Российские военные обстреляли 19 августа из артиллерии село Чернобаевка в Херсонской области. Под обстрел попали жилые дома. Пострадал 11-летний мальчик, который шел по улице. Медики госпитализировали ребенка с контузией, ранением плеча и черепно-мозговой травмой, сообщила областная военная администрация.
В Чернобаевке побывал корреспондент проекта Радіо Свобода «Новости Приазовья» и узнал:
- Как живет сейчас село, которое стало известным в Украине и в мире?
- Чем жители Чернобаевки помогают украинской армии?
- И на что надеется местное население в четвертый год полномасштабной войны?
Чернобаевка в 2022 году стала известна в Украине и за рубежом. Ведь в оккупированном тогда селе был военный аэродром, украинская армия регулярно накрывала огнем позиции российских оккупантов. Силы обороны Украины освободили Чернобаевку в ноябре 2022 года.
Начальник Херсонской ОГА Александр Прокудин сейчас чуть ли не каждый день упоминает Чернобаевку в новостях о российских обстрелах.
Пенсионерка Валентина рассказала «Новостям Приазовья», что в последние полгода особенно часто стали летать дроны.
«У меня частный сектор, на огороде чем-то занимаешься и слышишь, как он летает. Вы знаете, гудит, и сосед кричит: «Быстро, быстро к стенке или там под дерево!». Поэтому очень страшно, если честно. Где-то полгода, как мы уже начали это замечать. Сначала слышали, что в городе то на людей, то на машину сбросили, то на велосипедиста. А сейчас уже добрались и до нас, до села», – поделилась женщина.
«Остатки российских ракет до сих пор в доме»
От Чернобаевки до Херсона 10 километров. Здесь были расположены международный аэропорт «Херсон» и военный аэродром.
Российские оккупанты захватили Чернобаевку в первые дни полномасштабного вторжения в Украину. ВСУ начали обстреливать места расположения армии РФ и уничтожать технику.
В целом Силы обороны Украины до освобождения Чернобаевки атаковали российские позиции в селе 34 раза, заявлял тогдашний советник Офиса президента Алексей Арестович.
Жительница Чернобаевки Алена рассказывает: ее дом за время большой войны попадал под обстрелы 4 раза. Причем прилетело и когда в селе были российские оккупанты, и когда Чернобаевку освободили. Говорит: в феврале 2022 года в ее дом прилетела российская ракета.
Ракета разбила мне перегородку, все двери, все окна разбилаАлена
«Я была на работе, отец был дома. Она прилетела и разорвалась у нас на крыше. Попала она в наш кирпичный фронтон. Потом как-то залетела – тут такая дыра здоровенная, разбила мне шкаф полностью, и вот сюда она попала, красавица. Разбила мне перегородку, все двери, все окна разбила. Отец был дома, за перегородкой спал. Вот, тоже сильно испугался, потому что выбежал на улицу, начал кричать: «Где, где Алена, Алена?». Пострадали и все наши соседи от нашей крыши, потому что она разлеталась вокруг», – вспоминает женщина.
Прошло более двух лет с того времени – но в доме до сих пор остаются остатки российской ракеты.
«Потому что она вошла как-то боком. И чтобы ее полностью оттуда вытащить, нужно почти до улицы раскапывать. И мы так решили, что ее просто спилим, забетонируем и все. Ну, такие планы у нас были, пока мой зять был жив. Я похоронила зятя. Уже год, как похоронила. Воин Ярослав. Осталась дочь у меня вдова, двое маленьких детей остались. Это страшно», – делится горем женщина.
Дом жительницы Чернобаевки после обстрела обследовали саперы. Местные власти помогли женщине с шифером, балками, гвоздями. Однако денежную компенсацию Алена до сих пор не получила.
«Повреждены более 1 000 домов»
Заместитель начальника Чернобаевской сельской военной администрации Андрей Микитин подтверждает: селяне еще не получали выплат по программе «еВосстановление», хотя в других селах уже платили деньги.
Капитальное строительство домов сейчас невозможно из-за ситуации с безопасностьюАндрей Микитин
«Если мы говорим о самом населенном пункте Чернобаевка, то в зоне активных боевых действий – там повреждены более 1 000 домов. В первую очередь после обстрелов происходит ликвидация последствий. Есть ремонтные материалы, которыми мы эти дома ремонтируем. В дальнейшем благодаря донорам, организациям, фондам, неравнодушным людям, которые предоставляют строительные материалы: окна, кровельные материалы. И благодаря этим мерам мы ремонтируем дома. Есть ремонтные бригады, есть организации, которые работают своими силами... К сожалению, капитальное строительство домов сейчас невозможно из-за ситуации с безопасностью», – пояснил он.
Андрей Микитин добавляет: в последнее время российские военные все чаще атакуют село FPV-дронами.
«Несколько дней назад был один из случаев, когда FPV-дрон попал в дом, и, к сожалению, три двора получили серьезные повреждения из-за пожара: сгорели хозяйственные постройки, дом, летняя кухня, гараж. Сейчас увеличилось количество атак FPV-дронами, особенно в направлении Николаева. Это как раз территория нашей общины, самый отдаленный населенный пункт – Посад-Покровское. В районе Клапаи, Киселевки, Благодатного мы фиксируем увеличение количества FPV-дронов и, к сожалению, есть попадания, есть пострадавшие. И это стало особенно интенсивно в последнее время», – говорит он.
Сейчас в Чернобаевке устанавливают антидроновую защиту. Местный житель Виктор Перун надеется на нее и на украинских военных, которые выслеживают российских оккупантов, ответственных за дроновые удары: «Дай Бог, поставят защиту, будет хорошо. Ну, а что... жить надо, жить надо».
Несмотря на угрозы, люди возвращаются
До полномасштабного вторжения России в Чернобаевке проживало около 10 тысяч человек. Сейчас осталось около 4 тысяч, говорит заместитель начальника военной администрации Андрей Микитин. Причем, несмотря на угрозу, люди продолжают возвращаться в село, добавляет жительница Валентина.
Даже по улицам уже ходят дети, родители с колясками. Люди возвращаются.Валентина
«Действительно, люди возвращаются. Я вообще не уезжала. У меня собака-овчарка. И зачем мне уезжать, как говорится, из своего дома? Это, во-первых. А во-вторых, а ребята тогда кого будут защищать? И им тоже нужна какая-то помощь моральная, материальная. Вот сначала мы ходили за гуманитаркой, то было, ну, где-то до тысячи, может, людей. Так хлебчик вот привозят нам, бесплатно дают. А сейчас уже больше. Даже по улицам уже детишки ходят, родители с колясками. Люди возвращаются. Люди все равно хотят в своих домах жить», – рассказала пенсионерка Валентина.
После обстрелов в селе бывают перебои со светом и водой. Однако коммунальщики стараются быстро все починить. Есть маршрутные автобусы, которые связывают Чернобаевку с Херсоном и Николаевом.
Несмотря на ежедневную угрозу, местные жители стараются обустроить себе быт. Например, в Чернобаевке можно купить цветы. Цветочница Надежда рассказывает, что ее товары пользуются большим спросом.
«Мне всегда нравилась работа с землей, с цветами. У меня всегда было очень много цветов в доме — иногда трудно пройти, потому что цветы стоят повсюду. Зимой эти цветы переезжают ко мне на полки под лампы, они там зимуют. Иногда у меня депрессия, тогда я покупаю новую рассаду. Покупать тоже приятно. Это очень отвлекает. Вот во время войны, все, с кем разговариваю, – для всех цветы или огород – это утешение. Посадил – они цветут, ты ходишь и любуешься. У тебя плохое настроение, ты что-то прочитал в интернете – вышел на улицу, походил, полил их и легче становится», – поделилась женщина и советует бороться с депрессией украинцам именно цветами.
- Российские военные регулярно из разных видов вооружения – ударными БПЛА, ракетами, КАБами, РСЗО – атакуют украинские регионы.
- Руководство России отрицает, что российская армия во время полномасштабной войны наносит целенаправленные удары по гражданской инфраструктуре городов и сел Украины, убивая гражданское население и разрушая больницы, школы, детские сады, объекты энергетики и водоснабжения.
- Украинские власти и международные организации квалифицируют эти удары как военные преступления Российской Федерации и подчеркивают, что они носят целенаправленный характер.