Крымская правозащитная группа подала представление в Международный уголовный суд против российских медийщиков. Правозащитники сообщили о собранных доказательствах соучастия этих лиц в международных преступлениях, в частности, связанных с разрушением гражданской инфраструктуры на территории Украины. Насколько распространены антиукраинские призывы в информационном пространстве России и аннексированном Крыму? Кто озвучивает эти призывы среди пророссийских крымских медийщиков? И сложно ли доказать соучастие таких лиц в российских военных преступлениях? Об этом в эфире Радио Крым.Реалии ведущая Алена Бадюк поговорила с Ириной Седовой, журналистом-расследователем, экспертом Крымской правозащитной группы, и Анной Микитенко, юристом по международному уголовному и международному гуманитарному праву.
Правозащитники, которые ведут мониторинг эфиров российских государственных СМИ, сообщили, что за год они насчитали около 600 призывов бить по украинским городам и оставить население без света.
Аналитики задокументировали такие призывы от 173 лиц. В отношении высказываний трех самых активных – ведущих Владимира Соловьева, Сергея Михеева и генерала Андрея Гурулева, который активно участвует в российских телеэфирах, – правозащитники подали представление в Международный уголовный суд.
Они отметили, что представили доказательства призывов к бомбардировкам гражданской инфраструктуры, уничтожению украинской энергетики за несколько дней до того, как эти атаки происходили. И несколько дней после этих бомбардировок эти лица системно оправдывали подобные преступления в эфирах российских государственных телеканалов, имеющих большую аудиторию. По мнению правозащитников, это является соучастием в совершении военных преступлений.
Напомним, что Международный уголовный суд в марте 2023 года объявил в розыск российского президента Владимира Путина. Его обвиняют в военных преступлениях в Украине. Москва обвинения отвергает и заявляет, что не признаёт юрисдикцию суда.
В то же время российская армия регулярно обстреливает украинские регионы, используя при этом различные виды вооружения – ударные беспилотники, ракеты, КАБы и другое. Российская власть при этом отрицает, что военные наносят целенаправленные удары по украинской гражданской инфраструктуре, убивая местное население и разрушая различные объекты. Украинская власть и международные организации квалифицируют эти удары как военные преступления Российской Федерации и подчеркивают, что они имеют целенаправленный характер.
Мониторинг российского информационного пространства правозащитники ведут с 2014 года, рассказывает исследователь Крымской правозащитной группы Ирина Седова.
Почти каждый день можно найти в эфирах российских телеканалов что-то, что можно квалифицировать как язык враждыИрина Седова
Тогда фиксировали жесткую риторику по отношению в Украине, дегуманизацию украинцев. После полномасштабного вторжения России в Украину ситуация изменилась.
«Сейчас, после 2022 года, когда началось полномасштабное вторжение, эти призывы стали гораздо жестче, их стало намного больше, и именно поэтому мы с 2022 года начали собирать эти призывы отдельно как доказательства преступлений», – сказала Ирина Седова.
«Почти каждый день можно найти в эфирах российских телеканалов что-то, что можно квалифицировать как язык вражды или призыв к различным преступлениям», – отметила Седова.
При этом правозащитники фиксируют, что российская пропаганда активно адаптирует свои нарративы.
Это способ подчинить украинцев: если они будут сидеть без света, без минимальных бытовых условий, то могут сдатьсяИрина Седова
«Сначала они клеймили всех украинцев как нацистов, потом начали говорить, что все украинцы – террористы. То есть нарративы меняются, но на самом деле их не так много, поэтому они постоянно их повторяют», – рассказала Ирина Седова.
По ее словам, в последние годы в эфире российских каналов чаще звучат призывы к уничтожению украинской инфраструктуры.
«По их словам, это способ подчинить украинцев: если они будут сидеть без света, без минимальных бытовых условий, то могут сдаться», – добавила исследовательница.
Ирина Седова отмечает, что подконтрольных России крымских медийщиков изучали меньше, поскольку основной фокус был на российских государственных каналах.
Талипов очень активно распространяет всю эту вражду, все эти призывыИрина Седова
Тем не менее, в Крыму также звучат подобные высказывания. Среди известных крымских пророссийских блогеров, распространяющих язык вражды, Седова выделяет Александра Талипова.
«Это такой, вы знаете, «недоблогер» крымский, и он очень активно распространяет всю эту вражду, все эти призывы. Его периодически приглашают на государственные телеканалы, в частности на «Рен–ТВ», на «Соловьев Live», на радио «Спутник Крым», – сказала она.
В мае этого года один из киевских судов начал рассмотрение по существу дела в отношении Талипова. Его обвиняют в пособничестве государству-агрессору (часть 1 статьи 111-2 Уголовного кодекса Украины). Как установило следствие, Талипов, который проживает в оккупированном Крыму, ведет там активную пропагандистскую деятельность, в частности выступает в медиа и записывает ролики в поддержку армии РФ, собирает пожертвования и покупает на них амуницию для российских солдат.
На первой полосе была жесткая риторика вражды, что все украинцы там – нацисты и их нужно уничтожатьИрина Седова
Талипов в своем телеграм-канале опубликовал сообщения и о подозрении, и о вызове в суд, и написал, не отправить ли туда российскую ракету «Искандер».
Также исследовательница упомянула газету «Крымская правда».
«Я помню, что у нас есть собранные доказательства, что на первой полосе была жесткая риторика вражды, что все украинцы там – нацисты и их нужно уничтожать – прямо целая статья была этому посвящена», – подчеркнула Седова.
По мнению Ирины Седовой, такие медийные нарративы не случайны.
Это похоже на целенаправленное информационное вбивание одних и тех же слов, одних и тех же заученных фразИрина Седова
«Из тех 600 призывов, которые мы выделили, жестких призывов к различным преступлениям, к уничтожению украинцев – всего лишь 22 основных нарратива, которые они транслируют. То есть все спикеры, все 173 спикера, которых мы задокументировали, по сути говорят одно и то же», – сказала она.
Исследовательница считает, что это часть государственной информационной политики России.
«Они говорят буквально как по методичке, одни и те же нарративы: что украинцы – нацисты, что украинцы – террористы, что Украина – угроза безопасности россиян. Это похоже на целенаправленное информационное вбивание одних и тех же слов, одних и тех же заученных фраз, придуманных, как я думаю, кураторами из ФСБ», – подчеркнула Ирина Седова.
Юрист по международному уголовному и гуманитарному праву Анна Микитенко считает, что для оценки возможной уголовной ответственности фигурантов списка важно определить, соответствует ли конкретное высказывание элементам преступлений, предусмотренных Римским статутом.
Римский статут не учитывает, что сейчас каналы российского телевидения может смотреть весь мир или что российское радио может слушать весь мирАнна Микитенко
«Есть отдельное преступление – призыв к геноциду, который должен быть прямым и публичным и призывать к совершению геноцида», – пояснила Микитенко.
В случае, если такие критерии не соблюдены, могут рассматриваться другие категории преступлений, включая подстрекательство и пособничество.
«Мы говорили о подстрекательстве к разрушениям гражданской инфраструктуры, подстрекательстве к нанесению ударов по гражданским объектам и гражданским лицам и о пособничестве в совершении такого преступления», – сказала юрист.
Анна Микитенко отмечает, что расследование подобных дел осложнено отсутствием прецедентов и предыдущего опыта именно в Международном уголовном суде. Кроме того, по словам эксперта, Римский статут создавался в эпоху до активного развития цифровых медиа, поэтому многие механизмы требуют переосмысления.
«Он (Римский статут) не учитывает, что сейчас каналы российского телевидения может смотреть весь мир или что российское радио может слушать весь мир», – подчеркнула юрист.
Что касается наказания, Микитенко отмечает, что оно может включать длительное лишение свободы на срок до 25 лет или пожизненное заключение. Но само решение Международного уголовного суда по этому представлению ожидается не скоро.
«Если взять опыт, который у нас уже есть по украинской ситуации, в 2022 году началось расследование и уже в 2023-м были первые ордера на арест, то есть прошло где-то около года. Я не ожидаю, что здесь будет так же быстро», – отметила Анна Микитенко.
Она добавила, что процесс, вероятнее всего, растянется на годы, но сам факт подачи представления является важным шагом для документирования и привлечения к ответственности причастных к пропаганде войны.
Аннексия Крыма Россией
В феврале 2014 года вооруженные люди в форме без опознавательных знаков захватили здание Верховной Рады АРК, Совета министров АРК, а также симферопольский аэропорт, Керченскую паромную переправу, другие стратегические объекты, а также блокировали действия украинских войск. Российские власти поначалу отказывались признавать, что эти вооруженные люди являются военнослужащими российской армии. Позже президент России Владимир Путин признал, что это были российские военные.
16 марта 2014 года на территории Крыма и Севастополя прошел непризнанный большинством стран мира «референдум» о статусе полуострова, по результатам которого Россия включила Крым в свой состав. Ни Украина, ни Европейский союз, ни США не признали результаты голосования на «референдуме». Президент России Владимир Путин 18 марта объявил о «присоединении» Крыма к России.
Международные организации признали оккупацию и аннексию Крыма незаконными и осудили действия России. Страны Запада ввели экономические санкции. Россия отрицает аннексию полуострова и называет это «восстановлением исторической справедливости». Верховная Рада Украины официально объявила датой начала временной оккупации Крыма и Севастополя Россией 20 февраля 2014 года.
FACEBOOK КОММЕНТАРИИ: