Ссылки для упрощенного доступа

Завоевание Кавказа – русская столетняя война. Взгляд из Украины


Франц Рубо. "Штурм села Ахульго русскими войсками в 1839 году"
Франц Рубо. "Штурм села Ахульго русскими войсками в 1839 году"

Кавказская война – самый продолжительный вооруженный конфликт в русской истории. И если относительно даты завершения этой войны есть четкое понимание, то относительно начала – нет. Историки до сих пор не могут точно определить дату начала Кавказской войны.

По официальной российской версии, Кавказская война – это 1817–1864 годы. То есть 47 лет. Однако множество событий по завоеванию Кавказа оказывается вне этих хронологических рамок. Поэтому часто в русской историографии можно видеть другую датировку: 1801–1864 годы. То есть 63 года. И все равно остаются события вне этих пределов.

В то же время исследователи, которые смотрят на эту войну с северокавказской стороны, в большинстве своем называют другие хронологические рамки – 1763–1864 годы. То есть 101 год. Есть и российские исследователи, которые также начинают отсчет от 1763 года. Например, русский генерал и военный историк Василий Потто, который в конце XIX века, изучая эту тему, отмечал, что основание крепости Моздок "стало краеугольным камнем завоевания Кавказа". Основание Моздока (сейчас город в Северной Осетии) произошло 28 июля 1763 года. А общепринятая дата окончания Кавказской войны – 21 мая 1864 года.

Итак, завоевание Кавказа продолжалось 101 год без двух месяцев. Завоевание, повлекшее огромные потери с обеих сторон и вынудившее тысячи людей покинуть свои земли.

Больше о тех событиях Украинской службе Радио Свобода рассказал историк Владислав Грибовский.

Историк Владислав Грибовский
Историк Владислав Грибовский

– Почему существует такая неразбериха с датой начала этой войны?

– В первую очередь потому, что речь идет не об одном событии, а о долговременном процессе: завоевание Российской империей Кавказа. Причем этот процесс начался не в те времена, о которых идет речь, прежде всего – в современных российских учебниках или в устоявшейся версии российской истории. Русское завоевание Кавказа началось еще в начале XVIII века, а именно в 1722 году, когда Петр I совершил так называемый Персидский поход. Завоевание Дагестана, то есть Северо-Восточного Кавказа, началось именно с того времени. Тогда же была попытка разместить русские крепости, то есть очаги постоянного русского колониального присутствия на Северо-Восточном Кавказе. Поэтому вести отсчет можно с разных точек, в зависимости от того, какой именно ракурс видения прошлого люди, говорящие о Кавказской войне, хотят зафиксировать.

С военных акций шейха Мансура можно начать отсчет начала Кавказской войны

По-моему, точкой отсчета можно брать основание крепости Моздок – 1763 год. С этого времени началось создание серии русских крепостей Моздокско-Азовской линии. Формирование этой линии и зародило среди народов Северного Кавказа осознание Российской империи как мощной враждебной силы, желающей обладать всем Кавказским регионом. И именно с этого события начинается осознанное противодействие кавказских народов русской экспансии.

В 1785 году начинается восстание против российской экспансии во главе с чеченцем Ушурмой, он же – шейх Мансур, он же – первый имам, творец мусульманского государства на Северном Кавказе. С военных акций шейха Мансура также можно начать отсчет начала Кавказской войны.

Шейху Мансуру удалось разбить значительный корпус русских войск. Это была первая серьезная победа кавказских народов над русским имперством. С этого времени речь идет об осознанном противодействии российской экспансии. Конечно, это противодействие было основано на религиозных убеждениях. Речь шла о "священной войне" – джихаде против неверных. И шейх Мансур создал последовательное целостное учение, называя россиян "неверными", курящими табак и пьющими алкоголь, по этим бытовым признакам "правоверные" должны отличаться от "неверных". Эта война сплотила вокруг чеченца Ушурмы всевозможные народы Кавказа.

Кавказ был очень пестрый в этническом плане. Жители соседних аулов не всегда хорошо понимали друг друга. Языками понимания были кумыкский, то есть тюркский язык, и арабский – то есть язык людей, имеющих мусульманское духовное образование. И именно под религиозными лозунгами удалось преодолеть этнические, языковые, культурные разногласия и впервые сплотить кавказские народы. Поэтому и с деятельности шейха Мансура можно начинать отсчет начала Кавказской войны. Современная чеченская историография именно эту точку отсчета берет за основу. Во времена независимости Чечни, в 1990-е годы, аэропорт города Грозный носил имя шейха Мансура.

Франц Рубо. "Штурм аула Гимри"
Франц Рубо. "Штурм аула Гимри"

– Почему это завоевание продолжалось так долго? Извините, с Наполеоном, чуть ли не со всей объединенной Европой, воевали гораздо меньше.

