Свобода этнической самоидентификации, гарантированная законодательством России, действует в этой стране выборочно. Есть группы, активисты которых подвергаются давлению из-за того, что они отказываются считать свой народ частью другой этнической группы. Речь, прежде всего, о поморах и казаках.
ПОМОРЫ
Поморский активист Иван Мосеев отказывается давать какие-либо комментарии в СМИ. Корреспонденту "Idel.Реалии" он так и отвечает, что не может комментировать, так как "времена такие".
Оно и неудивительно, ведь он был осужден по обвинению в публикации в 2012 году ответного комментария на угрозы в адрес поморов на сайте "Эхо Севера", призывавших поставить поморов "к стенке": "Что ты с нами сделаешь? Вас миллионы быдла, нас две тысячи людей".
Именно этот ответ был использован властями для обвинения Мосеева по ч. 1 ст. 282 УК РФ в оскорблении группы лиц по признаку национальности "русские", хотя слова "русские" в указанной фразе не было. При этом прямой призыв расстреливать поморов, на который и был дан указанный ответ, был проигнорирован следствием и судом.
В результате Иван Мосеев был приговорен к штрафу в 100 тыс. рублей, уволен с должности директора Поморского института коренных и малочисленных народов САФУ, после чего учреждение было ликвидировано.
В беседе с корреспондентом "Idel.Реалии" краевед и исследователь поморов Валерий Поташов также упоминает дело в отношении Ивана Мосеева. Последний активно боролся за право считать поморов отдельной этнической группой.
— На мой взгляд, российская власть категорически не желает рассматривать поморов как этнос. В лучшем случае их относят к субэтносам русского народа и сравнивают, например, с казаками. Попытки поморских активистов или исследователей поднять вопрос об этнической самоидентификации поморов либо игнорируются, либо становятся поводом для обвинений в сепаратизме, — говорит Поташов.
По его словам, пока эти обвинения представлены, главным образом, в публикациях прокремлевских изданий.
Поташов не знает, какая доля поморов идентифицирует себя в качестве отдельной этнической группы в Архангельской области. Он делится своими наблюдениями по поводу представителей этой группы в Карелии.
— В традиционных поморских сёлах и деревнях Поморского берега в Карелии коренное население называет себя "поморами". В частности — отвечая на вопрос Всероссийской переписи населения. В Беломорске действует Центр поморской культуры, а в таких крупных поморских сёлах, как Сумский Посад и Нюхча, существуют поморские фольклорные группы, которые способствует сохранению поморского диалекта — "поморьской говори", — говорит он.
Краевед отмечает, что вопрос этнической самоидентификации поморов сегодня не выходит в политическую плоскость, а о репрессиях в отношении активистов мало кто знает.
— Как мне кажется, международное сообщество мало что знает не только о репрессиях в отношении поморских активистов, но и о самих поморах. Их не считают коренным малочисленным народом Севера, как, например, саамов или ненцев, поэтому вопросы сохранения поморской культуры и самоидентификации поморов практически не представлены на международной арене, — констатирует он.
Пару лет назад историю преследований поморских активистов описал известный американский эксперт по России Пол Гобл.
По словам аналитика, российские власти боятся формирования самоорганизации поморов. Кроме того, он считает, что Кремль поморский вопрос рассматривает как угрозу своему проекту создания "российской нации".
Напомним, "Idel.Реалии" отмечали, что в новой редакции Стратегии госнацполитики России формирование единой гражданской нации стало основной задачей, сместив на обочину развитие, например, языков нерусских народов России.
Пол Гобл также настаивает на том, что возникновение альтернативных этнических идентичностей Москва рассматривает как новую потенциальную региональную проблему.
ДРУГИХ ДРОБЯТ
Российские власти в последнее время часто говорят о единой гражданской нации, но одновременно с этим активно жонглируют цифрами по языкам и народам России. Эти шаги привели к тому, что образуется неразбериха в вопросе количества этнических групп и их языков. Причем с каждым разом цифры уменьшаются несмотря на то, что их часто озвучивают одни и те же ведомства. Одновременно с этим власти часто хвалят российскую национальную политику, которая, по их мнению, сохраняет языковое и этническое разнообразие в стране.
Эта самая национальная политика государства избирательна — в одинаковых вопросах власти поступают по-разному. При этом мотивация одна — создание единой российской нации. Если поморам не дают отделиться от русских, то вторую этническую группу России всячески пытаются раздробить. Так, в переписи населения РФ в 2020 году татар разделят на подгруппы. Об этом заявил научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН им. Миклухо-Маклая Валерий Тишков.
