Спикер чеченского парламента Магомед Даудов назвал войну в Украине "джихадом" – священной для мусульман войной. Он заявил, что участвующие в российском вторжении в Украину уроженцы Чечни "защищают ислам".
До этого в подобном ключе высказывались и другие чеченские чиновники. По мнению советника Кадырова Адама Шахидова, чеченские военнослужащие в Украине – "моджахеды, трудящиеся на пути Аллаха" (в исламской терминологии "воины". – Прим. ред.), а убитые на нём – "шахиды" (погибшие в ходе джихада, мученики. – Прим. ред.). С ним согласен и депутат Госдумы от Чечни Адам Делимханов, рассказывающий, что кадыровцы воюют в Украине с "последователями сатаны", защищая свою нацию и религию.
Муфтий Чечни Салах Межиев, называя войну в Украине джихадом, предупреждал, что если не становиться добровольцами, "вместе с НАТО в Россию придет вся грязь, и то, что недопустимо по религии", а министр по национальной политике, внешним связям, печати и информации Ахмед Дудаев заявлял, что чеченские бойцы противостоят в Украине "европейской морали".
Всем этим заявлениям предшествовала прошедшая 16 марта этого года конференция во Владикавказе, где духовные лидеры мусульман России поддержали президента России Владимира Путина и приняли фетву "О погибших при защите Отечества и мирных граждан при проведении российской военной операции на Украине по принуждению агрессора к миру".
Именно тогда война в Украине, по мнению российских исламских богословов, стала "джихадом", а убитые в ней мусульмане – "шахидами", однако многие религиозные деятели предпочитают никак это не комментировать.
Как сообщал портал IslamToday, "спецоперация" была единственным предметом обсуждения богословов, а приводимые аргументы про "страдающее население Донбасса, которое надо спасать", практически полностью повторяли высказывания российского президента.
"Там, где убивают безвинных людей, – беда. Надо помогать людям, спасать их от негодяев и бандитов", – сказал председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа, муфтий Карачаево-Черкессии Исмаил Бердиев.
В принятой богословами фетве сказано, что "российская военная операция на Украине по принуждению агрессора к миру является вынужденной оборонительно-превентивной мерой с целью обезопасить Россию и всех ее граждан от реальной угрозы применения ядерного и биологического оружия со стороны НАТО и "коллективного Запада".
Это превентивный удар с целью недопущения повторения 1941 года
Богословы в своей фетве поясняют, что "спецоперация" – это "превентивный удар с целью недопущения повторения 1941 года, но уже в условиях применения оружия массового поражения, является законным и морально оправданным методом ведения оборонительной политики", и приводят примеры из ранней истории ислама, ссылаясь в том числе на пример дореволюционного муфтия Мухамедьяра Султанова, который поддержал Российскую империю после начала Первой мировой войны.
Лидер ДУМ РФ Равиль Гайнутдин изначально воздерживался от любых высказываний про "спецоперацию", при этом приветствуя признание "ДНР" и "ЛНР", обращает внимание исламовед Раис Сулейманов.
"Но потом он поддержал происходящее, правда, никаких богословских заключений, в отличие от муфтиев Северного Кавказа, не делал, хотя надо отметить, что между ними и Гайнутдином есть определенный конфликт", – подчеркивает эксперт.
По словам Сулейманова, сейчас сложно найти муфтиев, не поддерживающих "спецоперацию". Он вспоминает, что в Москве собиралась еще одна религиозная конференция с представителями различных конфессий, которые единогласно поддержали действия России, "что было вполне ожидаемо и предсказуемо".
"Надо иметь в виду, что джихадом участие мусульман в войне называет в том числе и противоположная сторона, украинская", – рассуждает Сулейманов.
Эксперт приводит в пример Исраила Ахмеднабиева, более известного как Абу Умар Саситлинский. Это находящийся в эмиграции дагестанский проповедник, который менял свою позицию в фетвах.
"Сначала он говорил, что это война не мусульман, поэтому мусульманам на ней делать нечего, а потом стал говорить по-другому. Проповедник Абдуллах Костекский сначала говорил так же, а потом занял проукраинскую позицию и призвал мусульман выступить на стороне Украины", – вспоминает Сулейманов.
Эксперт напоминает, что лидер ДУМ Украины Саид Исмаилов также поддерживал участие в войне украинских мусульман, большая часть из которых – иммигранты.
На практике вся история исламского мира – война мусульман с мусульманами
"На практике вся история исламского мира – война мусульман с мусульманами. То Османская империя с Ираном воевала, то Тамерлан воевал с Турцией. И наверняка имамы двух противодействующих сторон выносили свои религиозные предписания – надо было как-то верующих вдохновить на участие", – подводит итог исламовед.
Чей джихад?
"Лояльные Кремлю духовные деятели в исламе пытаются зарабатывать свои очки, поскольку мы находимся в состоянии войны с Украиной, как бы это ни называлось. С точки зрения Кремля всё стало черно-белым. Ты либо за него, либо против. По сути у муфтиев нет другого выхода", – рассуждает экономист, эксперт Free Russia Foundation Денис Соколов.
По его мнению, никакого отношения к джихаду эта война со стороны России и со стороны кавказцев иметь не может, потому что "по всем параметрам Россия напала на Украину, а не наоборот".
Война в Украине даже теоретически может быть джихадом только для мусульман, живущих на ее территории
"Никто не нападал на территорию, где живут мусульмане, никто не нападал на мусульман, – продолжает эксперт. – И в этом смысле война в Украине даже теоретически может быть джихадом только для мусульман из числа россиян, вынужденных там скрываться от репрессий в родной стране. Большинство из них преследовали невинно. Есть и участники войны в Сирии на стороне ИГИЛа, уехавшие потом в Украину. Хоть это и можно по-разному трактовать, в данном случае – напали на их страну".
Соколов обращает внимание на исламских ученых, которые имеют именно такую точку зрения, и на тех мусульман-иммигрантов, которые воспринимают Россию как оккупанта не только территории Украины, но и Северного Кавказа.
"Для них освободительная война против Российской Федерации началась с 1994 года и является продолжением войны 19-го века. Для тех же черкесов украинцы сейчас либо собратья по несчастью, либо союзники. Для мусульман очень важно, чтобы война была дозволена с точки зрения ислама. Но гораздо больше аргументов, что она дозволена на стороне Украины, чем на стороне России", – говорит Соколов.
"Хоть освоение космоса"
Джихад – это усилия, направленные во имя ислама, "но им можно обозвать всё что угодно, хоть освоение космоса", рассуждает исламовед и политолог Алексей Малашенко.
По словам эксперта, для участия мусульман в "спецоперации" нужен был повод, которым и стал в итоге объявленный джихад.
"Все всё понимают. Ну как может нормальный чеченец относиться к словам, что в Украине идет "джихад"? При этом здесь нет ничего такого, что могло бы кого-то удивить", – говорит Малашенко.
С ним согласен и автор ютьюб-канала "Мысли Ислама" Ислам Белокиев. По его словам, чеченские чиновники "пытаются всячески доказать легитимность своих действий".
"Так как они выходцы из среды мусульман, всю свою повестку они направляют туда. Соответственно, им нужно говорить на языке ислама. Они не могут апеллировать к западным ценностям, к христианским, к иудейским, потому что их аудитория – мусульманская. И соответственно, им нужно говорить, что это дозволенный богом "джихад", – рассуждает Белокиев.
Блогер отмечает, что "буквально недавно они рвали глотки, крича, что воевать против России за независимость Чечни запрещено исламом, потому что чеченский народ погибает и молодые ребята умирают ни за что".
Ежу понятно, что это не джихад
"А сегодня они изменили риторику, потому что они подстраивают эту религию под себя, не имея на это никаких оснований. Как говорится, ежу понятно, что это не джихад. Джихадом это могло бы быть, если бы они были свободны, а не исполняли приказ. А воевать за тирана, который сажает их в тюрьмы, убивает, фабрикует уголовные дела, уничтожает под корень культуру – это что угодно, но не джихад", – резюмирует Белокиев.
***
Сейчас Украину защищают четыре подразделения этнических чеченцев – батальоны имени Джохара Дудаева, имени Шейха Мансура, Интернациональный легион и "Сумасшедшая стая".
В Чечне заставляют читать молитвы за кадыровцев – участников войны в Украине на стороне России. Жительниц Грозного и ближайших к городу поселков вывозят в мечеть по ночам. Принудительные намазы начались еще в марте и продолжаются до сих пор.
Готовых отправиться на войну, которую власти преподносят как джихад, не так уж много: тому свидетельством, например, утверждения критиков Кадырова, что их родственников заставляют отправиться в Украину. Кроме того, как следует из опубликованного украинской разведкой списка "добровольцев", в войне участвуют осужденные в Чечне за различные преступления, причем у некоторых из них еще не истек срок наказания.
Правозащитные организации сообщали также о поступающих к ним обращениях от жителей республики, которых похищают для отправки в качестве "добровольцев" на войну против Украины. По их словам, в случае отказа их могут поместить в "секретные тюрьмы" на неопределенное время.
Также власти Чечни не публикуют информацию о количестве убитых в Украине уроженцев республики – официально таких не больше десяти. По данным Кавказ.Реалии из собственных источников, их не менее 127 человек.
Форум