– Гораздо легче воевать на пространстве, где нет гор. Кавказ очень большой. Польский публицист Рышард Капущинский, сначала увидевший Грузию только на карте, считал ее очень небольшой. Но когда он впервые попал в Грузию и увидел горы, то понял, что речь идет об огромном пространстве, которое нельзя передать на карте.

На огромной территории Кавказа жили разные народы. И чем выше в горы, тем более древний народ, тем меньше его понимают другие. А те, кто владел низменностями, те владели и горами.

На время русского завоевания Северного Кавказа существовали государственные образования, в частности Тарковское шамхальство на реке Терек. Была государственная организация в Кабарде, но из-за разъединения не было слаженного военного взаимодействия. Еще в начале ХVІІІ века произошел раскол Кабарды на Баксанскую и Кашхатаускую части. Первая ориентировалась на Крымское ханство, а вторая – на Российскую империю.

Чем выше в горы, тем более древний народ, тем меньше его понимают другие. А те, кто владел низменностями, те владели и горами

Согласно Белградскому мирному договору 1739 года, Османская и Российская империи признали независимость Кабарды и договорились о невмешательстве в кабардинские дела. Но на момент постройки на кабардинской территории крепости Моздок российское имперство уже коррумпировало элиты Кабарды. Моздокская крепость, линия укрепленных форпостов и казацких станиц повлекли за собой поглощение территории. При этом кабардинская аристократия теряла влияние. Сопротивление российской экспансии происходило одновременно с сопротивлением и местным властям. Заключительным актом этого сопротивления, вероятно, стало символическое убийство имамом Шамилем – четвертым главой конфедерации северокавказских народов, потомка аварского хана. Это символизировало акт избавления от местных аристократов, сопротивлявшихся объединению кавказских народов перед российской угрозой.

– А все-таки чем объяснить продолжительность этой войны?

– Продолжительность объяснить можно многими факторами. В первую очередь, пространственным фактором. Речь ведь идет не о равнине, а о горах с очень сложной системой коммуникаций. Также важно и то, что это было вторжение другой системы ценностей и координат, Россия была абсолютно чужда Кавказу.

Российское завоевание начиналось не только с построения крепостей, но и коммуникаций. В 1783 году в Георгиевске был заключен договор между Российской империей и восточно-грузинским царством Картли-Кахети. И уже на следующий год начинается строительство Военно-грузинской дороги, которая должна была соединить крепость Владикавказ с Тбилиси (тогда русские называли город Тифлис) – центром восточно-грузинского царства. Военно-грузинская дорога обозначила контуры русского имперского посягательства на Кавказ.

Впоследствии в результате мирных договоров – 1812 с Османской империей, 1813 с Персией – России удалось юридически закрепить за собой Закавказье. Но срединные районы, особенно Северо-Западный Кавказ вокруг городов Сухуми, Гагра, Анапа – удалось подчинить только в начале 1860-х годов. Подчинение Северо-Западного Кавказа и обозначило заключительный этап войны. Но и на том все не закончилось! В 1877 году, во время очередной войны между Российской и Османской империями, на Северном Кавказе происходит мощное восстание: попытка возродить имамат. Этой последней попыткой организованного и управляемого сопротивления можно обозначать окончание Кавказской войны 1877 года.

Петро Грузинский. "Оставление горцами аула при приближении русских войск", 1872
Петро Грузинский. "Оставление горцами аула при приближении русских войск", 1872

– Южнокавказские мусульмане довольно быстро подчинились российским властям, а северокавказские очень долго сопротивлялись. Чем это объяснить?

– По крайней мере, тем, что в Закавказье существовали государственные институты. И если завоеватель покоряет центральный институт, то дальше легче покорить все низшие звенья этой системы. Совсем другое дело, когда этих государственных институтов нет, а существуют общины и конфедерации, которые живут на изолированных территориях и коммуницируют между собой только в отдельных случаях.

Установить в горах устойчивое администрирование очень сложно. Это не удавалось ни Золотой Орде, ни Османской империи, ни Крымскому ханству, ни Персии.

В Крымском ханстве существовала система очень сложного взаимодействия, когда крымские ханы отдавали своих сыновей на воспитание адыгских аристократов. То есть был обычай аталычества. Аталык – названный отец, воспитывающий сыновей крымского хана. И в ходе этого воспитания складывалась система личных связей будущего наследника крымского престола. Конечно, в Российской империи не было такой сети межличностного взаимодействия. Российская империя была чрезвычайно бюрократизирована и централизована, поэтому проглотить уже готовые структуры государственного управления Грузии, Армении, Азербайджана, определенные части Дагестана было проще, нежели разрозненные горные народы.

– А зачем России было завоевывать вот эти изолированные периферийные регионы? Они же контролировали основные пути – так зачем лезть в горы?

– Не Кавказ интересовал русское имперство, а то, что южнее него. Кавказ был лишь коридором для дальнейшего имперского продвижения и являлся для России прежде всего транзитной зоной.