Ранее тот же Тишков предложил предусмотреть отдельную от татар и башкир группу с татаро-башкирской идентичностью.
Между тем эксперты не считают, что мотивация властей заключается, в данном случае, в предоставлении права на свободную этническую идентичность. Так, доктор исторических наук, экс-руководитель Центра этнологического мониторинга Института истории им. Ш.Марджани Академии наук Татарстана, редактор журнала "Туган як" Дамир Исхаков намекает на то, что попытка дробления татар является политической манипуляцией в угоду имперскому подходу Кремля к этническим группам.
— Москва и в этот раз практически силком хочет выделить из татар кряшен. По мнению Тишкова, если кряшены будут признаны отдельным народом, то тогда татар в Татарстане будет меньше 50%. В свое время патриарх российский благословил его на эти дела. С какой стороны ни глянь, выделение кряшен в отдельный народ — только на пользу имперской политике, — отмечает Исхаков.
КАЗАКИ
По словам того же Тишкова, который, по сути, является главным этнологом России, вопрос единства русского народа является хрестоматийным.
В 2013 году он сравнивал русских с китайцами, которые, по его мнению, по составу неоднородны.
— Так же и у русских есть и казаки, и поморы, и другие группы, которые отличаются и диалектом, и образом жизни, и хозяйством, и так далее, — говорил он в СМИ.
Но с этнологом с министерским прошлым согласны не все, и не только поморы. Среди казаков также есть активисты, которые выступают за отделение от русского народа.
Как сообщают СМИ, в 2010 году в Волгограде произошло любопытное событие. Министерство юстиции Волгоградской области подало заявление в областной суд о ликвидации региональной национально-культурной автономии казаков Волгоградской области. Мотивация чиновников была следующая: казаки — это не этнос, а потомки беглых крестьян. Областной суд постановил: в удовлетворении требования управления министерства юстиции отказать.
По данным СМИ, 1 ноября 2012 года в станице Старочеркасская Ростовской области появилась "казачья инициатива", в которой описывалось требование "вернуть в перечень народов, национальностей и этнических наименований РФ национальность 'казак', удаленную в XIX веке при переводе государственным решением казаков из народов в сословие".
На санкционированный митинг казаков в Ростове 26 января 2013 года собралось порядка 700 донских и терских казаков. Они также обратились к президенту России с требованием не ограничивать их в праве на свободную самоидентификацию, причем этническую.
В своем письме они также требовали включить казачий народ в Общероссийский классификатор информации о населении и "не препятствовать деятельности казачьих национально-культурных автономий на территории России".
— В переписях населения 2002 и 2010 года мы написали в графе национальность, что мы — казаки. Однако в опубликованных результатах последней переписи мы обнаружили, что такой национальности нет, и казаки в ней представлены как часть (субэтнос) русского народа. Мы такого в анкетах не писали, и такого варианта ответа при переписи не было. Это очевидная фальсификация. Что произошло с нашими анкетами при подсчете результатов переписи? — вопрошали тогда казаки в своем обращении.
Позднее в СМИ появились сообщения о том, что в Ростовской области разрешили регистрировать детей в загсе с национальностью "казак" и "казачка".
1 ноября 2013 года Департамент по делам казачества и кадетских корпусов Правительства Ростовской области разослал во все заинтересованные организации письмо. В нем говорилось, что, согласно выводам Института этнологии и этнографии РАН РФ, казаки всё-таки народ.
Журналисты отметили, что заключение по этому вопросу с рядом аргументов в пользу казачьего народа подписал Валерий Тишков. Как отмечалось, он до этого письма не раз отвечал отрицательно на обращения казаков по поводу необходимости признания их отдельным этносом.
Валерию Тишкову мы направили запрос на предмет того, изменилась ли позиция возглавляемого им научного учреждения РАН по данному вопросу. Ко времени публикации данного материала ответа мы не получили.
В любом случае, можно констатировать, что политика в отношении казаков в России изменилась. "Idel.Реалии" уже писали о том, что государство использует казачьи отряды для подавления несогласных во время публичных мероприятий.
Власти на казаков обращают пристальное внимание. Практически во всех структурах, занимавшихся госнацполитикой, имеются подразделения по казакам. Казачьи проекты финансируются государством. А их деятельность находится под чутким контролем Москвы. При этом акцент в политике государства явно не делается на их особой этнической идентичности.
На создание системы государственно-общественного партнерства с российским казачеством правительство до 2025 года Москва собирается направить из федерального бюджета 765 млн рублей. В результате численность казачьих обществ должна увеличится со 180 тысяч человек в 2017 году до 206 тысяч человек в 2025-м.
Рамазан Алпаут