София Нимилович
Переселенка из Крыма Екатерина Тутерова превращает олово и медь в массивные украшения. Сегодня ее работы – на обложках модных журналов, дополняют наряды моделей и известных звезд. Заколку-меч, которую изготовила мастерица, во время выступления на «Евровидении» вынимала из волос Alyona Alyona, а кулон-сердце с гранатами был элементом образа Jerry Heil на нынешнем отборе на музыкальный конкурс.
О магии превращения олова и меди в массивные украшения, своем переезде из аннексированного Крыма в Киев и с кем из звезд уже удалось поработать – Екатерина Тутерова рассказала проекту Радіо Свобода «Ти як?».
«До этого я никогда в жизни не держала паяльник в руках. Я начала понемногу что-то делать – и у меня стало получаться. Я продала первый чокер», – рассказывает художница.
Екатерина Тутерова родилась в Бахчисарае. В Крыму она окончила художественную школу и бакалавриат университета.
«После того, как я поступила (в университет – ред.), начался 2014-й. Аннексия. Началась волна миграции, когда все студенты переводились. Я тоже очень хотела перевестись. Все мои друзья уехали в Киев, Львов. А меня родители не отпустили, потому что мне не было 18-ти. Там мне выдали российский диплом. В 2017 году я закончила учебу и сразу же переехала в Киев».
В столице Екатерина получила еще один бакалавриат в том же университете, но часть которого релоцировалась на свободную территорию Украины. Впоследствии получила степень магистра по культурологии в Киево-Могилянской академии и начала работать SMM-щицей.
После начала полномасштабной войны России против Украины девушка увидела в сети видео, как паяльником делают украшение. Ее заинтересовал процесс плавки металла и создания из него вещей.
Я поняла, какой материал – олово, какие у него свойства
«И я решила попробовать. Попросила у друга паяльник. Он провел инструктаж, что и как делать. До этого я никогда в жизни не держала паяльник в руках. Я начала понемногу что-то делать – и у меня стало получаться. Я поняла, какой материал – олово, с которым я работаю, что оно может делать, какие у него свойства. И уже в марте я продала первый чокер».
Мастерица работает со сплавом олова и меди, которые являются экологичными и безопасными для кожи. Екатерина начинала с серёг, чокеров. Но поняла, что хочет работать с массивными украшениями. Так она сделала металлический лиф, сумку. Когда опубликовала фото в сети, вспоминает девушка, на нее стали подписываться стилисты и приглашать ее на съёмки.
Украшения для моделей и звезд
Необычные металлические украшения Екатерины сейчас дополняют образы моделей на Fashion Week и украинских звёзд на выступлениях и съёмках для обложек модных журналов. К примеру, один из чокеров носит певица Злата Огневич в клипе «Рождённые свободными» («Народжені вільними»).
В украшениях девушки в прошлом году на сцене «Евровидения» выступали Jerry Heil и Alyona Alyona, которые в дуэте представляли Украину в шведском городе Мальме. Екатерина, в частности, создала заколку-меч, которую Alyona Alyona вытаскивала из волос во время номера.
Художница рассказывает: с Jerry Heil знакома лично. Еще до выступления на «Евровидении» артистка брала у нее украшения.
Когда я делала украшения для «Евровидения», я долго работала
«Когда я делала украшения для «Евровидения», я долго работала. И это всё вообще было под вопросом. Вообще это специфика стайлинга, можно так сказать. Даже если договорились и украшения, аксессуары на съёмке, это не значит, что кадры, где есть украшения, войдут в финал. Может быть так, что в последний момент не успеют отснять образ, или же артист спиной стоит и там видно только застёжку».
В этом году в швейцарском городе Базель Jerry Heil вышла на сцену песенного конкурса во время специального номера вместе с другими участниками, чтобы исполнить песню Селин Дион, с которой она победила на «Евровидении» в 1988-м.
Образ Jerry Heil дополнило массивное украшение – сердце Девы Марии с лучами на груди, которое создала Екатерина. Кулон выплавлен из олова и состоит из нескольких слоёв. Он крепится тремя цепями к основе-чокеру. В центре сердца – глаз, похожий на серьгу, которую артистка надела во время «Евровидения» в прошлом году. Также сердце обрамлено красными гранатами.
Свой бренд Екатерина назвала Sfurato – слово, которое с ошибкой написала еще на университетской паре.
«На искусствоведческом диктанте я сделала ошибку. Вместо сфумато – это метод передачи объема воздуха в живописи Да Винчи, – я написала сфурато. И подумала: тут все мои любимые буквы в этом слове. Много лет это был мой ник в инстаграме. А потом это переросло в большее».
Художница работает в своей киевской квартире. Экспериментирует не только с серьгами, кольцами, сумками, но и с картинами из металла.
«Я и не думала, что это когда-нибудь будет продаваться, я просто экспериментировала. Возможно, если бы жила в Германии или Франции, я бы этим и не занималась. Но я очень хотела сделать что-то для украинской культуры. Я точно знаю: моя миссия – творить в Украине сложное, качественное, современное искусство».