Доступность ссылки

Контрольные селфи: как в Крыму собираются следить за освоением российских денег


Селфи чиновников на фоне стройки – так российский глава Крыма Сергей Аксенов намерен контролировать ход строительства социально значимых объектов на полуострове. В конце октября он отправился на осмотр объектов российской «Федеральной целевой программы развития Крыма и Севастополя» в Симферопольском районе и остался недоволен ходом строительства. Теперь, согласно поручению Аксенова, раз в неделю главы администраций и профильные министры должны публиковать в открытых источниках свои фото с места строительства. Это, по мнению Аксенова, усилит контроль за исполнением работ на местах.

«Что я вижу: слабый контроль за ситуацией, огромное количество объектов, которые устанавливаются в непонятных местах, начиная от остановочных павильонов, подойти к которым невозможно, заканчивая контейнерными площадками, под которые по два раза заливают фундамент… Решение принято – раз в неделю все главы администраций, министры размещают информацию на ресурсах своих организаций, которые они возглавляют, где они фотографируются возле каждого объекта, которые реализуются. Чтобы был контроль», – сказал Аксенов 23 ноября в ходе очередного совещания.

Такое заявление подконтрольного России главы Крыма некоторые крымчане восприняли с сарказмом, о чем высказались на странице Аксенова в Facebook.

Ускорят ли фото чиновников на фоне строек сдачу этих объектов в эксплуатацию и как можно оценить ход реализации российской ФЦП для Крыма, в эфире Радио Крым.Реалии в ток-шоу «Крымский вечер» обсудила с экспертами ведущая Елена Ремовская.

Программа на триллион

«Федеральная целевая программа развития Крыма и Севастополя» была принята правительством России в 2014 году и изначально рассчитывалась на период до 2020 года, позже ее продлили до 2022 года. В середине июля правительство России добавило в программу 88 новых объектов и мероприятий на сумму 56,6 миллиардов рублей. Общий размер финансирования после корректировки составил почти триллион рублей.

В числе самых крупных объектов ФЦП – мост через Керченский пролив, трасса «Таврида», Балаклавская и Таврическая теплоэлектростанции. Сюда относятся также реконструкции набережных в приморских городах Крыма, строительство новых очистных сооружений, больниц, школ, детских садов и так далее.

Один из объектов программы – многофункциональный медицинский центр имени Семашко под Симферополем. Его открытие несколько раз откладывалось, однако в октябре российские власти Крыма сообщили о том, что центр получил разрешение на ввод в эксплуатацию. После 10 декабря в медцентр начнут переводить врачей, сообщил нынешний министр здравоохранения Крыма Александр Остапенко.

Среди крупных проблемных объектов в Симферополе председатель «Крымского антикоррупционного комитета» Илья Большедворов называет Театр кукол в центре города, а также ряд детских садов и школ.

«Мы даже писали заявления в полицию по детсадам и школам, но получали только отписки, а дело не двигается. Очень большое количество таких объектов так и не были построены», – говорит он.

Илья Большедворов
Илья Большедворов

В апреле 2020 года Госдума России упростила порядок госзакупок для аннексированных Крыма и Севастополя. По задумке российских чиновников, новый порядок должен повысить эффективность реализации Федеральной целевой программы, однако крымские общественники ускорения процесса не отмечают, говорит Илья Большедворов.

Думаю, через месяц-два все фото прекратятся
Илья Большедворов

«По новой системе госзакупок темпы реализации проектов не ускорились. Вот пример улицы Мичурина, где жители были недовольны строительством парковки. Начали разбираться, оказалось, что никакой проектной документации на объект не было, сметами не предусмотрели ряд работ, бардак с госзакупками был и остался… Инициатива контроля строительства через фото уже была несколько лет назад, публиковались фото с отчетами на объектах, но когда стало понятно, что строительство не будет завершено, эту инициативу свернули. Думаю, и в этот раз через месяц-два все фото прекратятся», – считает он.

Севастополь: три из двадцати

Что касается Севастополя, то по плану здесь в 2020 году должны были ввести в эксплуатацию 20 объектов в рамках ФЦП, но было введено всего три таких объекта. Кроме того, не все подрядчики, получившие бюджетные деньги в качестве аванса, смогли подтвердить, что они действительно начали работу и расходуют средства по назначению.

В числе ключевых проектов российской Федеральной целевой программы в Севастополе – реконструкция очистных сооружений и строительство новых в Балаклаве, строительство многопрофильного медицинского центра и онкологического диспансера. Именно эти объекты – среди самых проблемных в городе, отмечает журналист из Севастополя Давид Аксельрод.

«Очистные сооружения и медицинский кластер должны были быть уже сданы, но и сейчас находятся на начальных этапах. Среди того, что уже было сделано – скандальный Парк победы, где сдана первая очередь, но без набережной, и вновь повторяется ситуация со срывом сроков выполнения работ со стороны подрядчиков. При этом центру города как туристическому объекту уделяется много внимания, хотя можно привести примеры благоустройства и не в центральной части города – сквер имени Анны Ахматовой, мемориальный комплекс на Сапун-горе. Есть вопросы по качеству и срокам выполнения этих работ, тем не менее в каждом районе города есть объект из фонда Федеральной целевой программы», – говорит он.

Слушатель из Севастополя в эфире Радио Крым.Реалии отметил, что «все строят в центре Севастополя». По его словам, в частном секторе города «газа нет, для отопления надо купить уголь и дрова, на которые нет денег. Цены растут, а пенсии не хватает. В городе не стало удобнее жить, и даже наоборот».

Что касается вопроса очистных сооружений в Севастополе, вице-премьер России Марат Хуснуллин, которого назначили «куратором» Крыма, утверждает, что строительство таковых в Севастополе должны завершить не позднее декабря 2023 года.

Специалисты Контрольно-счетной палаты Севастополя отмечают, что по состоянию на 1 октября 2020 года в городе освоено всего 17,5 процентов бюджетных средств, выделенных на реализацию объектов российской Федеральной целевой программы.

Эффективность оценить невозможно

В Счетной палате соседней России не отрицают, что эффективность выполнения Федеральной целевой программы по развитию аннексированного Крыма за 2019 год не подлежит оценке, рассчитать ряд ключевых показателей невозможно за отсутствием данных.

Вместе с тем в российской Счетной палате заявили, что уровень выполнения всех показателей и индикаторов программы и входящих в ее состав подпрограмм составляет 25 процентов. Так, если по плану в Крыму должны были ввести в эксплуатацию 95,5 километров систем водоснабжения, фактически введены лишь 1,5 километра, в детсадах и школах из запланированных 16 тысяч созданы только около 7 тысяч мест.

Доктор экономических наук, профессор Института бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы Сергей Раевский в эфире Радио Крым.Реалии отметил, что проблема заключается не только в отсутствии контроля за исполнением программы.

В Крыму не хватает мощностей местных строительных организаций, чтобы освоить финансовые средства
Сергей Раевский

«Конечно, контрольная функция в управлении всегда была одной из основных, но сам процесс реализации программы состоит из, в том числе, планирования и делегирования полномочий. Контроль хорош, когда на уровне планирования отработаны основные блоки программы, когда четко и понятно, какие пункты будут реализованы, откуда идет финансирование, есть ответственная структура, которая отвечает за программу. Когда это все заложено в комплексе, можно опускаться до уровня еженедельного контроля стройки. Но это взаимодействие блоков в структуре программы не всегда выдерживается. Еще один проблемный вопрос – соответствие строительных программ строительным мощностям, которые имеются на месте. Если есть заложенные объемы, то и ресурсы строительных организаций должны быть, но очень часто местные организации не способны осилить объем. В Крыму не хватает мощностей местных строительных организаций, чтобы освоить финансовые средства», – отмечает эксперт.

В конце 2019 года российский вице-премьер Крыма Евгений Кабанов рассказал, что более 40 объектов российской ФЦП развития Крыма нуждаются в перепроектировании. Речь об объектах, которые были построены некачественно или не были достроены подрядчиками. Тогда Евгений Кабанов выразил надежду на то, что по этим фактам «в ближайшее время начнутся посадки».

(Текст подготовила Инна Аннитова)

Аннексия Крыма Россией

В феврале 2014 года вооруженные люди в форме без опознавательных знаков захватили здание Верховной Рады АРК, Совета министров АРК, а также симферопольский аэропорт, Керченскую паромную переправу, другие стратегические объекты, а также блокировали действия украинских войск. Российские власти поначалу отказывались признавать, что эти вооруженные люди являются военнослужащими российской армии. Позже президент России Владимир Путин признал, что это были российские военные.

16 марта 2014 года на территории Крыма и Севастополя прошел непризнанный большинством стран мира «референдум» о статусе полуострова, по результатам которого Россия включила Крым в свой состав. Ни Украина, ни Европейский союз, ни США не признали результаты голосования на «референдуме». Президент России Владимир Путин 18 марта объявил о «присоединении» Крыма к России.

Международные организации признали оккупацию и аннексию Крыма незаконными и осудили действия России. Страны Запада ввели экономические санкции. Россия отрицает аннексию полуострова и называет это «восстановлением исторической справедливости». Верховная Рада Украины официально объявила датой начала временной оккупации Крыма и Севастополя Россией 20 февраля 2014 года.

FACEBOOK КОММЕНТАРИИ:

В ДРУГИХ СМИ




Recommended

XS
SM
MD
LG