Доступность ссылки

«Происходит стирание украинской идентичности»: российские паспорта крымчан как повинность


Навязывание российского гражданства в Крыму нарушает права человека и порождает ограничение свободы передвижения, к такому выводу пришли авторы аналитического отчета «Права человека в контексте навязывания гражданства в Крыму», который представили в Киеве специалисты Правовой инициативы открытого общества.

Как заявил исполнительный директор представительства Фонда «Відродження» в Украине Александр Сушко, документ имеет прикладное значение и «станет основой доказательства нарушений оккупационной власти в Крыму». В дневном шоу Радио Крым.Реалии проблему гражданства крымчан вместе с ведущей Еленой Ремовской обсуждает украинский адвокат, эксперт Регионального центра по правам человека Сергей Заец.

– Во время аннексии Крыма Россия объявила всех, кто проживал на полуострове, своими гражданами. Как эта проблема эволюционировала с тех пор?

– Сама проблема, может быть, не эволюционировала, а стала более понятной и осязаемой, проявилось достаточное количество последствий навязывания гражданства. Исключение в 2014-м сделали для тех, кто подал заявление о желании сохранить имеющееся украинское гражданство, либо остаться лицом без гражданства. Срок для такого заявления фактически составлял 18 дней: с 1 апреля по 18 апреля. В реальности подать заявление об отказе от российского гражданства на протяжении первых 10-14 дней можно было всего в четырех пунктах на полуострове. Ближе к концу срока количество пунктов увеличилось.

– То есть можно было с самого начала однозначно сделать вывод, что это незаконно и неправильно?

– Проблема навязанного гражданства находится в серой зоне. На самом деле нам потребовалось много времени, для того чтобы осознать ее с точки зрения международных стандартов прав человека, чтобы сформулировать, почему это нарушение. На международном уровне занимаются преимущественно вопросами лиц без гражданства или с двойным гражданством. Когда речь идет о навязанном гражданстве, о натурализации, такие вопросы в международном праве очень слабо проработаны, точнее никак. Ситуация в Крыму достаточно уникальна, а Европейская конвенция по правам человека не гарантирует право на гражданство. Впрочем, существует практика Европейского суда, которая говорит о том, что это не значит, будто конвенция не защищает от последствий, связанных с изменением статуса гражданина. В основном практика связана с утратой гражданства.

Сергей Заец
Сергей Заец

– Но это совсем противоположная ситуация, когда человека лишали прав, связанных с гражданством.

Россия не может лишить кого-то украинского гражданства
Сергей Заец

– Именно. В силу этого Европейский суд мог найти нарушение, а у нас ситуация выглядит так: тот, кому предоставили дополнительное гражданство, просто предоставили дополнительные права. Проблема была в том, чтобы найти формулировки, которые могут быть адресованы ЕСПЧ, Комитету ООН по правам человека, и позволят признать нарушения тех прав, которые гарантированы соответствующими международными договорами. В формулировке российского закона заложено определенное иезуитство, поскольку там речь шла не о возможности отказаться от российского гражданства, а сохранить имеющееся гражданство Украины. На самом деле другое государство не может лишить лицо гражданства третьей страны. Россия не может лишить кого-то украинского гражданства.

– В случае, например, с Олегом Сенцовым и Александром Кольченко российский суд посчитал их гражданами России, а не Украины. Это и есть нарушение?

В апреле 2014 года люди оказались перед выбором без выбора: любой вариант вел к ухудшению ситуации
Сергей Заец

– Российская Федерация признает всех, кого она объявила своими гражданами, только российскими гражданами и не принимает во внимание наличие гражданства Украины. Но на первый взгляд это выглядит так, что вместе с правами гражданина Украины жителям Крыма предоставили права гражданина России. Причем если исходить из того, что принятие российского гражданства является бременем, то отказ от него также порождал ряд негативных последствий. Это означает, что в апреле 2014 года люди оказались перед выбором без выбора: любой вариант вел к ухудшению ситуации. Раньше человека все устраивало, а сейчас его объявили гражданином России или, если он отказался от российского паспорта, он оказался иностранцем у себя дома со всеми вытекающими последствиями. В частности, это миграционный контроль, который связан с ограниченным сроком пребывания в течение 90 дней на протяжении 180 дней, либо с необходимостью получить разрешение на проживание. В любой момент их могут объявить нежелательными и выдворить… Безусловно, в Крыму были и люди, которые с радостью получили гражданство России.

– С нами связалась коренная крымчанка Антонина, которая просит не называть ее фамилию и все это время живет без российского гражданства в Крыму. Вот что она рассказывает:

«Я не отказывалась от российского гражданства, я вообще с ними не связывалась. Когда у нас стали выдавать российские паспорта, в нашем паспортном столе работал консультант из Москвы, юрист – он сказал, что я не имею права здесь жить без российского гражданства. Мол, или берете паспорт, либо вид на жительство, но у меня свое жилье приватизированное здесь. Я решила, что если напишу хоть какую-то бумажку, то уже с ними начинаю сотрудничать, вхожу в эту систему. Я ничего не брала. И здесь я, в общем-то, никто, прав никаких у меня нет. Мне 65 лет, пенсию я получаю в Украине, но с переводом на рубли, еще и поездка обходится дорого. Пока дети поддерживают, я живу. Я не могу обратиться в поликлинику, я не могу лечь в больницу, я не могу открыть счет. Но я стараюсь не светиться, не нарываться на неприятности».

​– У меня есть пример другой крымчанки, которая на протяжении пяти лет предприняла все усилия, для того, чтобы, не получая российский паспорт, выйти из гражданства России. Она систематически получает отказы – это означает, что такие люди поставлены властями перед сложным моральным выбором. С одной стороны, они не хотят получать паспорт гражданина России по соображениям совести. С другой стороны, они идут на существенные ограничения и лишения, о которых мы слышали: это и медицинские, и банковские услуги, и многое другое. Если мы посмотрим на это в масштабах всего полуострова, то, по сути, происходит стирание украинской идентичности в Крыму, поскольку получается, что украинцы, украинские граждане как некая социальная группа просто перестают существовать, благодаря распространению на территории полуострова законодательства России.

(Текст подготовил Владислав Ленцев)

FACEBOOK КОММЕНТАРИИ:

В ДРУГИХ СМИ




Recommended

XS
SM
MD
LG