Доступность ссылки

Борьба за свободу: Чехословакия ‒ 1968 и Гонконг ‒ 2019 (мировая пресса)


©Shutterstock
©Shutterstock

На памятные мероприятия, посвященные событиям августа 1968 года, когда Чехословакию оккупировали войска советского блока, в этом году не пришли ни президент, ни премьер-министр страны. Об этом пишут ведущие чешские издания и объясняют это значительными изменениями в настроениях чешского общества со времен президентства Вацлава Гавела. А о том, как в Чехии борются с российской дезинформацией, рассказал в интервью «Чешскому радио» один из крупнейших международных специалистов в этой области. Протестам в Гонконге с требованиями проведения выборов в этой провинции, принадлежащей Китаю, посвящает свою публикацию лидер большинства в американском Сенате, его комментарий опубликовало европейское издание газеты Wall Street Journal.

Традиционно 21 августа, в день вторжения войска Варшавского блока на территорию Чехословакии, руководители страны и в целом чешские граждане собираются у «Чешского радио», где были столкновения с советскими войсками, где до последней минуты работники радио пытались рассказывать о трагических событиях оккупации. Но в этом году ни президент Милош Земан, ни премьер-министр Андрей Бабиш на мероприятия в честь этих переломных событий в истории страны не пришли, сообщает информационный сервер Novinky.cz. Не было на церемонии возложения цветов и представителей президентской и премьерской партий: ČSSD и ANO. Официальные власти представляли руководители парламента и мэр Праги.

Как напоминают чешские журналисты, премьер-министр Андрей Бабиш приходил на подобную церемонию в прошлом году, но его там освистали. У многих в Чехии вызывает неприятие тот факт, что имя Бабиша оказалось в архивах агентов чехословацких тайных служб.

Вместо того, чтобы посещать акции лично, Бабиш ограничился публикацией твита.

«События 21 августа 1968 года не были несчастной игрой судьбы. Это было вторжение иностранного государства. Конкретное преступление конкретных людей по приглашению конкретных предателей. Это заставило большую часть наших лучших людей бежать за границу, мы потеряли часть целого талантливого поколения», ‒ написал премьер-министр Бабиш.

Один из оппонентов правительства, депутат от партии ODS Петр Фиала заявил в интервью, что его не удивляет, что руководители государства не пришли отметить годовщину оккупации: «30 лет, с ноября 1989 года, и 51 год, со времени оккупации нашей страны войсками Варшавского договора, нами правят коммунисты». Другие оппозиционные депутаты также отметили, что правительство так ведет себя, потому что оно держится на поддержке коммунистической партии, хотя они формально и являются частью правительственной коалиции.

В среду вечером в Праге состоялась очередная массовая демонстрация, организованная обществом «Миллион минут для демократии». Акция имеет целью привлечь внимание к запрету демонстрации 50 лет назад и к современным политическим проблемам.

Частью современных проблем Чехии является и раскол в обществе вследствие российской дезинформации. Борьбу с ней Чехия начала одной из первых, осознав, к каким последствиям дезинформация и другие подрывные действия России привели в Украине. О том, что делает страна, чтобы защитить себя от «бомбардировки мозгов», пришедшей на смену оккупации с помощью танков, рассказал «Чешскому радио» один из крупнейших международных специалистов по этому вопросу Якуб Каленский. Бывший журналист и аналитик работал в европейском проекте EU vs Disinfo, а сейчас является сотрудником американского «Атлантического совета».

По его мнению, коллеги из украинского проекта StopFake продвинулись в этом деле гораздо дальше, они лучше отслеживают влияние российской пропаганды на население, проводят социологические опросы, которых пока нет в Чехии. Также пропаганда распространяется и на другие страны мира, интересующие Россию. Противопоставить ей что-то действенное специалисты пока не могут:

«Мы не можем сделать больше, чем обратить внимание на то, что происходит. Мы наблюдаем российский прототип ‒ и как он потом проникает в другие языки. Вы можете видеть, что то, что появляется на пропагандистском государственном телевидении в воскресенье, затем повторяется на десятках и сотнях сайтов по всей Европе уже в течение следующей недели».

Как говорит Каленский, особую опасность представляют высказывания руководителей, которые, как в случае президента Чехии Милоша Земана, повторяют российскую пропаганду. В такой ситуации серьезные медиа уже не могут игнорировать эти послания и вынуждены их повторять, хоть сами часто знают, что они ложные. Далее их распространяют уже люди в социальных сетях.

На вопрос о том, что же могут сделать борцы с дезинформацией, Якуб Каленский отвечает, что они «делают прививки» для населения, чтобы оно не распространяло дезинформацию.

Европейское издание газеты Wall Street Journal также говорит о борьбе за демократию, о событиях, происходивших в Европе, в Чехии в 1968 году, в Будапеште в 1956 году, и позже, в 1989 году на площади Тяньаньмэнь в столице Китая. Митч Макконнелл, лидер большинства в американском Сенате, чей комментарий содержит европейское издание газеты Wall Street Journal, говорит о том, что и сегодня демократические протесты происходят в Москве и на собственно китайской территории, в Гонконге.

По оценкам, около двух миллионов гонконгцев, или каждый четвертый житель провинции, участвуют в демонстрациях в поддержку автономии провинции и сохранения демократического строя этой территории, некогда бывшей английской колонией. По соглашению о возвращении Гонконга под власть Китая в 1997 году, Пекин обещал сохранить эти свободы, однако он все это время пытается их отменить.

«Протестующие хотят, чтобы их свободы были сохранены, автономия территории уважалась, и добиваются справедливости для тех, кого спецслужбы задержали, избили или убили. В противовес коммунистической пропаганде, это восстание граждан не является иностранным заговором. Но ведущие демократические страны мира медленно реагируют. Только одна столица отвечает за то, что происходит в Гонконге, ‒ Пекин. Демонстранты только реагируют на действия власти, пытающейся усилить свое влияние и контроль над тем, что должно быть автономным регионом», ‒ убежден американский сенатор.

Китай постепенно усиливает контроль над провинциями, отличающимися от того стандарта, который хочет насадить Пекин, речь идет о Тибете, из которого местное население должно бежать десятками тысяч, или об уйгурских территориях, где фактически, по словам сенатора, были созданы «этнические концлагеря».

Сейчас Китай пытается поставить и Гонконг под полный контроль, но его население, по мнению Макконнела, сейчас делает то, что, в конце концов, должны будут сделать все остальные ‒ противостоит Пекину. Это, по мнению американского сенатора, будет задача не только для Америки, но и для других демократических стран, которые бы хотели, чтобы китайские граждане имели такие же права и свободы, как и граждане свободного мира.

Сенатор Макконнел: Люди Гонконга выступают за свои свободы и автономии, которые привели их город к глобальному успеху. Пекин должен сделать паузу, прежде чем угроза нависнет над ключевым двигателем его роста и он спровоцирует международное сообщество:

FACEBOOK КОММЕНТАРИИ:

В ДРУГИХ СМИ




Recommended

XS
SM
MD
LG