Доступность ссылки

Свидетельства оккупации. Не оставляет ощущение, что украинцев в Крыму бросили


Поделитесь тем, что видели и что знаете, пишите нам на email: krym_redaktor@rferl.org
Поделитесь тем, что видели и что знаете, пишите нам на email: krym_redaktor@rferl.org

Марьяна Крымчанка

Почти три десятка лет назад родившись в Крыму, так здесь и живу. Не могу сказать, что слишком люблю полуостров, но это мой дом и мне не хотелось бы срываться с привычного места и куда-то переезжать. Неизвестность не пугает, разве что в очень молодом возрасте, но и не ждут нас нигде. Так сложилось, что я стала свидетелем последних событий. Наблюдать за которыми, и тем более привыкнуть, чрезвычайно трудно. Но когда чувствуешь ответственность не только за себя, но и за семью, то понимаешь, что не имеешь права переворачивать их жизни из-за собственных противоречивых чувств. В связи со сложной достаточно неопределенной ситуацией на полуострове мне не хотелось бы называть ни собственное имя, ни фамилию. Думаю, можно понять почему. Тем, кто сейчас планирует остаться в Крыму, лучше сидеть тихо и держать свои мысли при себе.

Так сложилось, что в детстве я некоторое время жила у родственников в Западной Украине, затем проводила там каждое лето, поэтому воспитана в украинском обществе и быту. Я обожаю родной фольклор и традиции! В старших классах училась в украинском классе, потом стала студенткой факультета украинского языка и литературы. О России почти ничего не знаю, хотя судьба заставила меня некоторое время находиться в Москве, но углубляться в ее историю и самобытность никогда не хотела и не нуждалась, потому что чувствую себя украинкой. Да, было бы странно, если бы я достала российский флаг и, радуясь, им размахивала, встречая «освободителей»...

Хорошо помню, как в центре города на площади Ленина начались митинги – на первый взгляд, такие ленивые и несерьезные. Как правило, с одной стороны в громкие динамики визжали свои лозунги регионалы, а сторонники Евромайдана ютились в стороне. Пусть людей было немного, но туда приходили по желанию. На другую же сторону площади автобусами свозили госработников, каждый, кто прибыл, должен был расписаться, что постоял, померз, послушал и, как лошадь, покивал гривой. Тогда впервые собственными ушами услышала призывы против власти в Киеве, заявления о фашистах, «бендеровцах» и так далее. И вдруг поняла, что Крым таки отделится от материка, на что мне знакомые сказали, что я с ума сошла: как крымчане потом существовать будут без воды, света, еды... Но уже через две недели стало понятно: это неизбежно, система запущена.

Самое ужасное, когда больше не узнаешь людей, которые еще вчера тебе ласково улыбались, а сегодня готовы вырвать глаза только за слово «Украина» и твою национальность

Проснулась утром, вроде бы город не изменился, но какой-то пустой, мрачный стал. Повсюду БТР, вооруженные люди. Мы к такому не привыкли, такого никогда не видели! Канал новостей не выключался, в основном, смотрели АТR, потому что он оказался самым откровенным. Оказалось, что самое ужасное, когда больше не узнаешь людей, которые еще вчера тебе ласково улыбались, а сегодня готовы вырвать глаза только за слово «Украина» и твою национальность. И в то же время часть украинцев говорят: главное, чтобы не было войны! Как мантру все еще повторяют, чтобы оправдать собственное бездействие и покорность. Добрая часть населения ожидала улучшения и говорила, что сможет ради России перетерпеть переходной период. Я только улыбаюсь, слыша, как те патриоты, которые вешали триколоры где только можно, понемногу их снимают и постоянно ругаются.

Но есть и те, кто еще так и не понял, что произошло. Сейчас уже очень мало вижу по городу георгиевских лент, из которых сделали символ чего-то непонятного, но те уж точно не имеют отношения к победе в Великой Отечественной войне. Все произошло, как во сне. Видимо, именно такое ощущение сопровождает человека в периоды наибольших исторических и политических изменений – ощущение нереальности. Все еще не могу поверить в то, что произошло! Семьи распадаются, потому что кто-то поддерживает одну сторону, а кто-то – другую, страдают дети, которые в этом еще ничего не понимают. С родственниками связаться сложно, телефонная связь слишком дорогая и постоянно прерывается, о том, чтобы отправить или получить бандероль, денежный перевод, не может быть и речи. Мне постоянно говорят, что я слишком наивна. Но это не так, просто я – неконфликтный человек и не понимаю, как можно ненавидеть русских, лишь за то, что они русские? В семье не без уродов. А то, что происходит, – прежде всего, политика. Люди разные и национальность не имеет к этому никакого отношения. У меня есть много вполне адекватных друзей из России, которые, как разделяют мое мнение, так и нет, но мы нормально общаемся.

Мой папа – русский, мать – украинка, я не могу ненавидеть собственного отца, потому что тот не разделяет моих взглядов, но общаемся мы меньше, ведь нет сил слушать, что он несет, а говорит все слово в слово, как в новостях. Откровенно говоря, меня удивляет, почему те граждане России, которые не имеют никакого отношения к Крыму и живут на другой территории, так проникаются последними событиями: суетятся, очень показательно радуются в интернете. Например, если бы вдруг к Украине присоединили еще какие-то земли, например, румынские, – меня бы это вообще не касалось...

Такое впечатление, что материковым полуостров не нужен, и я понимаю, потому что это лишние расходы, мы – как острый аппендицит: воспаление, лихорадка, можно вырезать и жить дальше без него. Тем более, когда идет война на Востоке

Должна сказать, что меня не покидает ощущение, что украинцев в Крыму бросили. Вся эта ситуация с полуостровом похожа на то, как у маленького ребенка в песочнице девочка постарше отбирает куклу, и он просто ее отдает, даже не пытаясь сопротивляться, так как ему страшно, а потом сразу бежит к маме и жалуется на плохую судьбу. А она говорит: «Да, да, я, конечно, обеспокоена, но нужно учиться самостоятельно решать собственные проблемы». Вы когда-нибудь видели женщину, у которой на улице пытаются из рук вырвать сумку, в которой лежат деньги? И она ее держит так, что даже если вор сумку таки отберет, потому что сильнее, но ручки от нее останутся у хозяйки в руках! А Крым Украина просто отдала: пусть берут себе лишний геморрой. Существовала реальная возможность его отстоять, и не было команды. Такое впечатление, что материковым полуостров не нужен, и я понимаю, потому что это лишние расходы, мы – как острый аппендицит: воспаление, лихорадка, можно вырезать и жить дальше без него. Тем более, когда идет война на Востоке.

Учась в средней школе, я знала как русский, так и украинский языки, изучала вместе с Шевченко творчество и биографию Пушкина, и это никому не мешало. Сейчас мои дети учат родной язык дома, читаю им украинские стихи, постоянно сбиваясь, потому как слезы подступают... Директор обещал, что будут внепрограммные занятия по украинскому (факультативы), на которые у нас полкласса написали заявления еще в сентябре, но пока ни одного урока не было. И знаю, что в крымскотатарском начальном классе эти занятия уже начались, пожалуй, им больше надо. Нам никто ничего объяснить не может, да и не хочет. Украинские классы закрылись, гимназия «перестроилась» на другой лад, и не потому что никто не хочет изучать язык. Все чаще слышу от родителей: «Лишний язык еще никому не повредил».

Записала ребенка на прием к врачу в платную больницу, чуть не лишилась чувств: 750 рублей, весной консультация стоила 115 грн. (все еще не могу привыкнуть к рублям и ношу с собой хоть немного гривен, так спокойнее, хотя на них уже ничего не купишь, разве что можно поменять в обменнике. А «новые» деньги магически быстро заканчиваются, постоянно их путаю). Да, лечиться нам не по карману. В поликлиниках непременно следует заполнить заявление на лечение, в котором нужно указать номер страховки... Но вот проблема: чтобы ту страховку получить, нужно иметь российский паспорт, чтобы работать – получать заработную плату, пенсию, выплаты по инвалидности и др. А в Украине двойное гражданство запрещено! Как же быть? Где программа поддержки украинцев, которые здесь остались? Уже год прошел! Конечно, можно сказать что-то вроде «собирайте чемоданы и переезжайте». Многие мои знакомые так и сделали, сейчас им уже не за глаза, а прямо в глаза говорят, что материк не резиновый, мол, куда вы все прете?

Цены растут с такой скоростью, что за ними не успеваешь следить, люди начинают интересоваться новым законодательством, правами, боятся, но уже поздно! Начали отключать свет, говорят, в ближайшее время это ожидает и воду. Ехать в командировку или к родственникам через таможню – вообще нонсенс, рейсы автобусов и поездов сократились, а сколько времени теперь занимает дорога! Некоторые согласны потерпеть ради России, так как они вернулись домой. А украинцы, которые здесь остались, в основном, согласны потерпеть ради Украины, пусть знают, как им всем теперь будет без нее в новых мощных руках. Я люблю свою Родину, и мне больно, что происходит, но жаль, что эта любовь односторонняя.

Россия полагает, что получила тысячи благодарных граждан, и очень быстро она поймет, как ошиблась, потому что среди них очень мало патриотов, а предателей государства, в котором прожили всю свою жизнь, ой как много

Россия полагает, что получила тысячи благодарных граждан, и очень быстро она поймет, как ошиблась, потому что среди них очень мало патриотов, а предателей государства, в котором прожили всю свою жизнь, ой как много. Люди, как всегда, хотели только достатка, их напугали «бандеровцами», которые так сюда и не доехали и вряд ли собирались... Их спасли от Врага-Бабайки, которого никто никогда в глаза не видел, но все очень в него верят!

На самом деле такое впечатление, что военные занимались только теми крымчанами, которые были не согласны с новой политикой, а не ожидали определенного «постороннего» вмешательства. Я уверена, что если бы Украина была богаче России, никто бы в очереди на референдуме не выстраивался бы и не обнимался, приветствуя друг друга с победой, потому что это не люди, а продажные людишки. Если бы сейчас Россия так просто вернула Крым назад (конечно, это из разряда фантастики, потому что никто не отдаст, и это вполне понятно), то те, кто вывесил триколоры, тихонечко бы их сняли и заменили на желто-голубые флаги: «Власть меняется!».

Нельзя забывать, что быть на стороне сильного всегда легче, чем поддерживать слабого и бедного экономически. Для меня Украина – это не только политика, а горы, леса, искренние доброжелательные люди, культура... Поэтому несмотря на обстоятельства, нужно помнить, что ты гражданин, а не «предатель», что бы тебе там ни говорили, и быть, по крайней мере, честным с самим собой. Чуть ли не каждый день, когда кто-то с пеной у рта пытается меня в чем-то убедить (но случается это все реже), потому что не согласен с моим мнением, только качаю головой, вспоминая очень сильный стих Василия Симоненко:

Ти знаєш, що ти – людина?
Ти знаєш про це чи ні?
Усмішка твоя – єдина,
Мука твоя – єдина,
Очі твої – одні.

Більше тебе не буде.
Завтра на цій землі
Інші ходитимуть люди,
Інші кохатимуть люди –
Добрі, ласкаві й злі.

Марьяна Крымчанка, жительница Крыма

Мнения, высказанные в рубрике «Свидетельства оккупации», передают взгляды самих авторов и не обязательно отражают позицию редакции

Поделитесь тем, что видели и знаете, пишите нам на email: krym_redaktor@rferl.org

В ДРУГИХ СМИ



XS
SM
MD
LG