Доступность ссылки

Крымская неделя: День сопротивления и нелюбовь к «понаехавшим»


Митинг-противостояние под стенами крымского парламента. Симферополь, 26 февраля 2014 года
Митинг-противостояние под стенами крымского парламента. Симферополь, 26 февраля 2014 года

Какими были главные события уходящей недели? Что больше всего потрясло жителей Крыма? Радио Крым.Реалии выделило несколько резонансных тем в информационном поле полуострова.

Ежегодно, 26 февраля в Украине будут отмечать День сопротивления оккупации Автономной Республики Крым и города Севастополя. Соответствующий указ был подписан президентом Украины Владимиром Зеленским. 26 февраля 2014 – день, когда в Симферополе состоялся крупнейший в Крыму митинг в поддержку территориальной целостности Украины у здания местной Верховной Рады. На следующий день крымский парламент захватили «зеленые человечки» – российские военные.

В Киеве 26 февраля на форуме Age of Crimea, приуроченном к памятной дате Владимир Зеленский отметил: «Крым – это Украина, и никто не будет менять Крым на Донбасс».

– Сегодня мы делаем все, чтобы остановить войну на Донбассе и не терять каждый день лучших украинцев. На это направленны наши усилия и не означает, что Крым снимается с повестки или может стать ценой для мира на Донбассе, мира в Украине…Украинцы на сто процентов едины, а значит возвращение Крыма – это бесспорная часть нашей национальной идеи.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков раскритиковал заявление президента Украины Владимира Зеленского о введении 26 февраля Дня сопротивления Крыма российской оккупации.

«Мы с такой формулировкой категорически не согласны, считаем, что это никоим образом не соответствует действительному положению дел вокруг Крыма».

Украинская журналистка Татьяна Рихтун – главный редактор проектов общественно-политического направления на телеканале «UA:Киев» – в 2014 году была главным редактором севастопольского сайта «Гражданская оборона» и директором пресс-центра «IPC-Севастополь». После аннексии она была вынуждена выехать в Киев.

В марте 2014 года на Татьяну Рихтун напали возле штаба Военно-морских сил Украины после того, как она направила камеру на российского солдата с пулеметом. Позднее «самооборона Севастополя» ворвалась в редакцию «IPC-Севастополь» и захватила здание, не позволив журналистам продолжать работу. Татьяна рассказывает, что процесс захвата Крымского полуострова Россией начался именно в Севастополе.

В феврале все уже боялись «бандеровцев», у людей было полусумасшедшее состояние
Татьяна Рихтун

– Я могу точно сказать, что операция по захвату Крыма началась намного раньше, и именно в Севастополе. И это было даже не 23 февраля (2014 года – КР), когда был избран «народный мэр» Алексей Чалый, который стал лицом операции. Еще 20 ноября 2013 года он провел пресс-конференцию с несколькими сторонниками, которые впоследствии получили должности в новом правительстве, а один стал сенатором. Они ухватились за инстинкт страха местных жителей: Чалый заявил, что «евроинтеграция дважды заходила в Севастополь» вместе со смертями. Он имел в виду две обороны города – во время Крымской войны и Второй мировой: то есть, если вы последуете этим курсом евроинтеграции, вас уничтожат. В Севастополе все это очень хорошо помнят, потому что в школах с первого класса детям преподавали севастополеведение, где рассказывали про эти события. Так что страх массированно накручивался в городе с ноября 2013 года. В феврале все уже боялись «бандеровцев», у людей было полусумасшедшее состояние. Стоит отметить, что у Чалого задолго до этих событий были свои медиаресурсы – сайт «Форпост» и «Независимое телевидение Севастополя». Насколько я знаю, с 2012 года, после того как телеканал набрал влияние, в кабинете директора «НТС» появился сотрудник определенных органов, который контролировал ситуацию, и они перестали взаимодействовать с нашим пресс-центром, ведь мы «американские агенты». Впоследствии они были масштабно задействованы в аннексии.

На этой неделе прокуратура АРК на материковой части Украины сообщила о подозрении шестерым сотрудникам подконтрольной России прокуратуры Крыма. По данным украинского следствия, подозреваемые участвовали в уголовном преследовании организаторов и активистов проукраинского митинга под стенами крымского парламента 26 февраля 2014 года. Действия бывших украинских прокуроров квалифицированы следствием по ч.1 ст. 111 Уголовного кодекса Украины (государственная измена). Двоим из них также инкриминируют 438 статью – нарушение законов и обычаев войны.

«Потерянный остров»

Украинская журналистка Наталья Гуменюк опубликовала сборник своих материалов о Крыме. Книга «Потерянный остров. Книга репортажей из оккупированного Крыма» – результат поездок журналистки на полуостров с 2014 по 2019 годы. Своими историями о жизни после аннексии с ней поделились студенты и пенсионеры, гражданские активисты и предприниматели, правозащитники и военные.

Наталья Гуменюк
Наталья Гуменюк

Наталья Гуменюк объясняет, почему она именно так решила назвать книгу.

– В украинском языке есть два слова: «загублений» и «втрачений». В русском: «утраченный» и «потерянный». Мне кажется, в этом есть определенный символизм. Из моих репортажей за эти годы можно было понять, как во всем этом хаосе аннексии и оккупации Крым на самом деле потерялся для Украины. Но потерянный – это тот, который можно найти. Остров – потому что с каждым годом там все больше чувствуется определенная ментальная изолированность. Ты как будто сам по себе, как будто оторван – и от материковой Украины, и от всего мира, который тем временем развивается.

По ее словам, сейчас Крым превратился в «серую зону».

Несмотря на то, что Крым аннексирован Россией, все равно остается ощущение полузаконности, полулегальности
Наталья Гуменюк

– Мне кажется, что главным итогом за эти годы стало то, как аннексия и оккупация разорвали ткань человеческих отношений – помимо всего прочего. Я говорила не только с семьями политзаключенных, но и со всеми, кто оказался по разные стороны, с людьми, которые потеряли бизнес, которые надеялись на что-то, но жизнь сломалась. Крым во многом, мне кажется, из части одной страны – Украины – превратился в «серую зону» вроде Приднестровья, Абхазии или Южной Осетии. Несмотря на то, что он аннексирован Россией, все равно остается ощущение полузаконности, полулегальности. Это разворот не в Советский Союз, которого хотела часть людей, а в какие-то лихие девяностые, когда ты все равно оторван от мира. Я хочу, чтобы книгу читали за пределами Украины. Я слышала отзывы из Латвии, из Грузии, для людей это резонансно, от россиян тоже. Для украинцев, мне кажется, книга тоже важна, потому что во время Майдана, во время аннексии Украина оказалась в таком слабом положении, что обществу было не до Крыма, причем весь 2014 год. Мне кажется, сейчас общество вновь находит себя в отношениях с разными регионами.

Книга Натальи Гуменюк «Потерянный остров» была напечатана в «Издательстве Старого Льва». В Киеве ее представят 3 марта. Электронные версии будут на двух языках – украинском и русском.

Из России в Крым

Инертность, кумовство и негостеприимность – такие качества приписала крымчанам сотрудница издания «РИА Новости Крым» Надежда Соловьева в своем материале под названием «Неуютный Крым: заметки понаехавшей москвички». По ее мнению, крымчане не стремятся создавать комфортные условия жизни и при этом негативно относятся к приехавшим россиянам.

В ноябре 2019 года Крымская правозащитная группа провела анализ данных Крымстата и пришла к выводу, что после аннексии на полуостров переселилось по крайней мере 158,5 тысяч жителей России. Речь идет только о тех, кто официально зарегистрировался по месту пребывания в Крыму, так что количество переселившихся может быть больше. Таким образом, по оценке правозащитников, Россия нарушает Женевскую конвенцию, которая запрещает заселять оккупированную территорию. Между тем в крымских медиа обсуждают проблемы миграции из России и указывают на недостатки россиян.

Сотрудница «РИА Новости Крым» Надежда Соловьева в своей статье высказала мнение, что крымчане стали негативно относиться к приезжим в том числе из-за разрушения Россией «привычных схем» на местном уровне:

«После 2014 года нас много приехало в Крым. Пять лет вместе, и очень изменился градус принятия нас. В первые год-два мы были этакими гонцами Путина, адептами нового порядка, послами цивилизации. Словосочетание «Крымская весна» было везде, волны патриотизма омывали «остров Крым». Потом люди начали потихоньку понимать, что подарков не будет, чтобы стало лучше – нужно потрудиться. Многое изменилось, в первую очередь для тех, кого называют «бизнесом» – раньше везде сидели свои, кумы-друзья, все было понятно, все были свои. А теперь в кабинетах – эти. Варяги. И законы другие. И привычные схемы рушатся. И постепенно восторги ослабевают. Все больше недовольства жизнью в целом, и появляются как будто интонации обманутых надежд. Что поражает? Все друг друга знают «с горшка»: какой министр кому в школе носил портфель, чьих детей крестил начальник чего-то там, у кого родители с детства дружили, кто у кого в девяностых бизнес отжимал, кто кого от смерти спас в горах, на море… Чужака видно сразу, с ним готовы общаться, а если он начальник, то и подчиняться. Но все равно вокруг него – пузырь, он – инородное тело».

Главный редактор газеты «Крымская правда» Михаил Бахарев в эфире телеканала «Крым 24» при обсуждении этого материала выдвинул ответные претензии россиянам, приезжающим в Крым:

«Приезжают из Москвы управленцы. Один вице-премьер приехал – сел за воровство, второй вице-премьер приехал – сел за воровство. Министрам несть числа. И возникает вопрос: если здесь, в общем-то, небольшая зарплата, чего ты сюда приехал? Как ты жить будешь? Рассчитываешь украсть? У нас своих хватает! Они, конечно, не такие, как у вас там воруют – денег сосчитать не могут, вместо сейфа используют квартиру уже. Воруют на уровне министра экономики! Чему вы хотите нас научить? Жулики и лодыри у нас есть».

Глава Крымскотатарского ресурсного центра Эскендер Бариев считает, что Россия заселяет полуостров своими гражданами с целью ассимиляции.

Эскендер Бариев
Эскендер Бариев

– Сейчас Россия пытается целенаправленно завезти в Крым военнослужащих, госслужащих. На управленческих должностях работают в основном россияне, и постепенно крымскую элиту начинают отталкивать в сторону. Кроме того, в Крым направляют очень много дешевой рабочей силы из центральноазиатских республик – мне говорят, что в Симферополе это очень чувствуется. Параллельно идет процесс выдавливания, когда, например, у местных жителей забирают земельные участки – сейчас это происходит в Севастополе. Так что, конечно, люди начинают испытывать отторжение и к приехавшим россиянам, и даже те, кто занимал пророссийскую позицию, переосмысливают происходящее. Мышление-то осталось украинским в этом плане: крымчане считают, что у них есть право на землю, на частную собственность.

Крымский журналист и обозреватель Павел Казарин видит один из истоков противостояния крымчан с россиянами в российской же пропаганде.

Павел Казарин
Павел Казарин

– Граждане России и крымчане по-разному воспринимают реальность. Кремль так долго убеждал крымчан, что это крымчане устроили операцию по смене флагов в Крыму, что это они восстали и сбросили «киевское иго» и воссоединились с «великой и могучей Россией» – что какая-то часть крымчан в итоге в это поверила. Они забыли, что всю аннексию делала российская армия, они убеждены, что теперь Россия должна доплачивать им за лояльность. Мол, мы же сделали всю грязную работу, вернули Крым «в родную гавань». Именно так устроено восприятие жизни в сознании многих жителей полуострова. А тут приезжает какой-нибудь россиянин, и для него все по-другому: мы направили свою армию, чтобы спасти вас от «страшного Майдана», поссорились со всем цивилизованным миром, чтобы вы имели право не знать украинский язык, сидим под санкциями – так после этого крымчане должны россиянам!

Профессор социологии, доктор наук демографии, ведущий научный сотрудник Института социологии Национальной академии наук Украины Ирина Прибыткова указывает на то, что предки многих из тех, кто сейчас недоволен переселением в Крым россиян, сами прибыли из российских регионов в середине 20-го века.

Сейчас получается, что понаехавшие недовольны понаехавшими. Коренных крымчан очень мало
Ирина Прибыткова

– Это совершенно нормальная ситуация, с точки зрения опыта исследований в Крыму – я начала там работать в 1990 году. Всегда существовали противоречия, антагонизм между теми, кто там жил, и приезжими. На самом деле, чтобы произошла реинтеграция тех, кто приехал, нужно не меньше 80 лет. Но давайте вспомним, что после депортации крымских татар в 1944 году Крым надо было кем-то заселять – и в пустые дома, где оставалось имущество выселенных, завезли людей из разрушенных областей РСФСР. Это Тамбовская область, Воронежская, Курская, Белгородская и Кубань – в основном крестьяне, колхозники. Я к тому, что в свое время они тоже были понаехавшими, и состояние маргинализма – люди на меже двух культур – конечно, проявлялось. В общем, сейчас получается, что понаехавшие недовольны понаехавшими. Коренных крымчан очень мало.

«Экологический произвол»

В Судаке 18 февраля презентовали проект арт-кластера «Таврида», который официально поддерживает президент России Владимир Путин. Авторы проекта утверждают, что он включает в себя «комплекс мероприятий по культурному развитию молодежи». Между тем местные жители опасаются, что это уничтожит природу мыса Меганом и бухты Капсель.

Активисты, в частности, указывают на то, что в Судаке продолжаются проблемы с водоснабжением, и масштабный проект может усугубить ситуацию. Кроме того, в прошлом году стало известно, что после принятия российского генерального плана Судака охранная зона на мысе Меганом заметно сместилась по сравнению с соответствующим украинским документом, и на кадастровой карте появились четыре зоны под застройку. В российской администрации Судака тогда заверили, что охранную зону «никто не отменял».

Генеральный директор «Центра развития культурных инициатив» Сергей Першин во время презентации объяснил, зачем в этом регионе, по его мнению, нужен арт-кластер:

«Это некоммерческий проект. Во-первых, форум молодых деятелей культуры и искусств «Таврида», во-вторых, фестиваль творческих сообществ «Таврида-Арт», в-третьих, арт-парк, который стал бы не просто достопримечательностью полуострова и России, но и международной площадкой, которая привлекает сюда гостей. В-четвертых, образовательный центр для молодых деятелей культуры и искусств «Арт-резиденция «Таврида», первая очередь которого появится и заработает в 2022 году, если мы вместе с вами над этим поработаем. В целом нам хотелось бы, чтобы арт-кластер стал современной, настоящей Силиконовой долиной для молодых творцов России. Большая стратегическая цель – конечно же, продвижение российской культуры. Этот проект сверху похож на дерево, и если вы посмотрите, он абсолютно вписывается в ландшафт, он абсолютно гармоничный и экологичный, уместный. Никаких заборов – площадки, зоны отдыха, которыми могут пользоваться все горожане».

