Доступность ссылки

Из Севастополя – в Грузию. Записки крымского беженца

В Батуми украинский флаг можно увидеть буквально везде

СЕВАСТОПОЛЬ–БАТУМИ – После объявления президентом России Владимиром Путиным мобилизации десятки тысяч жителей страны ринулись за границу, не желая попасть на войну с Украиной. Эта проблема коснулась и жителей аннексированного в 2014 году украинского Крыма. 21 сентября я отправился с Крымского полуострова, чтобы после пересечения нескольких границ осесть в грузинском Батуми.

Сначала немного о себе. Мне 41 год, я севастополец. Окончил Севастопольский национальный технический университет и после этого пошел служить в украинскую армию – такое у меня тогда было желание. Через три года понял, что это совершенно не мое, и уволился в запас в звании прапорщика. Освоил программирование и в последние годы занимаюсь фрилансом в этой отрасли. Женат, моя жена из Одессы, у нас двое детей. Мы причисляем себя к крымским украинцам, не голосовали в 2014 году на так называемом «референдуме о присоединении» и не признаем аннексию Крыма.

Операция «Антимобилизация»

К моменту, когда президент России Владимир Путин утром 21 сентября объявил о «частичной мобилизации», я уже морально был готов уехать из Крыма куда подальше. Главным толчком послужили поправки в российский уголовный кодекс, принятые накануне. Сразу стало понятно, что это весьма опасно, а до возможного объявления военного положения или мобилизации остались считанные дни или часы.

К моменту, когда Путин объявил о «частичной мобилизации», я уже морально был готов уехать из Крыма

Быстрый, если не сказать стремительный, семейный совет, на котором все согласились, что мне лучше уехать за границу. Буквально в течение 30-40 минут мне удалось купить билет на утренний рейс из Сочи до Еревана, вылетающий на следующий день, 22 сентября. Армению выбрал потому, что в эту страну можно въехать по внутреннему российскому паспорту, что, как я считал, не должно было привлечь лишнее внимание пограничников.

Четыре часа ушло на сборы, и мы вместе с отцом выехали в Сочи на моем автомобиле. Папа должен был потом пригнать машину обратно в Севастополь. Перед Крымским мостом нас не остановили, хотя опасения насчет этого были. В Адлер приехали далеко за полночь, «покемарили» немного в машине на автостоянке, чтобы не «отсвечивать» в аэропорту.

На площади Республики в Ереване

Перед прохождением паспортного контроля в аэропорту меня, конечно, сильно трясло. В интернете уже вовсю расписывали ужасы проходящей в России мобилизации, и я побаивался, что меня могут не выпустить за границу. Для «маскировки» я даже взял с собой минимум вещей и среди них не было теплой одежды. Будто бы на короткое время в Ереван лечу.

Прапорщик-пограничник долго вглядывался в мой российский паспорт, листал страницу за страницей, подсвечивал фонариком фото. А я старался выглядеть невозмутимым, хотя это было непросто.

С какой целью в Ереван летите? – задал вопрос прапорщик.

С друзьями встретиться, отдохнуть, – говорю я и готовлюсь сказать заранее выученный адрес, если спросит.

Так срочно понадобилось встретиться? – интересуется он.

Так я еще месяц назад поездку запланировал и билет купил, – вру напропалую я.

Мой ответ его, видимо, удовлетворил, я получаю свой паспорт обратно и прохожу на посадку. На этом рейсе, кстати, три четверти пассажиров были, так сказать, мужчины «в возрастной категории, подлежащей мобилизации».

Только после взлета я, наконец, успокоился и расслабился. Я вырвался!

Ереван

Всего через час и пятнадцать минут самолет приземляется в ереванском аэропорту «Звартноц». Погода нормальная, облака, над которыми мы летели большую часть пути, рассеялись. Столица Армении встречает меня солнечной погодой.

Блошиный рынок в Ереване

Таможенного контроля для нашего рейса нет, так как Армения входит в Таможенный союз с Россией, Беларусью, Казахстаном и Кыргызстаном. На паспортном контроле я предъявляю украинский заграничный биометрический паспорт. Военнослужащий меланхолично смотрит на меня и штампует печать о въезде.

Парень, с которым мы сидели рядом в самолете, предупредил, чтобы в аэропорту я армянскую валюту – драмы – не покупал, потому что очень низкий, невыгодный курс. Через заранее установленное приложение вызываю такси, отбиваясь попутно от дежурящих у входа таксистов. И еду в небольшой частный отель, номер в котором мне забронировала жена, пока мы с отцом ехали в Адлер.

Разговорчивый ереванский таксист первым делом интересуется, откуда я. Услышав, что из Украины, сочувственно качает головой. Ему на вид сорок с небольшим, по-русски говорит с акцентом. «У нас вот тоже в Карабахе что происходит, – говорит он. – Не такая война, как у вас, но тоже из-за территории». Предлагаю ему заехать по пути в обменник, но таксист соглашается взять у меня 10 евро в счет оплаты и, посчитав на калькуляторе смартфона, дает мне сдачу в драмах.

Продавец ковров на блошином рынке

В отеле, расположенном в нескольких километрах от исторического центра Еревана, приходится ждать два часа до заселения – слишком рано приехал. Номер стоит 35 долларов в сутки, и это по местным, столичным меркам, недорого. Пока сижу в холле, изучаю в интернете рынок недвижимости – сколько стоит аренда квартир.

Я пытался прозондировать данный вопрос еще дома и был уверен, что за 400-450 долларов можно снять однокомнатную квартиру или студию. Мои надежды разрушил таксист, сообщивший, что после возобновления боевых действий в Нагорном Карабахе в столицу хлынул большой поток внутренних беженцев. «Это все приманка, такие цены. Минимум 600 долларов», – сказал он.

Пытаюсь побеседовать с девушкой на ресепшене, но ее словарного запаса русского языка для этого недостаточно, а мое знание английского не позволяет свободно обсуждать темы со специфическими терминами. Уже из номера, подключив ноутбук, продолжаю поиски жилья, звоню на добрый десяток номеров. Все как и сказал таксист: «Квартиру за 450 долларов уже сдали, но можем предложить вам за 600 в этом же районе. Или за 1000-1200 в центре города».

Северный проспект Еревана

Сходил пообедать в ближайшее кафе и продолжил поиски. По-русски армяне, кому «сорок плюс» лет, понимают и говорят неплохо, а более молодые – редко. Продолжаю поиски и к вечеру понимаю, что стоит перейти к варианту «Б» – ехать дальше, в Грузию. Изучаю расписание поездов. Мне повезло: поезд в Батуми ходит два раза в неделю, по вторникам и пятницам, а завтра как раз пятница. Еду на вокзал, покупаю билет.

Вечером гуляю по Еревану. Замечательный город! Интересная архитектура, есть и большие современные площади, и узкие старые улочки. Поднимаюсь по лестницам знаменитого «Каскада» и смотрю на вечерний город и громаду горы Арарат вдалеке.

Вперед, в Батуми!

Почему я решил ехать не в Тбилиси, а в Батуми? Тут все очень просто: в столице все дороже, а особенно жилье.

С утра погулял еще по Еревану, посетил знаменитый блошиный рынок, где продают не только сувениры, но и просто все подряд. На улицах очень много русскоязычных. Наверняка среди них есть такие же как я, спасающиеся от мобилизации.

Железнодорожный вокзал Еревана

В два часа дня я уже сижу в поезде, до Батуми ехать 18 часов.

Едем. За окном, в основном, пейзажи каменной пустыни. Около десяти часов вечера по вагонам сначала проходят армянские таможенники, затем пограничники. Первые просто осматривают купе, вторые проверяют документы у пассажиров. Ставят штампы о выбытии из Армении.

На грузинской границе все не так. Сотрудницы таможенной службы ходят по вагону и опрашивают всех: не везем ли запрещенные вещества, сколько при себе алкогольных напитков, сигарет и валюты.

За окном поезда – каменная пустыня

А вот пограничный контроль приходится проходить на улице, на станции Садахло стоят несколько вагончиков. Ко мне – никаких вопросов, молча поставили штамп, в то время как супружескую пару россиян, им лет по 30 каждому, опрашивали минут семь. Кое-какие обрывки разговора я слышал, в частности, вопрос, не планируют ли они остаться в Грузии.

В Батуми приезжаем около восьми утра. Снова такси. Разговорчивый молодой человек за рулем «Приуса» по-русски знает немного, но, услышав, что я из Украины, уверенно заявляет: «Путин – ***ло!». И подмигивает мне. А еще ругает власть, за то, что не дает нормально зарабатывать простым людям.

Город русскоговорящих туристов

Батуми встречает меня украинскими флагами. Они везде: на балконах, в витринах магазинов, в виде наклеек на автомобилях. Чувствуется, что в этом нет никакого официоза или обязаловки от властей. Только широта грузинской души и любовь к Украине.

Грузинский и украинский флаги на балконе дома в Батуми

Я поселился в недорогом отеле и сразу приступил к поиску жилья. Искал через специализированные сайты и через группы в «Фейсбуке». Через «Фейсбук» искать не советую. Лично у меня опыт отрицательный. Дважды при осмотре квартир некоторых заявленных в рекламе удобств не оказывалось. А время потрачено.

Время, кстати, работало против меня. Выбрав подходящий вариант и названивая риэлтору, в 70-80 процентов случаев я слышал, что квартира уже сдана сегодня. Трижды после того, как я встречался с представителями агентств на месте, осматривал жилье и говорил, что мне надо подумать час-другой, на улице уже ждали другие кандидаты в квартиросъемщики. Все они были русскоязычными, что и неудивительно: процесс бегства от мобилизации в России набирал обороты.

Площадь Европы в Батуми

Примерно половина риелторов не говорит по-русски, общаться приходилось через мессенджер WhatsApp с автоматическим переводом сообщений. Там все проходит замечательно, а вот при личных встречах на просмотрах жилья иногда доходит до смешного. Вы видели когда-нибудь, как общаются два человека со средним знанием английского языка? В ход идут мимика и жесты.

В первые сутки квартиру мне снять не удалось. А на второй день я заметил, что дешевых предложений почти не осталось. Квартиры улетали, как горячие пирожки. Таксист, который вез меня к место очередного рандеву с риэлтором, рассказал, что обычно в октябре цены на съемное жилье снижаются на 30-40%, в связи с окончанием курортного сезона. «В этом году, похоже, все будет наоборот. Из России уже тысячи человек приехали», – говорит он.

На набережной морского порта в Батуми

Двенадцатый вариант оказался «тем самым». Меня все устроило, и к исходу вторых суток поисков я снял однокомнатную квартиру в районе Багратиони. В квартире есть все необходимое, включая отопление. Да-да, здесь бывают квартиры без отопления – в этом регионе морозы – большая редкость, поэтому часто хозяева предоставляют квартиросъемщикам электрокамины.

В снятой мной квартире установлен газовый обогреватель, который местные называют «карма». Говорят, что очень экономный, и жилую комнату обогревает хорошо. Вокруг дома и в нем самом много различных магазинов. По их количеству «на квадратный метр» Батуми напоминает мне Стамбул. Кстати, в Старом городе здесь есть Турецкий квартал и мечеть.

Вечером на пляже в Батуми

Первые впечатления от города у меня замечательные. Архитектура – от зданий 19-го века постройки до современных небоскребов. Так, Batumi Tower имеет высоту 245 метров, а Gala Tramp Tower – 275 метров! Продавцы в магазинах практически везде говорят по-русски и по-английски – для шопинга у меня словарного запаса «языка Шекспира» хватает.

А еще на улицах очень много «лиц славянской наружности». В одном доме со мной живут люди из Украины, России и Беларуси. Больше всего россиян. Разговорился с одним в лифте. Сергей из Ставропольского края. Говорит, что уехал в первый день после объявления частичной мобилизации: «Пока доехали, на Верхнем Ларсе уже была очередь, хотя нам до него всего 300 километров езды. Но стояли не очень долго, около семи часов. Не то, что сейчас».

С украинцами пообщаться пока не пришлось, но на улицах иногда встречаю людей с желто-синими ленточками или значками в цветах украинского флага.

Владимир Бровко, крымский блогер

Мнения, высказанные в рубрике «Блоги», передают взгляды самих авторов и не обязательно отражают позицию редакции

СПРАВКА: Российское полномасштабное военное вторжение в Украину продолжается с утра 24 февраля. Российские войска наносят авиаудары по ключевым объектам военной и гражданской инфраструктуры, разрушая аэродромы, воинские части, нефтебазы, заправки, церкви, школы и больницы. Обстрелы жилых районов ведутся с использованием артиллерии, реактивных систем залпового огня и баллистических ракет.

Россия отрицает, что ведет против Украины захватническую войну на ее территории и называет это «специальной операцией», которая имеет целью «демилитаризацию и денацификацию».

Ряд западных стран, включая США и страны ЕС, ужесточил санкции в отношении России и осудили российское неспровоцированное широкомасштабное вторжение и российские военные действия в Украине.

***

Роскомнадзор пытается заблокировать доступ к сайту Крым.Реалии. Беспрепятственно читать Крым.Реалии можно с помощью зеркального сайта: https://krymrupbxnasmluta.azureedge.net/ Также следите за основными новостями в Telegram, Instagram и Viber Крым.Реалии. Рекомендуем вам установить VPN.

Аннексия Крыма Россией

В феврале 2014 года вооруженные люди в форме без опознавательных знаков захватили здание Верховной Рады АРК, Совета министров АРК, а также симферопольский аэропорт, Керченскую паромную переправу, другие стратегические объекты, а также блокировали действия украинских войск. Российские власти поначалу отказывались признавать, что эти вооруженные люди являются военнослужащими российской армии. Позже президент России Владимир Путин признал, что это были российские военные.

16 марта 2014 года на территории Крыма и Севастополя прошел непризнанный большинством стран мира «референдум» о статусе полуострова, по результатам которого Россия включила Крым в свой состав. Ни Украина, ни Европейский союз, ни США не признали результаты голосования на «референдуме». Президент России Владимир Путин 18 марта объявил о «присоединении» Крыма к России.

Международные организации признали оккупацию и аннексию Крыма незаконными и осудили действия России. Страны Запада ввели экономические санкции. Россия отрицает аннексию полуострова и называет это «восстановлением исторической справедливости». Верховная Рада Украины официально объявила датой начала временной оккупации Крыма и Севастополя Россией 20 февраля 2014 года.