Жители села Межгорье Белогорского района Крыма 20 июля не позволили рабочим со строительной техникой продолжить расчистку русла реки Бурульча, начатую накануне. Местные активисты убеждены, что под предлогом вывоза мусора некая фирма пытается вывезти отсюда гальку для продажи на крымские стройплощадки.
При этом, как утверждают очевидцы, у рабочих не было пакета разрешительных документов на проведение расчистки. В итоге прибывшие на место российские чиновники и сотрудники полиции остановили работы и отогнали технику на штрафплощадку. О начале уголовного или административного разбирательства пока ничего не известно. О речном конфликте в Межгорье шла речь в эфире Радио Крым.Реалии.
Житель села Межгорье Михаил, фамилию которого редакция не называет в целях безопасности, рассказал Крым.Реалии, как активистам и полиции удалось остановить так называемую расчистку реки Бурульча.
– Действительно, вчера, 20 июля, местные жители выехали на машинах, собралась большая толпа, присоединились казаки. Туда же приехали правоохранительные органы – управление по борьбе с экономическими преступлениями и оценили как неправомерные действия лиц, которые хотели совершить вандальный вывоз инертного материала. Что это за люди и какая фирма пыталась это сделать, я не могу сказать. Когда мы попытались узнать у них, что и как, получили категорический отказ. Никаких разрешительных документов на проведение работ у них не было. Они ссылались на то, что якобы выполняют государственный проект – о национальных целях и стратегических задачах России по расчистке русел рек от мусора, к которым относится и приток Салгира, наша Бурульча. Мусор у них – это галька.
Михаил подчеркивает, что для таких действий необходимы утвержденный проект, разрешение от российского Министерства экологии и природных ресурсов, согласование с поселковым советом и положительное решение схода местных жителей.
Если техника приедет еще раз, придется ложиться под экскаваторы. Никто не допустит этогоЖитель Межгорья Михаил
– То есть нужно собрать множество документов. Нам же предъявляют бумажку, что архитектурное управление администрации Белогорского района не возражает против таких мероприятий при соблюдении всех правил и норм. Но когда трактор заезжает в русло реки – какие тут нормы и правила? На самом деле мы не против того, чтобы русло реки укрепляли – мы не возражаем. Но когда нам не могут объяснить, кто и на каком основании дал разрешение вывозить этот инертный материал – извините. На что они рассчитывали, наверное, неизвестно. Полиция составила соответствующие документы, изъяла спецтехнику. Пусть это оценивают правоохранительные органы. Я понимаю, что дороги нужны, но материалы для них должны добываться в соответствии с правилами и нормами – уж точно не из реки. Если техника приедет еще раз, придется ложиться под экскаваторы. Никто не допустит этого.
Крымский общественный активист Сергей Акимов также присоединился к борьбе жителей Межгорья за реку и считает, что ее несанкционированная расчистка могла принести неназванной фирме большие деньги.
Были бы заработаны не то что миллионы – миллиарды рублейСергей Акимов
– Там галька высшего класса – она уже промыта, не надо ее обрабатывать. Соответственно, цена заоблачная. Эти рабочие и сами не знали, куда хотели ее отправить – то ли на хранение, то ли на строительство. Но мы же понимаем, что в итоге гальку спишут, и даже на том участке реки, где они хотели это сделать, были бы заработаны не то что миллионы – миллиарды рублей. И никто это потом не проверит, поскольку по документам прошла просто реконструкция русла реки. Мы попали туда, потому что люди сами позвонили рано утром – всегда стараемся выезжать на такие проблемные ситуации и помогать. Мы видим, что сегодняшняя власть вообще ничего не делает, и Крым просто грабят. Если мы не будем участвовать в таких мероприятиях, если мы сами не будем себя защищать, будет все хуже и хуже. Власти начали делать что-то, только после того как люди дали отпор – все это для отвода глаз.
Между тем на различных интернет-площадках можно найти массу объявлений о продаже крымских песка и гальки – морских и из речных русел. Крымский эколог Маргарита Литвиненко полагает, что бесконтрольная добыча ресурсов может усугубить и без того сильную засуху на полуострове.
Природные ресурсы уничтожаются огромными темпамиМаргарита Литвиненко
– В последние пять лет развернулась такая бурная деятельность, которая иногда не имеет здравого смысла. Природные ресурсы уничтожаются огромными темпами. Так, по моим данным, в районе трассы «Таврида» в Севастополе было уничтожено порядка 20 тысяч деревьев. Теперь вот взялись за речки. Я думаю, что Бурульчу не обязательно чистить – это не такая уж мощная речка, паводков на ней не бывает, берег укреплять там не обязательно, согласно мнениям специалистов. Так что под видом вывоза мусора там, скорее всего, пытаются освоить миллионы рублей. Местные жители справедливо опасаются, что эта галька будет использована в строительных работах. Все эти расчистки могут привести к тому, что речки просто уйдут под землю, то есть водоносные горизонты и наземные источники могут исчезнуть.
Маргарита Литвиненко напоминает, что в 2018 году российские власти Севастополя запланировали провести берегоукрепительные работы на реке Черной, которые возмутили местных жителей и были раскритикованы геологами.
– Только на дамбу от села Вишневое до автодорожного моста – это где-то 500 метров – собирались потратить 60 миллионов рублей. Речку вместо естественных берегов планировали заковать в бетон с арматурой. Местные жители возмутились, потому что ландшафт стал бы абсолютно неестественным – да и на Черной почти никогда не было сильных паводков. В последний раз нечто подобное произошло в 1915 году. Существенную роль в отмене этого проекта сыграло то, что местные гидрогеологи высказали свою оценку – заявили об угрозе ухода воды в подземные горизонты. Это же может произойти и на реке Бурульча.
Журналисты Крым.Реалии при подготовке этого материала обратились в российскую администрацию Белогорского района и в российское Министерство экологии и природных ресурсов Крыма с просьбой прокомментировать конфликт в селе Межгорье. Какого-либо ответа не последовало, однако редакция оставляет за представителями этих структур и фирмой, непосредственно проводившей работы на реке Бурульча, право высказать свою точку зрения.
(Текст подготовил Владислав Ленцев)
FACEBOOK КОММЕНТАРИИ: