Доступность ссылки

Крымская журналистика: блинчики и рыбки вместо солидарности


Момент задержания Заира Акадырова
Момент задержания Заира Акадырова

Инцидент, произошедший с крымским журналистом и блогером Заиром Акадыровым, отчетливо показал всю беззащитность человека перед режимом, установившимся в сегодняшнем Крыму. Система, словно молох, готова обрушить всю свою мощь на любого, кто, по ее мнению, шагает не в ногу или позволяет себе какое-либо своемыслие. При этом особо рассчитывать на какую-либо солидарность крымских коллег по цеху и помощь местных журналистских организаций, как оказалось, не стоит. Они в большинстве своем либо отмолчались, либо, что еще хуже и подлее, подлили масла в огонь. Однако есть во всей этой неприятной истории с Акадыровым и несомненный позитив – даже в, казалось бы, безвыходной ситуации могут сыграть свою роль неравнодушные граждане. Именно они буквально вырвали журналиста из цепких лап крымских правоохранителей.

О том, что произошло в тот злополучный день, рассказал в подробностях сам Заир Акадыров.

Случаи давления на журналистов в Крыму были, конечно, и раньше. Достаточно вспомнить резонансные обыски и допросы сотрудников «Центра журналистских расследований» и телеканала ATR. Однако если в предыдущие разы репрессивная машина старалась хотя бы имитировать соблюдение действующего в сегодняшнем Крыму российского законодательства, то в случае с Заиром Акадыровым «люди в погонах» уже не стеснялись в выражениях и действиях. Чего стоит хотя бы брошенная работником Центра по борьбе с экстремизмом фраза «Не на базу едем, на подвал сразу!» Что это за подвал и для чего туда везут журналистов – остается только догадываться. Сам Акадыров в комментарии сайту «15 минут» отметил, что «расценил эти слова как угрозу жизни с учетом того, что последнее время стали пропадать люди». Аудиозапись этой фразы, сказанной ему правоохранителем в автомобиле, Заир выложил в своем блоге.

Незаконная попытка задержания крымского журналиста вызвала большой резонанс, о чем свидетельствуют, в частности, многочисленные посты в социальных сетях. Интернет-пользователи проводят параллели со сталинскими репрессиями и делятся своими мнениями о причинах случившегося.

«Какие знакомые гэбэшные методы: воронки, чекисты, враги народа... ничему история не научила! Какой смелый журналист», – отмечает Anastasia Pohler. «Советский стиль работы с диссидентами», – считает Олег Хоменок. «Просто жесть, конечно. Даже паспорт проверять никаких оснований не было!» – указывает Николай Кретов.

Eskender Bariiev убежден, что давление на крымских журналистов имеет конкретную цель: «Оккупанты боятся, что международная общественность узнает об их преступных действиях, поэтому пытаются запугать порядочных, принципиальных и любящих свою Родину людей. «Безоружный» человек сильнее вооруженного – это принцип крымскотатарского национального движения, мы смогли сломать СССР, надорвутся и они…». Версию о нежелании властей предавать международной огласке судилище над крымскотатарскими активистами косвенно подтверждает пост, который опубликовала в Facebook сотрудница «Комсомольской правды – Крым» Анастасия Медынцева:

Алі Татар-заде выдвигает другую версию: «…Оккупанты и коллаборационисты больше не хотят прятаться во время судебных слушаний от журналистов и любопытных. Они хотят, чтобы журналисты и любопытные сами прятались во время таких заседаний. Иначе власть не всласть».

«Инсинуации от лукавого»

В ситуации с Заиром Акадыровым обращает на себя внимание практически полное отсутствие реакции со стороны журналистов крымских СМИ. Большинство из них, за редкими исключениями, ни словом не обмолвились об этом инциденте даже на своих страницах в соцсетях. На это обстоятельство указал, в частности, бывший журналист телеканала ATR и «Черноморской телерадиокомпании» Роман Спиридонов, который и сам в относительно недавнем прошлом стал объектом пристального внимания со стороны ФСБ:

«Уж какая солидарность. У «народа» счастье и радость: инакомыслящих подчищают», – соглашается Татьяна Курманова.

В числе тех немногих крымских журналистов, кто прокомментировал инцидент с Заиром Акадыровым, оказался собкор российского НТВ Олег Крючков, успевший ранее поработать на украинские телеканалы. Правда, вместо того, чтобы проявить солидарность с коллегой, он, напротив, попытался оправдать действия силовиков. Показательно, что пост Крючкова собрал большое количество лайков со стороны крымских журналистов, поддержавших «Крымнаш»:

В ходе обсуждения этого поста участники дискуссии продемонстрировали несостоятельность аргументов Крючкова. Алена Попова отметила, что он в своем посте «переврал суть информации. Вернее сделал нужные ему акценты. Пребывание на открытых судебных заседаниях не требует никакой аккредитации. Из поста Заира следует, что его задержали из-за того, что он уже давно в разработке. Все остальные инсинуации – от Лукавого».

«Какая аккредитация для блогера? он же в живой журнал пишет. Кроме того, не озвучена даже причина задержания. Хорошо. Их не устроили документы и в суд пропускать не захотели. Но на каком основании ОМОН тащит человека в машину, а потом в райотдел? Позорище. Не хватило только фразы «Вас к директору вызывают», – недоумевает Светлана Борисовская.

«Вместе – мы сила»

Неизвестно, чем закончилась бы история с задержанием Заира Акадырова, если б не вмешательство представителей общественности, которые в тот день пришли на заседание суда. Неравнодушные граждане открыто возмущались действиями правоохранителей и ни на миг не оставляли их один на один с журналистом.

Вот почему рассказ о своих злоключениях Акадыров завершил благодарностью в адрес этих людей, с частью которых он прежде даже не был лично знаком. «Я искренне благодарю всех друзей, коллег, знакомых и не знакомых мне людей – всех, кто не оказался в стороне в ту минуту возле здания суда. Журналисты, правозащитники, члены Меджлиса, активисты крымскотатарского движения и небезразличные люди. Сплоченность, единение, взаимовыручка и принципиальность – вот, что было продемонстрировано всеми вами в тот момент. Поверьте, это очень круто в нынешней непростой ситуации… Вместе – мы сила, а уж тем более на родной земле!»

Безусловно, сыграли свою роль также выдержка и сила воли, которые продемонстрировал в этой ситуации Заир Акадыров. Многие из тех, кто прокомментировал данный инцидент, обратили внимание на эти личные качества журналиста. Лаконичнее всех, пожалуй, выразился его киевский коллега, также выходец из Крыма Павел Казарин: «Заир, ты крутой. Правда».

Однако личных качеств любого, кто столкнется с подобными действиями российских правоохранителей, может оказаться мало, если он не будет знать хотя бы в общих чертах о своих правах и обязанностях. Вот почему крымский адвокат Эмиль Курбединов, который, кстати, одним из первых забил тревогу в ситуации с Акадыровым, опубликовал на своей странице в Facebook ссылку на следующую публикацию сайта «Медуза», с которой полезно будет ознакомиться всем, кто проживает в нынешнем Крыму:

В ДРУГИХ СМИ




Recommended

XS
SM
MD
LG