В аннексированном РФ Севастополе с 2017 года строят индустриальный парк, но, как выяснилось, проект объекта только проходит госэкспертизу, а срок окончательного ввода объекта в строй не определен. В том, как война и другие причины строить не дают, разбирались Крым.Реалии.
Проект индустриального парка в Севастополе будет направлен в экспертизу. Информация об этом была озвучена 29 декабря на заседании российского правительства города.
Как сообщила и.о. директора департамента архитектуры и градостроительства Юлия Шемонаева, внести изменения в постановление от 4 марта 2019 года №139-ПП об утверждении проекта планировки и межевания территории «Индустриальный парк» попросил департамент экономического развития Севастополя.
«В связи с необходимостью организации территории Индустриального парка в соответствии с градостроительной документацией, а также с целью корректировки красных линий улично-дорожной сети, – пояснила докладчица. – Также предусмотрена организация подъездных путей, в том числе путем установления сервитутов».
Площадь проектируемой территории – 81,3 гектара (в 2018 году говорилось о 77,6 гектара). Дополнительное изъятие земельных участков, по словам главы департамента, не планируется. После того, как будут предусмотрены подъездные пути и «коридоры инженерных коммуникаций», проекту предстоит стадия госэкспертизы.
Долгострой военного времени
Индустриальный парк в Севастополе планировали начать строить в 2017 году, тогда же начали принимать заявки от компаний на размещение.
Сначала на первые три конкурса не поступило ни одной заявки, четвертый сорвался при странных обстоятельствах, а на пятый была подана лишь одна оказавшаяся недействительной заявка. В результате контракт подписали лишь под конец 2020 года.
Сроки начала строительства переносились неоднократно и стартовало оно только в 2021-м. Почти сразу же на территории участка строительства обнаружили кабель, предположительно питающий объекты воинской части. В связи с этим перед специалистами встала задача по переносу опоры транзитных электрических сетей и изменению проектной документации.
Для специалистов в сфере строительства такая ситуация немыслима, ведь еще на этапе проектирования выявляются все инженерные коммуникации на участке строительства и планируется их перенос. Об этом Крым.Реалии на условиях анонимности рассказал инженер-строитель Александр, переехавший из Севастополя в Киев после начала полномасштабного вторжения.
Стройка по-российски – это постоянный «бег с препятствиями» вместо планомерной работы
«Подобные ситуации я наблюдал в Крыму постоянно после 2014 года, когда стали применяться российские законы и российские подходы. Власти объявляют о начале строительства, когда еще проектирование не завершено, чтобы поскорее доложить «наверх». А потом вылазят всякие «косяки» и недочеты, на устранение которых уходят месяцы и годы, при том, что все это могло быть учтено в качественно разработанном проекте. Стройка по-российски – это постоянный «бег с препятствиями» вместо планомерной работы», – поделился наблюдениями инженер.
Индустриальный парк «Гераклид» строится на пересечении Камышового шоссе и улицы Индустриальной. В марте 2021 года председатель отделения российской общественной организации «Опора России» по Севастополю Илья Пестерников рассказывал о его назначении в эфире телеканала «Первый севастопольский».
«Необходимо привлекать вложения в производство, чтобы обеспечивать население Севастополя продуктами питания, товарами народного потребления, легкой промышленности. Сейчас у нас реализуется большой проект – индустриальный парк, где можно будет разместить большое количество производств», – сказал Пестерников.
Осенью 2021 года срок сдачи первой очереди был перенесен на первый квартал 2022-го. Однако в феврале 2022 года Россия начала полномасштабное военное вторжение в Украину.
В октябре 2022 года глава департамента экономического развития Денис Профатилов сообщил, что готовность первого и второго этапов индустриального парка составляет 90% и пояснил: «Ввиду определенных обстоятельств требовалось внесение изменений в проектную документацию. Эта документация была разработана и сегодня проходит утверждение в Главгосэкспертизе. По выходу из нее объект будет вводиться в эксплуатацию».
Также глава департамента сообщил, что завершить работы на объектах первого и второго этапа планируется в конце 2022-го либо в первом квартале 2023 года.
Сдать объект стоимостью более 590 млн рублей принадлежащая городу компания АО «Севастопольстройпроект» должна была до 30 апреля 2022 года. Однако сроки реализации контракта, подорожавшего до 733 млн рублей, официально перенесли на конец 2023 года. Отдельный контракт стоимостью в 375 млн рублей заключен на присоединение комплекса к электрическим сетям.
В мае 2023-го в карточке контракта на сайте госзакупок новой датой окончания первого этапа уже значилось 29 декабря 2023 года. Второй этап строительства (а их всего два), в соответствии с новым допсоглашением между заказчиком и подрядчиком, планировалось завершить в 2025 году.
Летом 2024 года вдруг выяснилось, что индустриальному парку «Гераклид» не хватает энергетической мощности.
Наши электросети не способны обеспечить полномасштабную работу индустриального парка
«Индустриальный парк у нас строится много-много лет. Уже несколько раз нам говорили, что вот-вот его наконец сдадут и запустят. Сейчас есть информация, в том числе на уровне слухов, что в принципе его не реально запустить, потому что не хватает энергетической мощности. Наши электросети не способны обеспечить полномасштабную работу индустриального парка», – заявил 1 августа депутат российского парламента Севастополя Вячеслав Аксенов, задавая вопрос российскому главе города Михаилу Развожаеву.
На это подконтрольный Кремлю чиновник рассказал, что при перепроектировании весь парк разбили на три очереди. Первые две в настоящее время – в высокой степени готовности. А вот строительство третьей очереди в итоге вообще может не состояться.
«Третья очередь – это действительно сложный проект. Непонятно, может, вообще будем отказываться – это территория мусорного завода. И прежде всего, когда проектировали, забыли, что там мусор лежит. Проект делался давно, как вы понимаете. Когда прошли изыскания, стало понятно, что там для начала нужна рекультивация. Но первые две очереди уже практически готовы – их возможно ввести. Единственное, как вы правильно отметили, ограничения были в подаче необходимой мощности. За присоединение проекта отвечало 102-е ПЭС Минобороны РФ. Хотели выполнить эти работы, деньги были предусмотрены – контракт на техприсоединение был заключен. Потом выяснилось, что коллеги рассчитывали подать мощность с помощью другого проекта, который они делали для нужд Минобороны, и по ходу подключить и Индустриальный парк. Но как в жизни бывает, проект этот отложен Минобороны, и то финансирование базовое, которое должно было быть выделено – не состоялось», – пояснил Развожаев.
«О том, что рядом с бывшим мусоросжигательным заводом на огромной территории располагается бывшая городская свалка, знает каждый севастополец. Но об этом, разумеется, не знает приехавший из Красноярска российский чиновник Развожаев. Однако, проектировщики должны были провести изыскания как на местности, так и в архивах по данной территории», – прокомментировал «прокол» инженер-строитель из Севастополя.
После этого об индустриальном парке долго ничего не было слышно, пока не настала предвыборная пора – в аннексированном Севастополе снова выбирали российского главу города. Тогда Развожаев сообщил, что запуск индустриального парка на Камышовом шоссе ожидается в 2025 году, а также не исключил создание других подобных площадок в других частях города, в том числе на Северной стороне и в Инкермане.
Впрочем, 2025 год уже канул в лету, а индустриального парка, который изначально должны были сдать в 2022 году, как не было, так и нет.
Интересно, что в 2025 году степень строительной готовности объекта почему-то снизилась до 77%, о чем в январе 2025 года сообщили в городском департаменте капитального строительства, писала «Севастопольская газета», хотя в октябре 2022-го российские власти утверждали о 90-процентной готовности.
Также свои коррективы вносит война. Еще в 2023 году в России резко подорожали стройматериалы. Тогда арматурная сталь за год подорожала в среднем на 57 процентов, а в некоторых городах цены за этот период увеличились на 70 процентов.
Значительно увеличилась стоимость дорожного битума (плюс 69 процентов), портландцемента (плюс 20 процентов), стальных труб и листовой стали (плюс 22 процента), а также бетонных блоков (плюс 19 процентов).
Рост цен на стройматериалы продолжился в 2024-2025 годах, но уже меньшими темпами.
Кроме этого, в Крыму усложнилась логистика грузоперевозок, что не может не оказывать влияние на сроки сдачи объектов капитального строительства. Дважды выведенный украинскими ударами из строя Керченский (Крымский) мост заставил российское правительство организовать грузоперевозки в Крым через оккупированные территории Донецкой, Запорожской и Херсонской областей. Это не только увеличивает срок и стоимость доставки стройматериалов, но и уменьшает их ассортимент и количество, так как многие грузоперевозчики отказываются от опасного маршрута.
Чистое поле по принципу «гринфилд»
Как утверждается на сайте Севастопольского инвестпортала, цель проекта индустриального парка – «формирование механизмов эффективного удовлетворения спроса инвесторов на площадки, подготовленные к размещению объектов инновационной сферы, промышленности, логистики и сопутствующего сервиса, повышение инвестиционного и инновационного климата, создание условий для развития на базе государственных индустриальных (промышленных) парков конкурентоспособных промышленных производств, создание современной производственной инфраструктуры, поддержка малого и среднего бизнеса, создание новых высокопроизводительных рабочих мест».
Заместитель российского главы Севастополя и куратор проекта индустриального парка Мария Литовко в ноябре 2023 года рассказала о принципах его реализации.
«То, что реализуется в Севастополе – это подготовка площадки с инженерными сетями и дорожной инфраструктурой. Индустриальный парк с точки зрения его работы в полную мощь, в теории [для него] существует два принципа: «гринфилд» и «браунфилд». Это установленные международные термины, я их переведу. «Гринфилд» означает, что устанавливается земельный участок с инженерными сетями, но без объектов капитального строительства. «Браунфилд» – это предоставляются площадки в объектах капитального строительства. Поэтому в нашем случае речь о том, что когда строительный блок передаст индустриальный парк в экономический блок – мы будем формировать с помощью Корпорации [развития], как площадки, которые будут предоставляться на конкурсной основе нашим инвесторам по принципу «Гринфилд». Т.е. именно земельные участки, где инвесторы уже будут строить производство», – сообщила Литовко.
При этом даже полностью поддерживающие «политику партии и правительства» депутаты российского парламента города засомневались в эффективности проекта – ведь в индустриальный парк надо еще завлечь инвесторов, чтобы они построили там производства.
Мы пять или шесть лет рассуждаем о рассуждениях
«Чистое поле, к которому подведена дорога, и 130 кВА установленной мощности. Все. Мы пять или шесть лет рассуждаем о рассуждениях. С другой стороны, у нас появилась площадка, на которой мы вырубили старый ореховый сад, обнесли его забором… Я абсолютно убежден, что раньше, чем через 3-4 года индустриальный парк в полную силу не заработает. Это разные совершенно вещи, разное понимание – каким должен быть индустриальный парк и каким его предлагают», – заявил депутат Вячеслав Горелов.
«Если честно, надо еще смотреть, а будет ли успешен наш индустриальный парк, как он был задуман. Потому что, исходя из практики Российской Федерации, не все индустриальные парки оказались успешными», – сказал председатель российского парламента города Владимир Немцев.
FACEBOOK КОММЕНТАРИИ: