Доступность ссылки

Агрессия России. Компетентна ли действующая власть Украины?


Сейчас Украина переживает болезненную национальную травму, связанную с вооруженной агрессией внешнего врага и аннексией части национальной территории. То, что произошло, причинило много страданий гражданам. На данный момент в оккупированном Российской Федерацией украинском Крыму украинцев и крымских татар, русских, которые являются сторонниками Украины, подвергают разнообразным притеснениям, ограничениям и унижениям. Их жизнь, безопасность, собственность являются под оккупацией не гарантированными.

В частности, гражданам Украины до 19 апреля предлагают покинуть Крым, если они не хотят принять гражданство России. Террор, зачистки, запугивания новыми депортациями – такая нынче повседневная крымская реальность. Крымским татарам в общественном транспорте задают издевательские вопросы: собираются ли они поселиться в Магаданской области России или вернуться в Узбекистан? Из Крыма гонят семьи украинских военнослужащих, закрываются украинские школы, факультеты в вузах, украинские газеты и телерадиостанции. Крым «очищают» от всего украинского, захватывают имущество Украинского государства, военную технику и т.д.

Произошла национальная катастрофа. Потеряв Крым, а значит и контроль над Черным морем, над Керченским проливом (что ставит под угрозу
Путинская Россия после успешной агрессии де-факто контролирует весь украинский юг, все Черноморское побережье Украины
металлургические центры юго-востока Украины) и Азовским морем, страна теперь не является геополитически полноценной в своем регионе. Путинская Россия после успешной агрессии де-факто контролирует весь украинский юг, все Черноморское побережье Украины.

Общая военно-стратегическая ситуация для Украины выглядит еще более угрожающей. Страна практически потеряла Военно-морские силы с базами в Севастополе, Керчи, Феодосии, Донузлаве, Саках, потеряла 90% корабельного состава ВМС, много вооружения и другой военной техники. Исчезла двадцатитысячная группировка украинских войск на Крымском полуострове, в том числе элитные формирования. Российская армия теперь грозит Украине не только с востока и севера, но и с юга. А если вспомнить о Приднестровье, где находится российский военный контингент, то ситуация выглядит еще хуже ...

Что произошло?

Полноценность и функциональность власти испытывается экстремальными ситуациями, способностью эффективно использовать ограниченные возможности, сделать максимум в самых тяжелых условиях.

Эффективно ли распорядилось военно-политическое руководство Украины своими силами в Крыму? По этому поводу в студии «Шустер-LIVE» своеобразно высказался президент Беларуси Александр Лукашенко. Он спросил украинскую аудиторию: «Где была в Крыму ваша армия? Почему она не остановила россиян, которых сначала было значительно меньше, чем ваших? Почему вы сдали Крым без единого выстрела?» Действительно, в конце февраля, в начале марта текущего года Россия имела в Крыму менее 10 тысяч своих военных, которые продвигались по узкому Керченскому полуострову. Была прекрасная возможность заблокировать их там, отсечь формирования без знаков различия от так называемой «крымской самообороны». Да, это была бы, как отметил Евгений Марчук, изнурительная война нервов, однако она давала шанс сохранить Крым.

Однако киевская власть очень быстро потеряла управление войсками, будучи неспособной давать адекватные распоряжения украинским формированиям. Путину была продемонстрирована беспомощность Турчинова, Яценюка и их военного ведомства, что только подстегнуло его к дальнейшим «подвигам».
Если можно без единого выстрела захватить перенасыщенный украинскими войсками Крым, то кто может помешать сделать то же самой с целой Украиной?
Если можно без единого выстрела захватить перенасыщенный украинскими войсками Крым, то кто может помешать сделать то же самой с целой Украиной? По законам военной науки, сторона, которая наступает, должна иметь преимущество над теми, кто обороняется, в три раза. То есть на 20 000 украинцев должно было приходиться 60 000 россиян. Столько их там нет даже сейчас. Провал объясняют опасением российского наступления на востоке и севере. А может, наоборот, неудача в Крыму способствовала бы более осторожным действиям России?

Особенно удивляют требования украинского Министерства обороны к частям в Крыму «действовать по обстоятельствам». То есть берите всю ответственность на себя, а мы в Киеве ничего на себя не возьмем. Власть, боящаяся ответственности, – это не власть, а кучка испуганных и неэффективных политиков. В первые дни накануне российской агрессии, когда нужно было действовать быстро и решительно, в Киеве новая власть делила портфели по партийно-квотному принципу. Этот принцип в начале ХХ века очень поспособствовал краху УНР...

Сделали выводы?

Судя по последним выступлениям и заявлениям премьера Яценюка и в. о. главнокомандующего Турчинова, каких-то мудрых выводов так и не сделано. Чего стоит только предложение главы Кабмина Яценюка о ликвидации областных администраций и передаче власти в регионах облисполкомам. Самоубийственная инициатива оправдывается вечнозеленым лозунгом «развития местного самоуправления».

Но местное самоуправление – это уровень села – поселка – города. Область – это уже территория, регион, где должен быть (тем более в условиях военного
Если отменить госадминистрации на юго-востоке, там начнется местная номенклатурная анархия, которой воспользуются недобитки из партии Януковича, российская «пятая колонна» и «политические туристы Путина»
времени!) жесткий контроль центра. Что бывает без такового – показал Крым. Если отменить государственные администрации на юго-востоке, там начнется местная номенклатурная анархия, которой воспользуются недобитки из партии Януковича, российская «пятая колонна» и «политические туристы Путина». Под давлением Кремля начнется «парад референдумов» (как требует сейчас Янукович, или тот, кто действует в России от его имени). Господин Яценюк искренне этого не понимает или сознательно вредит Украине и хочет крымскую трагедию распространить на всю страну?

Еще одно экзотическое заявление Арсения Яценюка. По его мнению, не стоит вводить визовый режим с Российской Федерацией (вообще со страной-агрессором разрывают дипломатические отношения!), потому что это, мол, повредит украинским гражданам, работающим в России, одновременно это не остановит офицеров ФСБ, которые пересекут украинскую границу с поддельными визами. Да, но это остановит десятки тысяч «политического мяса» Путина, которые могут легко организовать мятеж под российскими флагами в любом областном центре юго-востока. Это остановит «политическую пехоту» ФСБ, ГРУ, СВР и других российских структур, которые привозят в Украину свою массовку, используя человеческие ресурсы соседних с Украиной регионов России. Неужели господин Яценюк и этого не понимает?

Произошедшие события изменили настроение украинцев относительно НАТО, впервые за много лет за евроатлантическую интеграцию выступает большинство граждан. Кроме того, российская агрессия существенно изменила настроения в Брюсселе, Вашингтоне и других столицах Запада. Украина могла бы воспользоваться такими изменениями. Но премьер стойко заявляет, что «НАТО сейчас не на повестке дня». А когда же будет в повестке дня? Когда российские танки остановятся (если остановятся!) на станции Чоп?

Укрепились и настроения относительно интеграции в Евросоюз. Сейчас, если провести соответствующий референдум, ответ абсолютного большинства украинцев был бы «да». Почему нельзя было провести этот референдум в условиях экономии государственных средств одновременно с первым туром президентских выборов – пусть и с прицелом на будущее, на перспективу? Это был бы весомый сигнал и России, и Европе, чего хочет украинское общество. Но время упущено...

Поэтому возникает фундаментальный вопрос о компетентности действующей власти и ее способности хотя бы чему-то научиться.

Игорь Лосев – кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии НаУКМА

Мнения, высказанные в рубрике «Мнение», передают взгляды самих авторов и не обязательно отражают позицию редакции.

В ДРУГИХ СМИ




Recommended

XS
SM
MD
LG