Доступность ссылки

Работают по «крымской схеме». Как оккупанты преследуют украинцев за мнение в соцсетях


Приложение Telegram на разбитом телефоне. Иллюстративное фото
Приложение Telegram на разбитом телефоне. Иллюстративное фото

Российские оккупационные власти открыто угрожают украинцам заключением за их активность в соцсетях, обратил внимание и председатель Запорожской областной военной администрации Иван Федоров. По его словам, на оккупированных территориях было создано псевдоправоохранительное объединение – так называемую «антитеррористическую комиссию».

Как отмечает Федоров, в соцсетях выискивают несогласных с режимом оккупации и угрожают уголовной ответственностью за «лайки», репосты и донаты организациям, считающимся в РФ «экстремистскими». Он добавил, что таким образом российские силовики хотят держать в ужасе местных жителей.

Проект Радіо Свобода «Новости Приазовья» подробнее узнал о том, кто именно проверяет соцсети в оккупации, за что преследуют жителей захваченных территорий, какая ответственность угрожает в таком случае?

Примеры подобного уже есть. В Крыму российские власти оштрафовали на 40 тыс. рублей жительницу Новой Каховки Викторию Бакалец. Женщина, получив российский паспорт, переехала в Симферополь, но продолжала публиковать в Facebook записи с призывами не идти на незаконный российский референдум. Также она вроде бы «оскорбляла Россию», за что и была задержана. Женщину заставили признаться, что она выложила в соцсетях якобы ложную информацию о действиях российской армии.

Также известно, что за сообщение в соцсетях оштрафовали жителя Бердянска, который обнародовал предложение об исключении России из состава ООН. Свой пост житель оккупированного Бердянска оставил еще 12 августа 2023 года. Поэтому мужчину наказали штрафом в 30 тыс. рублей.

Крупные штрафы

Заместитель председателя Бердянского райсовета Виктор Дудукалов рассказал «Новостям Приазовья», что ранее случаи преследований за сообщения в соцсетях были единичными. Сейчас эта тенденция набирает обороты. Российские силовики пытаются ввести тотальный контроль, говорит чиновник.

Віктор Дудукалов
Віктор Дудукалов

«Я вот лично знаю одного парня, которого задержали за комментарии в социальных сетях, где он высказывался в поддержку территориальной целостности Украины, в которых он высказывался против оккупации. И его не просто оштрафовали или привлекли к ответственности, его как раз незаконно задержали, то есть его лишили свободы незаконно. Жителей Бердянска штрафуют сегодня на достаточно большие суммы за публикацию в социальных сетях – в гривневом эквиваленте где-то около 10 тысяч гривен», – сказал Дудукалов.

Есть другая сторона этой деятельности, отметил он, когда оккупанты приказывают своих же сторонников.

«Да, пророссийский гражданин записывал и публиковал в социальных сетях критику по поводу оккупационных властей, называя их казнокрадами и коррупционерами. В этом он обвинял именно российских чиновников. Несмотря на то, что он пророссийский, его незаконно задержали», – сказал Дудукалов.

Российские силовики проверяют и опубликованные до оккупации сообщения, утверждает политик. Информация об этом появляется все больше.

«То есть сегодня они открыто и откровенно пытаются вернуть закон назад во времени, что противоречит логике, смыслу, юриспруденции, чем угодно. Это просто очередные поводы уменьшить права и свободы, запугать местное население, потому что оккупанты понимают, что они общество не контролируют, они не стали лидерами мнений», – обратил внимание чиновник.

Российские оккупанты в Скадовске. Украина, 20 мая 2022 года
Российские оккупанты в Скадовске. Украина, 20 мая 2022 года

По его данным, в Бердянске в последнее время усилилось патрулирование представителей Росгвардии, которые проверяют телефоны местных жителей.

«Проверка гаджетов никуда не делась, она продолжается. И она очень серьезно зависит от профессиональных и интеллектуальных способностей именно того человека, который проверяет человека. Потому что были случаи, когда на улице проверяли в телефоне историю поиска в YouTube. Итак, люди друг друга учили чистить даже историю поиска. Были случаи, когда у людей проверяли в первые месяцы оккупации банкинг, то есть приложения банковские – смотрели, человек куда-то донатит, или он сбрасывает деньги на ВСУ. Поэтому опасность остается на улицах, но команды, мониторящие социальные сети, более активно работают, судя по тому, что есть приговоры, есть штрафы, есть привлечение к ответственности. Эти все методы – все по классике оккупанты отрабатывают, как в 1937 году», – говорит Дудукалов.

