Доступность ссылки

Кандидаты в президенты и «черные метки» за Крым


Международное движение #LiberateCrimea в ходе предвыборной кампании в Украине вручало «черные метки» кандидатам, в чьих программах не упоминался Крым. До первого тура выборов президента такие метки вручили 8 политикам из 39, которые претендовали на пост президента.

Как «черные метки» повлияли на предвыборную кампанию? Удалось ли таким образом привлечь внимание украинских политиков к проблеме аннексированного Крыма? И какие еще темы, кроме деоккупации полуострова, интересовали активистов? На эти и другие вопросы в эфире Радио Крым.Реалии отвечает член Меджлиса крымскотатарского народа, председатель Комитета защиты прав крымскотатарского народа Эскендер Бариев.

– Как началась акция с «черными метками»?

– Эта идея родилась спонтанно – мы когда общались между собой, вспомнили про выборы президента и о том, что в его компетенцию входит внешняя политика, оборона, целостность государства. Как раз эти темы очень важны для будущего главы государства. Поэтому мы решили, что поставим три основных вопроса: насколько отражена в программах кандидатов и в их риторике тема деоккупации Крыма, как президент будет защищать права граждан на оккупированной территории, и как будет реализовываться коллективное право крымскотатарского народа? Мы провели пресс-конференцию, для того чтобы кандидаты загодя могли учесть эти вопросы.

Эскендер Бариев
Эскендер Бариев

– Как осуществляли мониторинг?

Мы говорили о том, что будем вручать «черные метки» тем кандидатам, у которых нет в программах темы Крыма, и которые не отреагировали на наши замечания

– Мы разделили работу на три этапа: это мониторинг политических программ, затем – риторики кандидатов, потому что кандидат может не написать или забыть про этот пункт, но может это сказать, и третье – информирование о результатах. Уже в рамках второго этапа мы говорили о том, что будем вручать «черные метки» тем кандидатам, у которых нет в программах темы Крыма, и которые не отреагировали на наши замечания, на наши официальные письма и обращения.

– Надо уточнить, что тогда было не 39, а 44 кандидата в президенты. И каковы были первые итоги?

Из 14 кандидатов, у которых ничего не было в программе о Крыме, пятеро отреагировали на наши запросы

– 12 февраля мы провели первую пресс-конференцию, где обозначили, что у 14 кандидатов в президенты абсолютно ничего не сказано о Крыме, у 20 из них были только слоганы: «Крым – это Украина, его нужно освободить», и только у 10 кандидатов мы увидели более-менее какое-то видение поэтапное. Конечно, не глубокое, но мы и не ожидали, что там будут расписывать целые стратегии, достаточно было видеть основные направления или концепцию. Относительно защиты прав человека мы увидели пункты только у восьми кандидатов, а по реализации прав крымскотатарского народа – только у одного, в программе. В итоге из 14 кандидатов, у которых ничего не было в программе о Крыме, пятеро отреагировали на наши запросы на своих информационных ресурсах, в СМИ.

– Итак, кто те политики, которые все же получили «черные метки» за Крым?

– В конечном итоге мы определились по восьми кандидатам: это Сергей Каплин, Виктор Бондарь, Александр Соловьев, Олег Ляшко. А также те, кто заявил о том, что они будут подавать воду, электроэнергию в Крым и так далее. То есть, их риторика соответствует позиции страны-агрессора: Евгений Мураев, Юрий Бойко, Александр Вилкул, Юрий Кармазин. Я считаю, что на теледебаты не явились Бойко и Ляшко, боясь получить «черные метки» в прямом эфире. Несмотря на то, что в штабе Ляшко на тот момент присутствовали люди, они, узнав о том, что мы пришли, просто не открыли. Такая же ситуация была у Бойко: мы проверяли все адреса, в офисе также были люди, но они не открыли дверь. От Бондаря вышла помощница, мы вручили ей «черную метку», у Кармазина – доверенное лицо.

– Чего вы достигли в итоге?

Кандидаты в президенты, все-таки, заговорили о Крыме и крымских татарах. Наша кампания сыграла определенную роль

– Реакция кандидатов в президенты, все-таки, была, они заговорили и о Крыме, и о крымских татарах. Поэтому я могу смело сказать, что наша кампания сыграла определенную роль в позитивном плане. Я даже увидел от некоторых кандидатов позитивный подход в этом вопросе. Например, Игорь Смешко, чьи помощники связывались с нашим офисом, чтобы мы дали кое-какие разъяснения по крымскотатарской национально-территориальной автономии.

– Позицию Петра Порошенко по Крыму мы в целом знаем, а что Владимир Зеленский думает по всем этим вопросам?

Зеленский не попал ни в «серый», ни в «черный список», потому что в его программе сказано, что нужно решать вопрос деоккупации Крыма политико-дипломатическим путем

– Зеленский не попал ни в «серый список», ни в «черный список», потому что в его программе, действительно, сказано, что нужно решать вопрос деоккупации Крыма и других оккупированных территорий политико-дипломатическим путем. Конечно, мы хотели больше раскрыть и получить информацию. У Зеленского не было абсолютно никакой реакции в избирательной риторике: ни по теме деоккупации Крыма, ни по защите прав человека на оккупированных территориях, ни по коллективным правам крымскотатарского народа.

– Вы будете продолжать, учитывая неминуемость второго тура?

– У нас только два кандидата, и наша задача – уйти в глубину вопроса. Не просто: «Вы за деоккупацию или нет?». Каким образом, что вы будете предпринимать? Конечно, действующий президент в своей речи попытался обозначить, что будет защищать права тех, кто проживает на оккупированной территории. Мы будем все это фиксировать, и я очень хотел бы, чтобы были дебаты между двумя кандидатами, для того, чтобы люди увидели, как они могут представлять страну, кому они делегируют полномочия. После получения официальных результатов мы начнем активно проводить нашу кампанию, чтобы привлечь внимание и самих избирателей, и кандидатов.

(Текст подготовил Владислав Ленцев)

FACEBOOK КОММЕНТАРИИ:

В ДРУГИХ СМИ




Recommended

XS
SM
MD
LG