После похищения 19-летней девушки с целью женитьбы в Ингушетии было возбуждено уголовное дело. Похищение закончилось столкновением между двумя ингушскими тейпами и привлекло внимание даже руководства республики.
Спикер парламента Ингушетии Зелимхан Евлоев выступил с предложением ввести наказание в виде трех лет лишения свободы за похищение невест.
По словам спикера, в последнее время в Ингушетии и других регионах Северного Кавказа участились случаи умыкания невест, несмотря на предпринимаемые властями и общественностью региона меры.
Ингушское общество едино во мнении, что умыкание – это большое зло. Нет тут двух мненийЯкуб Манкиев
Евлоев добавил, что в настоящее время Уголовный кодекс не учитывает всей общественной опасности похищения невест.
"Кавказ.Реалии" регулярно пишет о случаях краж невест на Северном Кавказе. После упомянутого инцидента в Ингушетии глава республики обрушился с критикой на правоохранительные органы, обвиняя их в бездействии. Вероятно, резкая реакция главы республики явилась поводом для активизации местного парламента в этом направлении.
Якуб Манкиев, пресс-секретарь парламента Ингушетии, подтвердил, что было предложение главы республики выработать меры по законодательному противодействию умыканию.
"Уголовную ответственность решили ввести потому, что последствия очень страшные. Иногда это приводит к противостоянию между тейпами. Несколько лет тому назад у нас был трагический случай, когда во время умыкания несколько молодых людей погибли", - отмечает пресс-секретарь.
Манкиев сообщил "Кавказ.Реалии", что ингушское духовенство давно приняло решение не проводить бракосочетание после умыкания невесты. Духовенство ввело штрафы для тех, кто участвует в умыканиях. "200 тыс. рублей уплачивает тот, кому крали невесту, и по 100 тыс. рублей - те, кто участвовал в краже", - уточняет наш собеседник.
Действующее законодательство освобождает от ответственности лиц, похитивших девушку с целью женитьбы, если те освободили жертвуЯкуб Манкиев
Но, как признается Манкиев, этого оказалось недостаточно для искоренения проблемы.
"Действующее законодательство освобождает от ответственности лиц, похитивших девушку с целью женитьбы, если те освободили жертву. Поэтому законодатели решили инициировать поправку, чтобы ужесточить наказание. Если факт умыкания был, независимо от того, освободили девушку или нет, должна наступать уголовная ответственность. Этого добиваются ингушские законодатели", - информировал пресс-секретарь.
Сегодня пройдет обсуждение данной инициативы в парламенте. И судя по тому, как уверенно говорят власти о необходимости этой поправки, она будет принята и парламент Ингушетии попросит Москву внести соотетствующие изменения в Уголовный кодекс страны. Это подтверждает и Манкиев, который заверил, что ингушское общество поддерживает такой шаг.
Ника́х
Ника́х (араб. النكاح - бракосочетание) - в исламском семейном праве брак, заключаемый между мужчиной и женщиной.
"У нас как таковой традиции умыкания нет. Похищение невесты – это не традиция ингушского народа. А крадут потому, что любят, хотят ускорить женитьбу. Но умыкание всегда у нас порицалось. У нас принято по-мусульмански, по исламу – сватать невесту, совершать никах и забирать невесту домой с согласия ее родителей. Ингушское общество едино во мнении, что умыкание – это большое зло. Нет тут двух мнений", - пояснил чиновник.
Вопреки сложившемуся мнению, умыкание девушек с целью женитьбы актурально не только для Кавказа. Практика похищения невест по ее согласию или насильственно применялась в Киргизии, Казахстане, Татарстане, Эфиопии, на Кавказе и других местах. В настоящее время на постсоветском пространстве умыкание в массовом порядке встречается в Киргизии и на Кавказе.