Могут наказать за «лайки»

На оккупированной части Херсонщины также отслеживают сообщения в социальных сетях и наказывают за это местное население. Председатель Скадовской территориальной общины Александр Яковлев рассказал «Новостям Приазовья», что в этом регионе уже есть случаи, когда жителям назначали штрафы за их деятельность в соцсетях.

Мужчина за ноутбуком. Иллюстративное фото
Мужчина за ноутбуком. Иллюстративное фото

«К людям приходили, проводили с ними профилактические беседы за сообщения. Ну и соответственно параллельно, в зависимости от того, как человек реагирует на эти разговоры, могли примениться административные штрафы. По уголовному производству мне неизвестно, есть ли за сообщения криминальные штрафы, а штрафы точно были. И такие воспитательные беседы, как они это называют, тоже есть. Это могут быть просто даже «лайки» где-то за проукраинскую позицию или за что-то позитивное об Украине. А таких провокативных сообщений, где бы там были призывы, каких-то таких вообще нет, потому что это жестко контролируется», – сказал председатель Скадовской общины.

Российские оккупационные власти пытаются всячески освещать случаи, когда наказывают за сообщения в социальных сетях, и таким образом запугать местное население, добавил он.

«Местные не только боятся лайкать в фиксируемом интернете, а даже боятся между собой говорить. Поскольку есть случаи показательных наказаний штрафами, поэтому сейчас люди очень стараются быть осторожными. Случаи наказания они освещают для того, чтобы другие видели это и боялись», – считает Яковлев.

Учитывая боевые действия и оккупацию Россией части южных территорий Украины, редакция не может получить официального подтверждения о некоторых озвученных показаниях или независимо их проверить.

Крымская схема

На оккупированных территориях Херсонской и Запорожской областей российские силовики вводят систему, уже налаженную в Крыму за последние 10 лет аннексии. Об этом «Новинам Приазовья» рассказала глава Крымской правозащитной группы Ольга Скрипник.

Ольга Скрипник
Ольга Скрипник

«Учитывая, что часть территорий по-прежнему остается под оккупацией, россияне там открывали свои так называемые суды, в том числе в Запорожской и Херсонской областях. Я думаю, что теперь они просто будут усиливать этот административный ресурс для того, чтобы грабить дальше населения. Я имею в виду штрафы. Потому что мы видим, что, например, в том же оккупированном Крыму по многим делам, где раньше могли бы быть, например, заключения, тоже используются в основном именно штрафы. Я думаю, что это как раз способ пополнения местных бюджетов из-за того, что у России серьезный кризис в результате войны с Украиной. Таким образом, будут забирать последние средства у людей», – убеждена Скрипник.

Наиболее популярная статья, по которой привлекаются к административной ответственности в Крыму – это за якобы дискредитацию российской армии, говорит правозащитница. Возглавляемая Скрипником организация задокументировала на полуострове более 600 таких админдел, где людей штрафуют в основном на 30-50 тыс. рублей.

«И за что обычно штрафуют? За разные публикации в разных социальных сетях – Одноклассники, Telegram, Viber, YouTube, Facebook, Вконтакте. В принципе российские оккупационные силы отслеживают практически все социальные сети. То, что мы видим, например, по административным делам в Крыму. Скажу сразу, что Telegram – один из самых популярных, это опасная вообще платформа для коммуникации. ФСБшники сами создают разные Telegram-каналы, группы, в том числе в Facebook, «Одноклассниках», где они под разными лозунгами, ложной информацией собирают людей с проукраинскими или антироссийскими взглядами. Были там группы «Крым-Украина» или «Украинский Крым», там собирали как раз людей, у которых такие взгляды, потом забрасывали туда разную информацию, смотрели, что отвечают люди и потом на основании этого писались доносы, открывались административные или уголовные дела против людей », – объяснила она.

Для отслеживания всех социальных сетей на оккупированных территориях и в Крыму Россия использует огромный ресурс, говорит Скрипник. Для этого в структуре российского МВД создано отдельное подразделение – «Центр Э», которое вроде бы борется с экстремизмом.