Житель Судака Рустем Абкадыров выступил на презентации против застройки мыса Меганом:

«Эта территория осталась уникальной во многом благодаря позиции местного населения. Если бы не жители Судака, мы бы не говорили об этой территории как о свободной для реализации каких-то проектов. Поэтому мне хотелось бы, чтобы было учтено мнение людей, чтобы не было имитации. Мы говорим о том, что памятник природы потерял свою охранную зону, начиная с 2015 года. Нам обещали, что ее по новому закону восстановят, введут, сделают. Памятник природы «Полуостров Меганом» создавался с 1993 года – долго, мучительно, и точку поставили только в 2007 году. Были разные эксперты, комиссии, но пока люди не собрались на сход в Солнечной долине в 2005-м, процесс стоял на месте. Там уже накалились страсти, был самозахват».

Сергей Першин в ответ заявил, что проектировщики арт-кластера будут соблюдать все регламенты и законы, учитывать конструктивные предложения местных жителей и не собираются застраивать мыс.

Крымский пророссийский активист, бывший лесничий Приморского лесничества Дмитрий Демчук высказал Крым.Реалии мнение, что организаторы молодежного фестиваля в Судаке уже нарушили российские законы.

– Ситуация выходит из-под контроля, местным жителям не удается ничего добиться. Летом проводили митинг «Меганом SOS», участников которого оштрафовали на 20 тысяч рублей за проведение несанкционированной акции. Народ борется как может, но ситуация не в нашу пользу. Господин Першин говорил, что они не нарушают закон, но как же не нарушают, если Водный кодекс России запрещает любую деятельность в 500-метровой зоне от моря? Я даже не говорю о том, что там особо охраняемая территория. Во время фестиваля загородили все забором до самой воды, 300 метров пляжа оказались за забором. Как верить Першину после этого?

Дмитрий Демчук подчеркивает, что он не выступает против застройки Судака необходимыми для города объектами, которые не касаются мыса Меганом.

Представитель российской экологической группы «Экозащита!» Владимир Сливяк рассуждают, что жители Судака могут противопоставить застройщикам, которых поддерживают российские власти.

Экологические интересы, как правило, оказываются на последнем месте
Владимир Сливяк

– У граждан есть два подхода, как бороться с экологическим произволом, если они считают, что он происходит. Первое – писать в различные государственные надзорные органы, приводить им свои аргументы и добиваться принятия мер. Второе – конечно, протестная активность. Как правило, это происходит, если люди идут по легальному пути, но государственные органы не реагируют. Если активисты серьезно настроены, они выходят на улицу и стоят с плакатами. Можно обращаться в суд, но это требует большого количества ресурсов и хороших адвокатов. К сожалению, в России встречается экологический произвол, как я его называю, когда интересы каких-либо людей, компаний или промышленности ставятся выше необходимости сохранять окружающую среду. Экологические интересы, как правило, оказываются на последнем месте. Если у проекта есть высокая поддержка, бороться с ним очень трудно.

Аннексия Крыма Россией

В феврале 2014 года вооруженные люди в форме без опознавательных знаков захватили здание Верховной Рады АРК, Совета министров АРК, а также симферопольский аэропорт, Керченскую паромную переправу, другие стратегические объекты, а также блокировали действия украинских войск. Российские власти поначалу отказывались признавать, что эти вооруженные люди являются военнослужащими российской армии. Позже президент России Владимир Путин признал, что это были российские военные.

16 марта 2014 года на территории Крыма и Севастополя прошел непризнанный большинством стран мира «референдум» о статусе полуострова, по результатам которого Россия включила Крым в свой состав. Ни Украина, ни Европейский союз, ни США не признали результаты голосования на «референдуме». Президент России Владимир Путин 18 марта объявил о «присоединении» Крыма к России.

Международные организации признали оккупацию и аннексию Крыма незаконными и осудили действия России. Страны Запада ввели экономические санкции. Россия отрицает аннексию полуострова и называет это «восстановлением исторической справедливости». Верховная Рада Украины официально объявила датой начала временной оккупации Крыма и Севастополя Россией 20 февраля 2014 года.

FACEBOOK КОММЕНТАРИИ:

В ДРУГИХ СМИ




Recommended

XS
SM
MD
LG