Доступность ссылки

В Беларуси Лукашенко разрешил военным применять оружие против граждан. Объяснения экспертов


Военнослужащие армии Беларуси. Архивное фото
Военнослужащие армии Беларуси. Архивное фото

В Беларуси специальным указом авторитарный лидер Александр Лукашенко внес изменения в воинский устав. Теперь военные могут применять оружие и специальную технику против граждан. Радыё Свабода обсудило с экспертами, какими могут быть последствия этих изменений.

В Устав внутренней службы Вооруженных Сил Республики Беларусь добавлена статья, позволяющая военным применять «огнестрельное оружие, специальную технику, боевую и специальную технику при выполнении возложенных на них задач» против граждан. Этому предшествовал специальный указ Лукашенко.

В Минобороны РБ прокомментировали новые изменения. Начальник главного управления идеологической работы ведомства Алексей Тицкий заявил, что закон не стал ужесточаться.

"В нынешней версии военнослужащий может применять оружие, как и прежде, только после четкого и очевидного предупреждения о намерении его применить, имея достаточно времени для соблюдения требований законодательства", – сказал Алексей Тицкий.

Ранее Лукашенко подписал поправки в закон "Об органах государственной безопасности", 6 января документ был опубликован на Национальном правовом интернет-портале.

Изменен пункт, касающийся применения оружия против женщин и людей с ограниченными возможностями. Раньше применить оружие можно было только в случае вооруженного нападения. В новой редакции разрешалось применять оружие против женщин, детей и инвалидов «в случаях их вооруженного сопротивления, вооруженного или группового нападения, или иных действий, угрожающих жизни или здоровью людей».

«Военные и так использовали оружие»

Представитель организации бывших силовиков BelPol Владимир Жигарь называет новые поправки в закон «формальностью». Ведь они так и действовали. Например, 11 августа 2020 года Геннадий Шутов из Бреста был смертельно ранен военнослужащим, капитаном спецназа Романом Гавриловым.

25 февраля 2021 года в Брестском областном суде огласили приговор по уголовному делу, где в качестве обвиняемых значились Александр Кордюков и его друг Геннадий Шутов, умерший от смертельного ранения. В результате Шутов признан виновным без назначения наказания, а Кордюков, ставший свидетелем выстрела в своего приятеля, осужден на 10 лет лишения свободы в колонии усиленного режима. Потерпевшими на процессе являлись военнослужащие-спецназовцы Роман Гаврилов и Арсений Голицин. В ходе суда выяснилось, что именно Гаврилов и сделал тот роковой выстрел в Шутова.

Владимир Жигарь
Владимир Жигарь

«Это формальность. Они увидели, что некоторые моменты уже отработаны на практике, и теперь просто подстраивают закон под существующие реалии. В 2020 году военные уже стреляли в мирных демонстрантов, и никто за это не был наказан. Закон изменили, чтобы в случае инцидента у военных не было сомнений», – говорит Владимир Жигарь.

Роман Гаврилов (слева) на заседании суда в Бресте. Беларусь, 2021 год
Роман Гаврилов (слева) на заседании суда в Бресте. Беларусь, 2021 год

Он напоминает, что раньше, до 2020 года, применение оружия силовиками жестко контролировалось начальством.

«Каждое утро могли спросить о порядке применения оружия и специальных средств. Сотрудники взяли с собой оружие просто потому, что это было необходимо. Выстрел в человека – это, должно быть, очень чрезвычайная ситуация. Я не могу себе этого представить. Всегда говорилось, что до применения оружия доводить нельзя. Была ситуация, когда сотрудники РАУС (районный отдел внутренних дел – ред.) сообщили по рации, что на них напали, и спросили, следует ли применять оружие. Тогда дежурный крикнул: «Делайте что хотите, только оружие не применяйте», – вспоминает Владимир Жигарь.

После применения оружия должна быть служебная проверка, такое деяние проверяют следователи, добавляет Жыгарь.

«Это делается, чтобы напугать людей»

Юрист правозащитного центра «Весна» Светлана Головнева считает, что данные поправки в закон – «работа над ошибками».

Власти расчищают поле перед выборами, чтобы запугать людей
Светлана Головнева

«Это общая тенденция к расширению полномочий силовиков. Вряд ли силовики готовятся к каким-либо массовым протестам. Власти расчищают поле перед выборами, чтобы запугать людей. Однако эти изменения открывают возможности для нарушений прав людей на жизнь. В любом случае люди имеют право на жизнь и должны иметь гарантию того, что у них будет выбор: сдаваться или нет, даже если это преступная группировка», – говорит адвокат.

По ее словам, в международной практике действия полиции и военных должны быть скоординированы, чтобы люди имели возможность остаться в живых даже в чрезвычайной ситуации. Белорусские нововведения этому не соответствуют, подчеркивает правозащитник.

Помимо Геннадия Шутова, во время протестов 2020 года в Белоруссии от выстрела охранника был убит минчанин Александр Тарайковский. Его застрелили 10 августа, когда он просто шел с поднятыми руками в сторону силовиков в районе станции метро «Пушкинская».

Могила Андрея Зельцара
Могила Андрея Зельцара

Андрей Зельцар был застрелен сотрудниками КГБ в своей квартире 28 сентября 2021 года. По официальной версии, Андрей Зельцар начал стрелять в сотрудников КГБ, когда они ворвались в его квартиру. В результате происшествия погиб также сотрудник КГБ Дмитрий Федсюк.

Роскомнадзор пытается заблокировать доступ к сайту Крым.Реалии. Беспрепятственно читать Крым.Реалии можно с помощью зеркального сайта: https://d2pehp0oxwuasf.cloudfront.net/следите за основными новостями в Telegram, Instagram и Viber Крым.Реалии. Рекомендуем вам установить VPN.

FACEBOOK КОММЕНТАРИИ:

В ДРУГИХ СМИ




Recommended

XS
SM
MD
LG