Чтобы контролировать пути, необходимо иметь и систему военного контроля. Для этого требуется создать сеть крепостей, почтовых, коммуникационных и других служб. Контроль над проложенным путем требовал и контроля касательной территории, иначе власть империи в регионе была бы призрачной.

– Кавказские горцы десятилетиями оказывали упорное сопротивление. Их истребляли. Они убегали. Было мухаджирство – переселение на территорию Османской империи, до сих пор существуют огромные северокавказские диаспоры.

– Мухаджирство, то есть повторение пути пророка Мухаммеда, оставившего тогда еще языческую Мекку, чтобы переселиться в Медину. И, как мы знаем, именно с этого начинается мусульманское исчисление. То есть повторение пути пророка Мухаммеда (в противном случае – мухаджирство) стало выходом для многих жителей Кавказа.

Установить в горах устойчивое администрирование очень сложно

Мухаджирское движение особенно распространилось после поражения имама Шамиля в 1859 году. По результатам Крымской войны был заключен Парижский договор, один из пунктов которого предполагал, что христиане Османской империи могли свободно переселяться в другие христианские государства. Так же как мусульмане российского государства могли свободно переселяться в Османскую империю, чем и воспользовались мусульмане, которые не хотели жить в Российской империи. Это было страшное явление, потому что массовое переселение происходило с помощью ненадежных кораблей, многие из которых затонули на пути к Анатолии.

– По-видимому, переселение бывших запорожцев на Кубань – это был один из инструментов империи для покорения Северного Кавказа, но на этом переселение украинцев на Северный Кавказ не закончилось. Переселялись и дальше, вплоть до середины XIX века. Насколько существенным был украинский фактор в покорении Российской империей Северного Кавказа?

– Этот фактор был очень важен для Северо-Западного Кавказа. Чтобы поселить Черноморское казачье войско на правобережье Кубани, российское правительство выселило оттуда ногайцев. Понятно, что это не было самостоятельным решением, украинцам невольно пришлось участвовать в российском завоевании Северного Кавказа.

Можно вспомнить и случаи, когда люди, причастные к украинскому национально-освободительному движению, оказывались на Кавказе как администраторы. Например, караногайский пристав Филипп Капельгородский, отбывавший на Северном Кавказе своеобразную ссылку, будучи российским чиновником, многое сделал, чтобы помочь ногайцам выжить в той сложной ситуации, когда они оказались под российским властвованием. Именно под его руководством пробурили артезианские скважины, произошло благоустройство ногайских аулов, устоялись центры дагестанских ногайцев. Конечно, современные ногайцы вспоминают украинца Капельгородского положительно.

– А насколько Кавказская война вписана в украинскую историю?

– Украинская история вписана во многие контексты мировой истории, в том числе и Кавказской войны, из-за черноморского казачества, из-за фигур вроде Капельгородского или генерала Ивана Гудовича, выходца из украинской казацкой станицы, который в июле 1791 года получил крепость Анапа – центр османских владений на Северо-Западном Кавказе.

– В русской литературе многое написано о Кавказской войне, в украинской знаю только поэму Шевченко "Кавказ". Это единственное произведение?

В начале советской власти имама Шамиля очень уважали, а в конце сталинского правления он превратился в "агента иностранного империализма"

– Это далеко не единственное произведение. К сожалению, мы не знаем украинской кубанской литературы. В частности, не знаем творчество Николая Канивецкого, который был очень ярким украинским кубанским писателем. Мы многого не знаем, к сожалению, потому что наши образовательные программы очень сужены. Но мы должны учитывать, что украинская история имеет не только внутренний, но и общемировой контекст – то, что выходит за пределы современной территории Украины.

– А как у нынешних северокавказских народов лояльность к российскому государству сочетается с чествованием национально-освободительной борьбы?

– Это очень сложный вопрос. В первую очередь потому, что становление чеченцев, адыгов, кабардинцев, черкесов происходило очень сложно и интенсивно – как на протяжении XIX века, так и во время советского конструирования наций. Этнические территории, этнические названия, этнические осознания там были подвержены чрезвычайному подавлению. Так же и память о Кавказской войне и ее героях.

Относительно имама Шамиля тоже все очень сложно. В начале советской власти его очень уважали, говорили, что он был главой национально-освободительной борьбы, демократических реформ, боролся против феодальных пережитков и т. д. А в конце сталинского правления Шамиль превратился в "агента иностранного империализма".

Недавно в Дагестане можно было увидеть лозунги с изображением Шамиля, утверждающие единство с Россией. При этом использовали цитаты из высказываний Шамиля, когда он после поражения находился в ссылке в Калуге. Конечно, это парадокс. Но этот парадокс может быть понят только через историю.

Форум

Рекомендуем участникам форума ознакомиться с разъяснением законодательства РФ о "нежелательных организациях". Подробнее: https://www.kavkazr.com/p/9983.html
XS
SM
MD
LG