Ангела Меркель и Владимир Путин встречаются по несколько раз в год. Пресс-служба канцлера Германии преимущественно сообщает о политических договоренностях или экономическом сотрудничестве между Берлином и Москвой. А вот пресс-служба президента России нередко описывает неформальные детали этих встреч: «Путин подарил Меркель цветы», «Путин угостил Меркель сибирскими пельменями», «президент и канцлер осмотрели исторические памятники». Эти сообщения, как, подчеркивают, что лидеры государств – друзья. Однако, правда Меркель и Путин дружат? И какую роль в этих отношениях играет российский газ?
Сентябрь 2005-го. Президент России Владимир Путин в Берлине. Вместе с канцлером Герхардом Шредером дает старт строительству первой ветки североевропейского газопровода. Он будет пролегать по дну Балтийского моря – в обход стран Балтии и Польши.
«Это новое качество экономического сотрудничества», – заявляет Герхард Шредер во время церемонии подписания договора между руководителем «Газпрома» и директорами немецких концернов BASF и E.ON.
Лидера партии Христианско-демократический союз, протестантку из Восточной Германии Ангелу Меркель выбирают канцлером уже через два месяца. Именно на волне развития экономического сотрудничества Берлина и Москвы.
Поэтому уже в начале 2006 года Меркель прилетает с официальным визитом в России – крупного партнера Германии.
В 2006-м Меркель и Путин публично встретятся менее 5 раз. После январских переговоров в Кремле в апреле политики уже летят в сибирский Томск. Здесь обсуждают иранскую ядерную программу.
А еще российский «Газпром» и его немецкие партнеры готовятся вместе добывать голубое топливо на «Южнорусском» месторождении в Ямало-Ненецком автономном округе. Официальные бумаги подписывают под аплодисменты Путина и Меркель.
В это время в странах Восточной Европы, а еще в Лондоне и Вашингтоне – говорят об опасной зависимости ЕС от российских энергоресурсов. Это изрядно возмущает Путина.
«Постоянно слышим о какой чрезмерной зависимости от России, что нужно как-то ограничить доступ российских энергоресурсов на европейский рынок», – серьезным тоном заявляет на брифинге в Томске Путин.
А вот Ангела Меркель называет Россию партнером, который только усилит политическую стабильность в Европе. Если впустить Москву в европейскую экономику.
«Эта большая делегация свидетельствует о важности наших отношений с Россией. Российская экономика неуклонно модернизируется и, я считаю, что мы очень заинтересованы в этом», – говорит канцлер журналистам в апреле 2006-го.
Он говорит по-немецки, она – на русском. Он служил в Восточной Германии, она там родилась. В начале двухтысячных российские и немецкие СМИ ищут у Меркель и Путина схожие черты. И предсказывают теплые отношения между странами.
Президент России почти всегда встречает канцлера с цветами. Однако, из официальных протокольных съемок трудно понять какие на самом деле отношения у лидеров двух стран. Журналисты пытаются поймать эмоции на лицах политиков.
Вот эти кадры немецкий телеканал ZDF называет доказательством того, что Путин всегда пытается психологически давить на Меркель. Во время переговоров в Сочи в 2007 году в комнату забегает лабрадор российского президента. От чего канцлер замирает и нервно улыбается, ведь боится собак.
«Сейчас журналистов есть будет»,– сказала Меркель на русском, когда собака Путина ушла в направлении телекамер.
Тогда немецкие журналисты делают вывод, что инцидент не мог быть случайностью. Однако, Путин настаивает на обратном.
«Хотелось сделать ей приятно, когда показал свою собаку, я потом объяснил ей ситуацию и извинился за это», – заявил в интервью корреспонденту издания Bild президент России.
Журналисты постоянно присматриваются к реакциям Меркель – смеется ли над шутками Путина? Как вот на встрече в Петербурге летом 2013 года. В Интернете распространяется смонтированное видео, в котором канцлер реагирует на анекдот президента России тяжелым взглядом. А на оригинальной видеозаписи Меркель улыбается.
Просматривая официальное видео, трудно понять какие же на самом деле отношения Меркель и Путина.
Однако, как минимум, три встречи лидеров Германии и России стали поворотными точками, после которых отношение канцлера официальной Москвы заметно изменилось.
2007 года Путин произнес свою «Мюнхенскую речь», которую эксперты с обеих сторон Атлантики назвали сигналом о возобновлении «холодной войны».
«Россию – нас – постоянно учат демократии, но, те кто нас учит, сами учиться не слишком хотят, поэтому считаю, что для современного мира однополярная модель неприемлема и невозможна», – провозгласил с трибуны мюнхенской конференции Путин.
Уже через год, в августе 2008-го, Москва вторгается в Грузию. Несмотря на то, что Меркель весной этого же года на саммите в Бухаресте прислушалась к позиции Кремля и не поддержала сближение Грузии и Украины с НАТО.
А после аннексии Крыма, развязывания вооруженного конфликта на Донбассе и сбивания малайзийского Боинга MH-17 в 2014-м Ангела Меркель переходит от заявлений об обеспокоенности к решительным действиям. Германия официально осуждает действия Кремля в Украине и вводит экономические санкции. Во время последнего визита в Киев 1 ноября 2018 года канцлер заявила, что будет поддерживать режим санкций и в дальнейшем.
В Москве регулярно заявляют: Меркель ведет антироссийскую политику. Однако, позиция лидера Германии остается неизменной не только в санкционным вопросе, но и в газовом. Несмотря на предостережения Вашингтона и протесты Копенгагена, Варшавы, Вильнюса и Киева, канцлер не желает мешать строительству второй ветки газопровода «Северный поток». Она заявляет, что не имеет права вмешиваться в работу частных компаний. И называет проект газопровода Nord Stream-2 исключительно экономическим.
FACEBOOK КОММЕНТАРИИ: