Доступность ссылки

Под ковш: как и почему зачищают алуштинскую набережную


Набережная Профессорского уголка в Алуште
Набережная Профессорского уголка в Алуште

После точечной зачистки набережной Ялты «под ковш» в 2016 году местные власти принялись и за алуштинскую. Правда, не за всю сразу, а только за ее западную часть –​ в пределах Профессорского уголка. Пока в «расстрельном списке» значатся 13 объектов, в том числе уже снесенные после новогодних праздников кафе, рынок, магазин, торговый павильон и другие «незаконные» строения. Сами же пострадавшие «ипэшники» (индивидуальные предприниматели) называют значительно большую цифру. Мол, лиха беда – начало.

В своих бедах они винят известного московского олигарха Александра Лебедева. Дескать, руками здешних чиновников тот убирает их как конкурентов с набережной и одноименной улицы. И, таким образом, обеспечивает себе режим наибольшего благоприятствования в Профессорском уголке. «Ему мало санатория «Море», аквапарка и много чего другого в Алуште, так ему еще всю улицу Набережную подавай», – негодует один из «профессорских» предпринимателей. Его в принудительном порядке обязали в течение ближайших дней самостоятельно демонтировать точку «общепита» у пляжа.

Мужчина точно не знает, что собираются разместить взамен на освободившейся площадке. Хотя в некоторые детали обустройства Профессорского уголка он все же посвящен – кто-выложил в интернете план перестройки прибрежной территории. Так, к примеру, на месте уже не функционирующего овощного рынка (его собственник – депутат местного горсовета, атаман казачьей общины «Казачья сила» Александр Репнин) планируется возведение детского развлекательного центра.

Закрытый овощной рынок в Профессорском уголке
Закрытый овощной рынок в Профессорском уголке

Рядом, на месте снесенного кафе, разобьют зеленую зону, а вся улица Набережная станет велосипедной. По словам собеседника, все эти работы якобы профинансирует тот самый олигарх Лебедев. А сама реконструкция, дескать, целиком вписывается в концепцию особой архитектурно-планировочной зоны.

Информация о том, что еще снесут в районе набережной, туманна и противоречива. Особенно что касается критерия отбора потенциальных «жертв»

Так ли это на самом деле – трудно сказать. Информация о том, что еще снесут в районе набережной, туманна и противоречива, что, естественно, порождает новую порцию слухов. Особенно что касается критерия отбора потенциальных «жертв». Это, пожалуй, самое тонкое и слабое звено в системе практического внедрения в жизнь требований к особым архитектурно-планировочным зонам.

Напомню: прошлой осенью Архитектурно-градостроительный совет Крыма одобрил включение в такую зону Профессорского уголка вместе со всей остальной алуштинской набережной и Приморским парком. «Боремся с тем, чтобы Крым ушел от статуса региона, в котором можно самовольно строить объекты на основании решений украинского периода», – аргументировал «глава Крыма» Сергей Аксенов.

Борьба эта в Алуште, оказывается, началась еще зимой 2017 года, то есть за полгода до создания зон. Тогда местная горадминистрация подготовила иски в суд о сносе самовольных построек, в частности, на улице Набережная в Профессорском уголке. Позже к проверочному процессу подключились Госкомрегистр, межведомственная комиссия и Госземнадзор. Итог их наработок подводил республиканский Совмин и тут же спускал соответствующий вердикт о зачистке территории на исполнителя – Алуштинскую горадминистрацию.

«Мы докладывали о 20 таких объектах. Крымская межведомственная комиссия в данный момент нашла основания для сноса шести объектов, в истории которых были явные нарушения законодательства», – пояснил бывший мэр Ялты, а теперь первый заместитель главы администрации Алушты Алексей Боярчук. По его словам, в соответствии с Гражданским кодексом России сносу подлежат даже те объекты, на которые у людей имеется право собственности, если они были исторически построены незаконно. Собственникам шести зданий дается 45 дней на то, чтобы они самостоятельно снесли свои объекты либо обратились в суд.

«Но реально сносить строения начали, не дождавшись окончательных судебных решений по нашим апелляциям. Обидно, что решение о сносе принимают те начальники, которые когда-то сами же узаконивали наши объекты», – рассказывает один из «снесенных» предпринимателей.

Обидно, что решение о сносе принимают те начальники, которые когда-то сами же узаконивали наши объекты

На такую избирательность обращает внимание и местное издание «Примечания»: «Документы на большинство зданий, построенных с нарушениями всех законов у самой воды, вполне легальные, и РФ по закону 6-ФКЗ их признает. Мало того, документы эти владельцам строений выдавали при Украине те же самые чиновники, которым сейчас поручено их сносить. А среди собственников – те же чиновники и депутаты. Отсюда масса курьезов. То горсовет на специальной сессии выведет из-под сноса отель «Калипсо» и ресторан «Санта-Круз». То устроит конкурс неизвестно кем заказанных проектов реконструкции променада. То решат собраться вновь, чтобы опять снести «Калипсо» и «Санта-Круз» – но снести так, чтобы они в итоге остались. То вдруг обнаружится, что наряду с этими объектами в список неприкасаемых попали еще два строения».

Отель «Калипсо» в пляжной зоне под снос не попал
Отель «Калипсо» в пляжной зоне под снос не попал

Если вспомнить ялтинскую кампанию 2016 года по зачистке тамошней набережной, то тогда без жертв не обошлось. В знак протеста поджег себя хозяин кафе «Хоттабыч» Александр Стрекалин. Местные власти снесли его собственность без решения суда на основании того, что у Стрекалина якобы не было соответствующих документов. Потом выяснилось, что они у него все-таки были. В алуштинской же истории обошлось без подобных трагедий, но человеческой смерти в разгар зачистки все же не избежали. Речь идет о скоропостижной кончине в декабре прошлого года 53-летнего хозяина продуктового магазина по улице Набережная, 16. Его знакомые рассказывают, что еще в конце 90-х на аукционе мужчина выкупил старое, 1957 года постройки, двухэтажное здание. Во время прошлогодней проверки у него нашли явное нарушение – достроенный третий этаж, и обязали его снести. Предприниматель якобы взялся за демонтаж надстройки, но до конца так и не успел это сделать. Спустя несколько недель, в январе 2018 года, за снос взялись местные коммунальщики, демонтировав все здание до фундамента…

Впрочем, не всех стационарных и нестационарных объектов на алуштинской набережной коснулся нынче ковш экскаватора или бульдозера. Власти пока не отважились на радикальные меры в отношении павильонов торговцев сувенирами. Выжидают.

Неработающие сувенирные лавки на набережной Профессорского уголка
Неработающие сувенирные лавки на набережной Профессорского уголка

Заминка вполне объяснима: арендаторы не из местных, москвичи, поехали жаловаться на алуштинский «беспредел» в администрацию президента Путина. «Результат поездки неизвестен, поскольку люди еще не возвратились», – сообщила мне одна из продавщиц.

А тем временем по соседству, фактически на примыкающей к набережной Профессорского уголка набережной поселка Лазурное, развернулась грандиозная стройка.

Строительство гостиницы в поселке Лазурное рядом с Профессорским уголком
Строительство гостиницы в поселке Лазурное рядом с Профессорским уголком

Даже по выходным по главной Комсомольской улице курсируют туда большие автомиксеры. Для стройки вырубили фисташковую рощу. А разрешение на вырубку краснокнижных деревьев выдала Алуштинская горадминистрация. В общем, одна сплошная реконструкция на длинной алуштинской набережной под досужие разговоры о букве, духе закона и сохранении прибрежных территорий продолжается. Как говорится, одно другому не мешает.

Максим Денисов, крымский журналист-блогер

Мнения, высказанные в рубрике «Блоги», передают взгляды самих авторов и не обязательно отражают позицию редакции

В материале используется терминология, принятая на аннексированном Россией полуострове

FACEBOOK КОММЕНТАРИИ:

В ДРУГИХ СМИ




Recommended

XS
SM
MD
LG