В аннексированном Крыму российские силовики ворвались в дом супругов Рустема Кямилева и Лили Гемеджи – юристов, защищающих крымчан от незаконных преследований. Рустема Кямилева обвинили в публикации экстремистских материалов из-за постов и репостов, сделанных в Фейсбуке несколько лет назад. Его коллеги называют это преднамеренным преследованием за профессиональную деятельность. Крымские юристы много лет сталкиваются с давлением со стороны российской силовой системы. Правозащитники заявляют, что эти преследования не случайны, а целенаправленны.
Следственные действия в доме юристов в Симферополе проводили 7 ноября сотрудники Центра по противодействию экстремизму крымского главка МВД России, известного также как Центр «Э». Они заявили, что проводят обследование по месту их жительства, но отказались предоставить протокол следственных мероприятий и оказывали давление на членов семьи.
«Проснулась от криков «Ложись на пол!»
Дочь юристов Нияра рассказала «Крымской солидарности», что силовики отняли у нее мобильный телефон и долго не позволяли выходить из комнаты, пока шли следственные действия у них дома.
«Вход в дом – прямо напротив нашей комнаты, все было видно. Я проснулась от того, что около 9.30 утра бабашку (папу - Ред.) положили на пол. Проснулась от криков: «Ложитесь на пол! Быстро, я вам сказал – ложитесь на пол!». Дверь открыта, один парень из ОМОНа стоит и смотрит на меня. Я говорю: «Дайте мне возможность одеться». Он сказал: «Нет, сиди тут»... Нам никуда не разрешали передвигаться по дому без сопровождения первый час. Сложили все телефоны и забрали», – цитируют ее активисты.
Далее, по рассказу Нияры, силовики «играли в игру «хороший и плохой полицейский». Один из них, по ее словам, сказал: «Не переживайте, мы вам папу вернем, спустя неделю вернем телефоны».
Нияра также говорит, что силовики интересовались ее братом и сказали, чтобы он «ждал повестку от военкомата».
У Рустема Кямилева и Лили Гемеджи изъяли технику, папку сертификатов о повышении квалификации, рабочие блокноты и документы, связанные с адвокатской деятельностью.
При этом силовики не разъясняли семье ее права, а все действия проводились без понятых, изъятые предметы упаковывали без их присутствия и в предоставлении копии протокола было отказано, рассказала «Крымской солидарности» Лиля Гемеджи.
«Я считаю, что проведенный обыск и привлечение к административной ответственности носило одну единственную цель – получить доступ к нашей технике, а также к иным документам, связанным с нашей адвокатской деятельностью», – цитируют Лилю Гемеджи активисты.
После завершения следственных мероприятий силовики увезли Рустема Кямилева в здание «Центра Э» для составления протоколов.
Российские силовики на своих официальных ресурсах не сообщают об обыске и задержании юриста.
Два протокола и суд
В отношении крымчанина были составлены протоколы по двум статьям административного кодекса РФ. Они касались его репостов в Facebook, сделанных в 2017 и 2020 годах.
В тот же день подконтрольный России Киевский районный суд Симферополя рассмотрел эти админпротоколы. Судья признал Рустема Кямилева виновным по обеим админпротоколам.
Один из них был составлен за репост публикации о крымском политузнике Олеге Приходько в 2020 году. На фото полутзник держит в руках лист, на котором нарисованы флагом и трезубец. По мнению сотрудников Центра «Э», эта символика якобы принадлежит украинской организации «Правый сектор».
Олег Приходько – крымский политузник из села Орехово Сакского района с проукраинскими взглядами. После того, как российские силовики изъяли у него дома украинскую символику, его обвинили в подготовке к теракту и незаконном изготовлении взрывчатых веществ. Крымчанин осужден в 2021 году на пять лет лишения свободы. В 2023 году российский суд добавил ему еще четыре с половиной года заключения по двум новым обвинениям.
Олег Приходько вину не признает.
За репост публикации о нем суд признал Рустема Кямилева виновным по части 1 статьи 20.3 КоАП РФ (демонстрация запрещенной символики) и назначил ему административный арест на 10 суток.
Юрист вину не признает. Он пояснил, что умысла «размещать публикацию экстремистского характера не имел».
«Данный репост был размещен несколько лет назад. Доступа к Фейсбуку в течение года он не имел, не модерировал, не контролировал свою страницу. Было вынесено определение, в котором было указано еще до вынесения решения по делу, что вина моего супруга доказана, что он совершил данное административное правонарушение. Было ожидаемое решение суда – об административном аресте», – сообщила «Крымской солидарности» Лиля Гемеджи.
Второй протокол был составлен по статье 20.3.3 КоАП РФ (дискредитация Вооруженных сил РФ) за репост, сделанный еще в 2017 году.
По версии силовиков, Рустем Кямилев сделал репост публикации российского политика Григория Явлинского с текстом и видео о событиях в Сирии и Украине. В посте сказано: «Это этическая катастрофа для России, которая не забудется еще десятилетия, а может быть, и столетия. <…> Убийства мусульман, испытание военной техники есть абсолютное зло».
