Рубрика «Мнение», специально для Крым.Реалии
Соглашение о стратегическом партнерстве между Россией и Ираном, подписанное президентами Владимиром Путиным и Масудом Пезешкианом как раз накануне инаугурации нового американского президента Дональда Трампа воспринималось в мире как настоящий вызов Соединенным Штатам и другим странам Запада.
Тем не менее, когда текст договора был обнародован, оказалось, что в нем отсутствует самый главный пункт – о возможности взаимной военной помощи.
Что, разумеется, делает соглашение отнюдь не таким «многообещающим», как соглашение России и Северной Кореи – именно благодаря пункту о взаимной военной помощи солдаты из КНДР сегодня воюют против украинской армии в Курской области.
И, кстати, Ким Чен Ын еще и признает «территориальную целостность России» вместе с оккупированными украинскими территориями. А Иран нет. И это еще один сюрприз договоренностей между Россией и Ираном. В Тегеране не хотят признавать Крым российским.
Это вновь напоминает, что если страна хочет оставаться игроком на сцене большой политики – пусть даже с авторитарным режимом, под санкциями и со стратегическим партнерством с Москвой – она продолжает соблюдать собственные «красные линии».
Ким Чен Ыну или уже бывшему авторитарному правителю Сирии Башару Асаду, по большому счету, нечего было терять.
Международная активность режимов в Пхеньяне после корейской войны или в Дамаске после «арабской весны» была ограничена, поэтому обоим диктаторам было важнее удовлетворить прихоти Путина, чем сохранить лицо и продемонстрировать свою приверженность международному праву. А Иран, думаю, рассчитывает на собственную игру с Западом, без российского участия.
Важной причиной иранского нежелания признать российскими Крым и другие оккупированные территории Украины, видимо, является пограничный спор в Персидском заливе.
Иран считает три острова в заливе неотъемлемой частью своей территории и в Тегеране крайненегативно относятся к претензиям на эти территории Объединенных Арабских Эмиратов.
Это весьма запутанный территориальный спор, который уходит корнями в колониальное прошлое, причем если в случае с островом Абу-Муса, принадлежавшим эмирату Шарджа, еще есть история долгой принадлежности Ирану, то в случае с островами Большой Томб и Малый Томб, принадлежавшими эмирату Рас-эль-Хайма, можно говорить о классической иранской оккупации.
Иран отказываться от контроля над этими стратегически важными островами не собирается. А ОАЭ не собирается отказываться от своих претензий.
В Тегеране могут считать, что признание Крыма российским может создать нежелательный для Ирана прецедент. Сегодня Крым – а завтра ОАЭ занимает острова залива, говорит о своем суверенитете, а другие страны признают его примерно также, как Иран признал российский контроль над оккупированным полуостровом. Так что лучше сохранять статус-кво. И так, разумеется, будут считать в любой стране, у которой есть даже тень территориальной проблемы.
Похоже, это то обстоятельство, которое не учли в Кремле, когда считали, что мир легко согласится с российской оккупацией. А в результате даже союзники Москвы бегут от «российского Крыма» как от чумы.
Виталий Портников – журналист и политический комментатор, обозреватель Радіо Свобода и Крым.Реалии
Взгляды, высказанные в рубрике «Мнение», передают точку зрения самих авторов и не всегда отражают позицию редакции
Роскомнадзор пытается заблокировать доступ к сайту Крым.Реалии. Беспрепятственно читать Крым.Реалии можно с помощью зеркального сайта: https://d6e1ketvyr3dd.cloudfront.net/ следите за основными новостями в Telegram, Instagram и Viber Крым.Реалии. Рекомендуем вам установить VPN.
Аннексия Крыма Россией
В феврале 2014 года вооруженные люди в форме без опознавательных знаков захватили здание Верховной Рады АРК, Совета министров АРК, а также симферопольский аэропорт, Керченскую паромную переправу, другие стратегические объекты, а также блокировали действия украинских войск. Российские власти поначалу отказывались признавать, что эти вооруженные люди являются военнослужащими российской армии. Позже президент России Владимир Путин признал, что это были российские военные.
16 марта 2014 года на территории Крыма и Севастополя прошел непризнанный большинством стран мира «референдум» о статусе полуострова, по результатам которого Россия включила Крым в свой состав. Ни Украина, ни Европейский союз, ни США не признали результаты голосования на «референдуме». Президент России Владимир Путин 18 марта объявил о «присоединении» Крыма к России.
Международные организации признали оккупацию и аннексию Крыма незаконными и осудили действия России. Страны Запада ввели экономические санкции. Россия отрицает аннексию полуострова и называет это «восстановлением исторической справедливости». Верховная Рада Украины официально объявила датой начала временной оккупации Крыма и Севастополя Россией 20 февраля 2014 года.
FACEBOOK КОММЕНТАРИИ: