Доступность ссылки

Первая правозащитная: о чем говорили крымские правозащитники на первой с начала оккупации встрече


На конференции «Крымской идеи» – объединении крымских правозащитных инициатив
На конференции «Крымской идеи» – объединении крымских правозащитных инициатив

Специально для Крым.Реалии

Несмотря на противодействие силовиков, крымские правозащитники все-таки смогли провести свою конференцию и обсудить наиболее актуальные нарушения прав человека на полуострове. Какие проблемы в этой сфере обозначили общественные активисты, а также какие пожелания к международным структурам и органам украинской власти они озвучивали?

Со второй попытки

Изначально организаторы мероприятия планировали, что встреча будет приурочена к очередному дню защиты прав человека. Однако 10 декабря пришлось всем собравшимся объявить, что конференция не состоится – на владельца помещения силовики оказали давление и он в последний момент отказал в аренде зала. И, хотя такая реакция была ожидаемой и весьма хорошо иллюстрирует обстановку с правами человека в оккупированном Россией Крыму, «гештальт» остался не закрытым.

Но уже через день, со второй попытки, мероприятие состоялось. Его уникальность была в том, что о нарушениях прав человека говорили непосредственно крымчане.

«Сами жители Крыма, которые каждодневно, непосредственно, на своем примере, на своей жизни ощущают все, что происходит в Крыму – рассказывают, как это здесь», – поделился мнением о формате мероприятия активист крымскотатарского движения Нариман Джелялов.

По его мнению, нужно не только говорить о нарушении прав человека в Крыму, но и реагировать на них, а прежде всего – выявлять все тонкости этих моментов, поскольку зачастую это не прямолинейные грубые нарушения, а малозаметные для поверхностного наблюдателя процессы. Одним из таких процессов является замещение населения, о котором на конференции рассказал правозащитник Абдурешит Джеппаров.

Неоколонизация Крыма

В своем выступлении правозащитник выразил мнение, что с момента оккупации российские власти развернули активную колонизацию полуострова. Для этого в самом начале широко использовались слухи о новой депортации крымских татар, а позднее – насильственные исчезновения и другие репрессии против коренного населения. Именно с целью запугивания и выдавливания тех, кто проживал в Крыму до момента оккупации.

С другой стороны, на место покидающих Крым жителей, российские власти активно перемещают военнослужащих, сотрудников силовых ведомств и местных чиновников. О количественных показателях Абдурешит Джепаров сообщил, что единой методики учета переселенцев не существует и что цифры в разных источниках сильно разнятся.

Абдурешит Джеппаров
Абдурешит Джеппаров

Однако о масштабах процесса, считает он, все-таки можно судить по нескольким признакам. В частности, по количеству новых многоэтажных жилмассивов. «Уровень покупательной возможности крымчан таков, что мы не можем покупать такие квартиры (в таком количестве – КР)», – отметил правозащитник.

Удар по идентичности

Известная крымскотатарская общественница и адвокат Эмине Авамилева, выступая на конференции по поводу действий по размыванию самоидентификации крымских татар и украинцев, обратила внимание, что никто напрямую не лишает школьников права получать образование на родном языке.

Эмине Авамилева
Эмине Авамилева

«Но как только такие люди появляются, директор по-человечески им говорит: у меня нет кабинетов, нет хорошего педагога, да и как потом ваши дети будут сдавать ЕГЭ, если они девять лет учились на другом языке. Подумайте о них», – поясняет Эмине Авамилева. И добавляет, что кроме этого родителей пугают негативным отношением со стороны администрации школы, плохой успеваемостью и откровенным буллингом со стороны сверстников.

И это с одной стороны. А с другой стороны у правозащитников нет возможности свободного доступа в школы. Да и в самих школах не хватает учебников, современных программ и квалифицированных педагогов, чтобы обеспечить право обучения на родных языках. И власти Крыма успешно уклоняются от обсуждения этих проблем. По информации общественницы, 8 декабря они планировали провести форум-диалог с представителями местного министерства образования, но все площадки для проведения такого мероприятия оказались заблокированы.

При этом образование на родном языке – только один из компонентов размывания национальной идентичности. Среди других Эмине Авамилева отметила сворачивание средств массовой информации на крымскотатарском и украинском языках, а также отказ крымской власти от принятия законопроекта, который бы закрепил механизм использования крымскотатарского и украинского языков, как государственных в Крыму. «Сегодня просто имитация, что эти языки являются государственными», – резюмировала Эмине Авамилева.

Права ребенка не в тренде

Еще одна общественная активиста Ленура Енгулатова добавила, что права детей в Крыму ограничиваются не только в том, что касается преподавания на родных языках. Она отметила, что сюда можно отнести и профилактические беседы правоохранителей с подростками без родителей, и отказы принять ребенка в школу по причине регистрации в другом регионе, и выдворение одного из родителей за пределы Крыма без учета семейных обстоятельств.

Детские рисунки на заседании «Крымской солидарности» в Симферополе
Детские рисунки на заседании «Крымской солидарности» в Симферополе

Отдельное внимание Ленура Енгулатова обратила на тех детей, чьи родители стали жертвами политических преследований – обысков и задержаний. «Такие мероприятия проходят с агрессией, с насилием. С выбиванием окон и дверей в пять утра. С угрозами одному или обоим родителям. В Крыму свыше 160 детей испытали эти травматические ситуации на себе», – отметила общественница.

По ее информации, Европейский суд уже обращал внимание российских правоохранителей на эту проблему и требовал учитывать фактор наличия детей при проведении спецопераций с целью обезопасить их от психотравм. Однако, как добавила Ленура Енгулатова, сегодня защита прав детей на полуострове не является трендом. Родители детей, переживших стрессовую ситуацию, заняты из-за уголовного преследования их супругов, и работу по обжалованию действий силовиков не ведут.

Впереди паровоза

Тем временем крымские СМИ, которые работают на оккупационную власть, ни о каких репрессиях и проблемах в сфере прав человека не сообщают. «Они бегут впереди паровоза, потому что полностью разделяют имперскую и шовинистическую идеологию нынешней власти», – заявил редактор издания «Къырым» Бекир Мамутов. И добавил, что к большому сожалению, зарубежные журналисты утратили интерес к ситуации в Крыму и не пытаются приехать сюда и увидеть все своими глазами.

Бекир Мамутов
Бекир Мамутов

Ситуация со свободой слова усугубляется и чувствительными ограничениями в интернет-сфере. Об этом рассказала активистка общественной инициативы «Нефес» Эльмаз Акимова. По ее словам, значительное число украинских сайтов в Крыму заблокированы, и число заблокированных ресурсов растет с каждым годом. Акимова также упомянула про уголовные преследования журналистов и активистов за высказывания о том, что Крым является частью Украины.

Ждем помощи и контроля

Крымские правозащитники рассчитывают, что представители международного сообщества будут и дальше напоминать России о ее обязанностях и о необходимости свести к минимуму нарушения прав человека на оккупированном полуострове


В резолюции, которую озвучили участники конференции, было отмечено, что Россия не выполняет требований международного права, предусмотренных для оккупированной территории, а также игнорирует те требования, которые на нее возлагались в резолюциях ПАСЕ и промежуточном решении Международного суда. В этой связи крымские правозащитники рассчитывают, что представители международного сообщества будут и дальше напоминать России о ее обязанностях в рамках международного права и о необходимости свести к минимуму нарушения прав человека на оккупированном полуострове.

Помимо этого, крымские правозащитники призывают коллег из международных организаций и далее настаивать на необходимости официального присутствия международных наблюдательных миссий в Крыму. Само присутствие таких миссий могло бы значительно снизить уровень нарушений прав человека на полуострове. А еще, судя по тексту резолюции, крымские активисты уверены, что помогло бы закрепление на международном уровне механизмов ответственности страны-оккупанта за нарушение тех или иных ограничений, ведущих к нарушению прав человека.

Есть над чем работать и украинским органам власти. В частности, необходимо активнее поднимать вопросы о нарушении прав человека в Крыму на дипломатических мероприятиях, адаптировать и стимулировать внедрение программ дистанционного обучения украинскому языку для крымчан, активнее формировать информационную повестку внутри государства о том, что происходит в оккупированном Крыму.

FACEBOOK КОММЕНТАРИИ:

В ДРУГИХ СМИ




Recommended

XS
SM
MD
LG