«Большинство их деятельности основывается на том, чтобы отслеживать все социальные сети. Кроме того, в Крыму есть еще те, кто занимается доносами, то есть люди, которые сотрудничают с ФСБ или с «Центром Э». Они собирают в социальных сетях тоже любую информацию о людях, которые выражают свои взгляды на поддержку Украины или против Путина, или пишут о преступлениях россиян в Украине – военных преступлениях или преступлениях против человечности. То есть это очень отлаженная система, которая включает как официальные органы власти – ФСБ, МВД, так и те сообщества, которые сотрудничают с силовыми структурами РФ», – сказала она.

Систему улучшили

Эксперт российского правозащитного центра «Мемориал» Сергей Давидис отметил, что в России тщательно отслеживались высказывания в социальных сетях и полномасштабное вторжение в Украину. Впрочем, после этого, говорит, систему еще больше усовершенствовали.

Сергей Давидис
Сергей Давидис

По его словам, до начала полномасштабной агрессии существовала ответственность за так называемый призыв к экстремистской деятельности, нарушение ненависти и вражды в социальные группы, унижение достоинства группы лиц по признаку принадлежности к национальной культуре, оправдание терроризма или признаки терроризма.

«После начала полномасштабной войны власти Российской Федерации публично объявляют терроризмом любую вооруженную борьбу против агрессии, которая связана с ударами по российской территории или по территории, объявленной беззаконно властью РФ своей, например, как Крымский мост. У нас есть десятки примеров преследований, когда кто-то говорит, что следовало ожидать ударов по Крымскому мосту. То есть даже если человек просто выражает понимание того, что этого следует ожидать», – говорит собеседник.

Пожар на Керченском (Крымском) мосту на рассвете в Керченском проливе. 8 октября 2022 года
Пожар на Керченском (Крымском) мосту на рассвете в Керченском проливе. 8 октября 2022 года

После полномасштабного вторжения в Украину в России появились новые статьи УК РФ, по которым привлекаются к ответственности за высказывания: это статья о «дискредитации» российской армии, а также за распространение «ложной» информации о ней, рассказывает правозащитник.

«Под дискредитацией понимается негативное отношение человека к деятельности власти, заключающейся в использовании армии и в осуществлении агрессивной войны. Негативное мнение об этом оказывается достаточным для того, чтобы привлечь человека к уголовной ответственности, если он дважды такое сделал. И это сотни, десятки людей, привлеченных к уголовной ответственности по аналогичной статье, и это тысячи людей, привлеченных к административной ответственности по аналогичной статье Кодекса административных правонарушений», – пояснил Давидис.

Сообщения в социальных сетях опасны тем, что российские власти могут признать этот контент уголовным, даже если на момент публикации он таковым не был, добавил он.

«Публикации в соцсети расценивают как продолжающиеся преступления. То есть дело не только в том, что человек что-то разместил, оно могло быть и некриминальным в момент размещения, но если потом какой-то контент объявляется уголовным государством, то государство возлагает на человека ответственность за то, чтобы он удалил этот контент. А если этого не происходит и сообщение продолжает существовать в соцсетях, это преступление с точки зрения государства», – отметил правозащитник.

Чтобы избежать преследования и арестов, он советует общественно активным людям удалять весь контент из социальных сетей за прошлые годы, ведь каким-то образом отфильтровать и оценить, что государство расценит как наказанное, а что нет, практически невозможно.

СПРАВКА: Российское полномасштабное военное вторжение в Украину продолжается с утра 24 февраля 2022 года. Российские войска наносят авиаудары по ключевым объектам военной и гражданской инфраструктуры, разрушая аэродромы, воинские части, нефтебазы, заправки, церкви, школы и больницы. Обстрелы жилых районов ведутся с использованием артиллерии, реактивных систем залпового огня и баллистических ракет.

Ряд западных стран, включая США и страны ЕС, ужесточил санкции в отношении России и осудили российские военные действия в Украине.

Россия отрицает, что ведет против Украины захватническую войну на ее территории и называет это «специальной операцией», которая имеет целью «демилитаризацию и денацификацию».

Роскомнадзор пытается заблокировать доступ к сайту Крым.Реалии. Беспрепятственно читать Крым.Реалии можно с помощью зеркального сайта: https://d333ygfjn4i3ge.cloudfront.net/следите за основными новостями в Telegram, Instagram и Viber Крым.Реалии. Рекомендуем вам установить VPN.

XS
SM
MD
LG