По этому протоколу крымчанина оштрафовали на 50 тысяч рублей. По нему юрист вину тоже не признал.
«Мишени для репрессивной машины»
Административное преследование Рустема Кямилева по указанным статьям может обернуться для него уголовным преследованием в будущем, считает аналитик общественной организации «Крым.SOS» Евгений Ярошенко.
По его словам, в случае повторного обвинения в демонстрации запрещенной символики грозит ответственность по статье 282.4 Уголовного кодекса РФ (неоднократная демонстрация запрещенной символики). Она предусматривает крупный штраф, принудительные работы или лишение свободы до четырех лет.
Уголовная ответственность предусмотрена также за повторное обвинение в дискредитации российской армии в течение года.
«По опыту наблюдения «Крым.SOS» за подобными делами можно предположить, что законодательные нормы РФ, которые касаются уголовной ответственности за критику режима или демонстрацию запрещенной символики, чаще всего используются против активистов и правозащитников с целью препятствования любым формам независимой юридической помощи в субъективно мотивированных делах оккупационного режима против жителей Крыма», – заявляет Евгений Ярошенко.
Проявлением «репрессивного воздействия» на крымских адвокатов считает преследование Рустема Кямилева адвокат бывших крымских политузников Николай Полозов.
«Это не первая попытка силовиков нейтрализовать этих отважных людей. Ранее под давлением силовиков Лиля Гемеджи и Рустем Кямилев были лишены статуса адвокатов. Однако их это не остановило и они продолжили оказывать правовую помощь десяткам и сотням крымскотатарских семей. Безусловно, наряду с давлением на других крымских адвокатов и юристов, оказывающих помощь семьям политзаключенных, арест Рустема Кямилева является элементом системного репрессивного воздействия на крымских татар, находящихся под российским оккупационным гнетом», – утверждает он.
Уполномоченный Верховной Рады Украины Дмитрий Лубинец назвал обвинения в отношении Рустема Кямилева «абсурдными», а преследование его и его супруги – нарушением прав человека.
8 ноября коалиция правозащитных организаций Украины обнародовала заявление с протестом против преследования Рустема Кямилева, Лили Гемеджи и других крымских юристов.
«Адвокаты, которые защищают права человека и выступают в защиту политузников в Крыму, становятся мишенями для репрессивной машины оккупационной власти и оказываются в эпицентре нападений силовых структур. Преследования правозащитников во временно оккупированном Крыму не являются случайными. Они имеют четко выраженную систему, направленную на то, чтобы заставить правозащитников прекратить свою деятельность или работать в границах установленных оккупационной властью норм», – говорится в заявлении.
С 2014 года как минимум 13 адвокатов в Крыму стали жертвами давления со стороны российских властей
По данным правозащитников, за десятилетие российской аннексии Крыма как минимум 13 адвокатов на полуострове стали жертвами давления со стороны российских властей в форме произвольных обысков и задержаний, админарестов и штрафов, лишения адвокатской лицензии, блокировании мобильной связи, угроз и многого другого.
Правозащитники призывают мировое сообщество поддержать юристов и адвокатов, столкнувшихся с давлением в Крыму, осудить репрессии против них, требовать от российской власти прекратить такие действия, а также задействовать персональные санкции к причастным к таким преследованиям, включая оперативников и судей.
Аннексия Крыма Россией
В феврале 2014 года вооруженные люди в форме без опознавательных знаков захватили здание Верховной Рады АРК, Совета министров АРК, а также симферопольский аэропорт, Керченскую паромную переправу, другие стратегические объекты, а также блокировали действия украинских войск. Российские власти поначалу отказывались признавать, что эти вооруженные люди являются военнослужащими российской армии. Позже президент России Владимир Путин признал, что это были российские военные.
16 марта 2014 года на территории Крыма и Севастополя прошел непризнанный большинством стран мира «референдум» о статусе полуострова, по результатам которого Россия включила Крым в свой состав. Ни Украина, ни Европейский союз, ни США не признали результаты голосования на «референдуме». Президент России Владимир Путин 18 марта объявил о «присоединении» Крыма к России.
Международные организации признали оккупацию и аннексию Крыма незаконными и осудили действия России. Страны Запада ввели экономические санкции. Россия отрицает аннексию полуострова и называет это «восстановлением исторической справедливости». Верховная Рада Украины официально объявила датой начала временной оккупации Крыма и Севастополя Россией 20 февраля 2014 года.
Роскомнадзор пытается заблокировать доступ к сайту Крым.Реалии. Беспрепятственно читать Крым.Реалии можно с помощью зеркального сайта: https://d2k5zpaql0enfz.cloudfront.net/ следите за основными новостями в Telegram, Instagram и Viber Крым.Реалии. Рекомендуем вам установить VPN.
FACEBOOK КОММЕНТАРИИ: