояние единственного в мире дворца крымских ханов должно стать известно этим летом.

FACEBOOK КОММЕНТАРИИ:

В ДРУГИХ СМИ




Recommended

XS
SM
MD
LG