Доступность ссылки

«Россия дала задний ход»


Евгений Марчук
Евгений Марчук

Почему Россия вывела офицеров из совместного центра контроля и координации режима прекращения огня на Донбассе (СЦКК) и чем это грозит – рассказывает представитель Украины в подгруппе по вопросам безопасности на переговорам по урегулированию ситуации на Донбассе Евгений Марчук,

‒ Что такое СЦКК?

‒ Эта структура была создана по решению президентов Украины и России в сентябре 2014 года для реализации Минских соглашений. Идет война, гибнут люди, поэтому нужно договариваться, как технологически выполнить решение лидеров «Нормандской четверки». Большое недоверие сторон провоцирует как микроскопических нарушения договоренностей, так и принципиальные.

Минские соглашения – серьезные и правильные. Первый их пункт ‒ всеобъемлющее прекращение огня ‒ есть во всех последующих документах, дальше записан вывод из Украины иностранных войск и наемников, разоружение незаконных формирований, разминирование. Это все принято. Но оно не выполняется. И не только потому, что нет конкретных политико-военных указаний всей структуре вниз. А и потому, что это российское поведение в последние 3-4 года: они наплевали на все договора, начиная от Будапештского меморандума 1994 года.

В состав СЦКК входят военные, возглавляемые генералами из Украины и России

Минский инструментарий переговорного процесса, в частности СЦКК ‒ это такая технологическая мастерская. Состав СЦКК ‒ это военные, возглавляемые генералами из Украины и России, причем россияне имеют полномочия вмешиваться и влиять на ОРДО-ОРЛО, а украинские ‒ на украинские войска через штаб АТО. СЦКК содержится за счет Украины, которая также организует безопасность офицеров Центра, не имеющих оружия.

‒ Как это работает?

‒ Военные с военными общаются. Они находятся в Соледаре вместе, их командиры контактируют. Наша сторона быстро передает, что с той стороны начинается обстрел, и наш генерал говорит российскому: слушай, там ваши нарушают. И одно дело, когда это ОБСЕ зафиксировало и больше ничего, а второе ‒ когда договариваются. Потому что когда будет наоборот – также надо будет обращаться.

Военные с военными общаются, их командиры контактируют

Инструмент СЦКК, несмотря на всю его экзотику, позволял и давал возможность влиять на ситуацию. Не говоря уже о таких вещах, как разминирование критически важных объектов жизнеобеспечения. Чтобы разминировать некий объект, который обеспечивает, например, водой или газом тысячи людей по обе стороны линии фронта, нужно обратиться в СЦКК в Соледаре, сделать заявку. Только СЦКК может обеспечить там режим тишины, потому что они в контакте с военными, может завезти саперов, разминировать. Это имеет колоссальное значение для миллионов людей.

Сейчас СЦКК фактически не действует, 75 российских офицеров СЦКК оставили линию соприкосновения и общую базу в Соледаре.

‒ Что удалось СЦКК?

‒ Создание зоны безопасности вдоль всей линии соприкосновения (линии фронта) по 15 километров в обе стороны. Это 30-километровая зона теперь без тяжелого оружия ‒ а это «Грады», «Ураганы», «Торнадо», «Точка У», пушки больших калибров. Представим себе, чтобы все это стояло на передовой с обеих сторон и плюс танки ‒ у них 600 с лишним, у нас не меньше. И как бы это участвовало в конфликте? А это удалось развести. Еще удавался режим тишины, как было почти 6 недель в 2016 году. Да, есть нарушения, которые важно фиксировать, и в этом роль ОБСЕ, которая дает реальную картину. Но ОБСЕ не может повлиять на ситуацию, чтобы погасить эти обстрелы.

Когда возникают столкновения на первичном уровне, стрельба, то чтобы это остановить, наиболее эффективная помощь СЦКК.

‒ Чего хочет Россия?

‒ СЦКК оставался хоть каким-то механизмом для решения ситуаций. И когда Россия пошла на вывод офицеров из центра, она его разрушила. Этим шагом Россия показала, что не заинтересована в урегулировании экстремальных ситуаций вдоль линии фронта. В среду представитель ОРДЛО на заседании в Минске даже заявил, что у них возникла критическая ситуация, и не к кому было обратиться.

После вывода россиян с СЦКК синхронно началась очень серьезная эскалация, был страшный обстрел Новолуганского из «Градов», разрушили десятки домов, 8 человек ранены.

Стратегическая цель России ‒ вывести Украину на переговоры с ОРДО-ОРЛО

Чем это все вызвано? Россия пыталась неоднократно вывести Украину на прямые переговоры с ОРДО-ОРЛО призывами и демаршами. Они также настаивали, чтобы в СЦКК включала представителей ОРДО-ОРЛО, ссылаясь на бытовую логику, что вот сами и договаривайтесь. Это известная спекулятивная формула, и Украина на нее не пошла. Теперь же они уже несколько дней делают серьезную эскалацию, обстрелы, критическую ситуацию для гражданского населения и в то же время выводят из строя инструмент, которым это можно останавливать.

Это стратегическая цель России ‒ вывести Украину на переговоры с ОРДО-ОРЛО, а дальше логика такова, что это гражданская война, Россия здесь миротворец, а не сторона конфликта, и тогда, уважаемые господа, снимайте с нас западные санкции.

‒ Что напугало Россию?

Главные игроки большой мировой политики остро осудили шаг России

‒ Они не рассчитывали на решительную реакцию главных мировых партнеров. Еще не успели все сделать до конца, как с заявлением выступил Госдепартамент США, а также Германия, Франция ‒ была очень серьезная негативная реакция. Главные игроки большой мировой политики отреагировали моментально ‒ с острым осуждением такого шага России.

В среду во время заседания ТКГ представитель России сделал заявление по поводу СЦКК, объяснил отзыв офицеров и заявил, что Россия готова вернуться в состав СЦКК при определенных условиях. Фактически Россия сделала этим заявлением задний ход.

‒ Что будет дальше?

‒ Думаю, что Россия не пойдет быстро назад, чтобы сохранить лицо. ОБСЕ готова будет увеличить своих наблюдателей на Донбассе, но обеспечить режим тишины не сможет. Есть большой риск, что очередное перемирие на линии соприкосновения в Донбассе с 23 декабря будет под угрозой. Без механизма СЦКК его будет трудно реализовать.

FACEBOOK КОММЕНТАРИИ:

В ДРУГИХ СМИ




Recommended

XS
SM
MD
LG