Задержание уроженцев Чечни в Хорватии, нарушения прав человека на Северном Кавказе в докладе ООН, расходы южных регионов России на войну с Украиной, новый удар по кадыровцам и дело о массовом убийстве времен чеченской кампании – об этом и не только в 105-м выпуске подкаста Кавказ.Реалии.
Слушайте подкаст Кавказ.Реалии там, где это удобно вам:
Судьба Амины Герихановой
Бежавшая вместе с малолетним сыном от войны в Украине уроженка Чечни Амина Гериханова получила статус беженки в Румынии – после нескольких месяцев ареста в этой стране. Задержание Герихановой стало громкой новостью в чеченской диаспоре, ее представители в Европе проводили пикеты с требованием освободить землячку.
36-летняя Гериханова была задержана вместе с сыном на румынской границе 13 марта. Поводом стал розыск Интерпола, который проводился по запросу России, где беженку обвиняют в участии в военных действиях на территории Сирии. При этом к началу полномасштабного вторжения российских войск в Украину Гериханова уже пять лет жила в Киеве. В Румынии женщину отправили под арест, а ее сына – в приют, откуда ребенка позже забрали живущие в Европе родственники.
Несколько месяцев по делу Герихановой шли судебные разбирательства, она и ее защитники заявляли о смертельной угрозе в случае выдачи в Россию. Вот что говорила беженка в интервью журналистке Кавказ.Реалии Лидии Михальченко за несколько дней до вынесения решения суда:
"Дело [против меня] открыто в Чеченской республике, меня отправят в Грозный. Даже если я просто окажусь на территории России и об этом узнают чеченские силовики, они до меня доберутся – ни следствия, ни суда не будет. Если меня решат посадить, то сначала жестоко запытают. Если от пыток я умру, меня тихо закопают и скажут, что сбежала. Если выживу, заставят подписать самооговор и посадят в тюрьму, как написано в обвинении, максимально на двадцать лет. Или отвезут в лес, оденут в определенную одежду, положат рядом оружие и сделают из меня террористку посмертно. "Еще один шайтан", как они выражаются".
30 октября Верховный суд Румынии удовлетворил жалобу Герихановой на решение об экстрадиции, самой беженке об этом сообщили 4 ноября, тогда же информация появилась в СМИ. Сейчас Гериханова уже получила документ, подтверждающий ее статус, женщину перевели из закрытого лагеря в городе Рэдэуци вблизи украинской границы в общежитие для беженцев, вернули ей телефон, деньги и личные вещи.
Несмотря на решение румынского суда, Амина Гериханова все еще остается в базе Интерпола, правозащитники намерены добиться ее исключения оттуда. Тогда беженка сможет воссоединиться с сыном, которому сейчас оформляют документы в Австрии.
Задержание чеченцев в Хорватии
Всего через три дня после сообщения о предоставлении статуса беженки Амине Герихановой стало известно о задержании десятков уроженцев Чечни в Хорватии. Как заявили редакции Кавказ.Реалии в "Ассамблее чеченцев Европы", речь идет примерно о 50 выходцах из республики, которые эмигрировали из России и собирались через Хорватию перебраться в другие страны ЕС к своим близким и знакомым.
Представители диаспоры также заявили о плохом отношении к задержанным – на время проверки их поместили в депортационный лагерь, где якобы угрожали, применяли силу, не давали связаться с родственниками и адвокатами. Как минимум четверых задержанных вынудили подписать отказ от заявления на убежище и депортировали, отметили в "Ассамблее чеченцев Европы".
После жалоб задержанных посетили сотрудники прокуратуры Хорватии, тогда ситуация "нормализовалась", заявили представители чеченской диаспоры. Они же сообщили о подозрениях в экстремизме, предъявленных землякам. С чем именно связаны эти подозрения, пока неизвестно. В "Ассамблее чеченцев Европы" утверждают, что в документах, которые вручили беженцам, не содержится никаких доказательств. При этом известно, что среди задержанных есть несколько бывших сотрудников силовых структур Чеченской республики, это могло насторожить хорватские власти, отметили собеседники редакции Кавказ.Реалии.
После огласки в СМИ задержанием уроженцев Чечни заинтересовались хорватские правозащитники. Они обратились с официальным запросом в МВД страны, такой же запрос ранее подала и редакция Кавказ.Реалии, ответа из министерства на момент записи этого выпуска подкаста не было.
В Европе с началом войны в Украине участились случаи отказа уроженцам Чечни в предоставлении убежища. Чаще всего жалобы поступают на действия миграционной службы Румынии. В сентябре группа правозащитников направила в Интерпол обращение с призывом отказаться от практики, способствующей политически мотивированному преследованию граждан России и других стран. Речь касается именно розыска беженцев по запросу из Москвы.
Ситуация на Северном Кавказе в докладе ООН
Принудительный призыв на войну и силовое подавление протестов против мобилизации, похищения, пытки, преследования ЛГБТ-людей, правозащитников и журналистов, "убийства чести", практика коллективной ответственности и калечащие операции на женских половых органах – на эти нарушения на Северном Кавказе указал Комитет по правам человека Организации Объединенных Наций (ООН) в своем докладе о ситуации в России.
Официальный представитель Министерства иностранных дел РФ Мария Захарова назвала выводы международных экспертов "инсинуациями". Ранее в этом году российская делегация трижды отказалась приехать в Женеву на рассмотрение отчета о состоянии прав человека в стране.
В своем докладе Комитет ООН критически оценил соблюдение прав человека в России в целом. В разделе, который посвящен Северному Кавказу, указаны несколько конкретных дел из региона. Это нападение в Грозном в феврале 2020 года на журналистку "Новой газеты" Елену Милашину и адвоката Марину Дубровину, похищение и уголовное дело в отношении ЛГБТК-братьев из Чечни Исмаила Исаева и Салеха Магамадова и отсутствие эффективного расследования убийства в 2009 году похищенной в Грозном правозащитницы Натальи Эстемировой.
Эксперты ООН также выразили обеспокоенность практикой коллективного наказания в отношении родственников предполагаемых террористов – сообщения о таких случаях ранее поступали из Чечни. Все это – вместе с отсутствием поддержки пострадавших от похищений, незаконных задержаний, пыток и жестокого обращения способствует формированию "культуры безнаказанности" на Северном Кавказе, отметили в ООН.
Кроме того, Комитет по правам человека выразил обеспокоенность сообщениями из региона о принудительном призыве на войну против Украины и силовым подавлением связанных с этим мирных протестов – на Северном Кавказе самые массовые акции против мобилизации прошли в конце сентября в Дагестане, они сопровождались стычками с полицией, их участники подверглись преследованиям. В ООН также обеспокоены сообщениями о калечащих операциях на женских половых органах (речь идет о так называемом женском обрезании) и тем, что российские власти на Северном Кавказе не расследуют "убийства чести" и случаи насилия в семье.
В ООН ранее уже обращали внимание на несоблюдение прав человека на Северном Кавказе. К восстановлению верховенства права в регионе в этом году призвала Парламентская ассамблея Совета Европы.
Новый доклад Комитета ООН по правам человека вряд ли изменит ситуацию на Северном Кавказе, но внимание международного сообщества к проблеме напоминает местным властям и силовикам, что их действия будут иметь последствия, такое мнение в комментарии для редакции Кавказ.Реалии выразила Александра Мирошникова, пресс-секретарь правозащитной группы "СК SOS", юристы которой помогают пострадавшим от беззакония в регионе.
"Конечно же, мы понимаем, что, скорее всего, рекомендации ООН [о соблюдении прав человека], которые даны в докладе, не будут имплементированы, потому и Россия, и Северный Кавказ в частности игнорируют подобные рекомендации. Тем не менее сам факт внимания международных организаций к нарушению прав человека на Северном Кавказе оказывает давление на правоохранительные органы и показывает, что любые правонарушения не будут проигнорированы и будут зафиксированы в международных документах", – сказала Мирошникова.
Стоимость войны
Расходы регионов Северного Кавказа и юга России на участников войны против Украины превысили три миллиарда рублей, подсчитало издание "Важные истории" на основе информации государственной системы "Электронный бюджет". Журналисты отмечают, что это неполные данные, в них учитываются только официально обещанные выплаты мобилизованным, военнослужащим-контрактникам, так называемым добровольцам и их семьям. Но эту статистику раскрыли не все регионы, в ней также не учтены расходы на подготовку военных перед отправкой на фронт – мобилизованные в России регулярно жалуются на проблемы с экипировкой, питанием и размещением, расходы регионов на эти нужды армии неизвестны.
Три миллиарда 317 миллионов рублей (или 54 миллиона долларов по официальному курсу ЦБ РФ на 10 ноября) – это общая сумма выплат участникам войны, отправленным из Ставропольского края, Северной Осетии, Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Карачаево-Черкесии и Астраханской области. Аналогичные данные по Чечне, Ингушетии, Кубани и Ростовской области в системе "Электронный бюджет" не указаны. Это же касается Дагестана, но там власти ранее заявили, что только на выплаты семьям мобилизованных и так называемых добровольцев из бюджета выделено 350 миллионов рублей – по 100 тысяч на семью. Спикер чеченского парламента Магомед Даудов утверждал, что глава республики Рамзан Кадыров потратил на войну с Украиной "около 20 миллиардов" – валюта и источник средств им названы не были, на что якобы была потрачена эта сумма, тоже неизвестно.
Согласно доступным данным, по состоянию на 7 ноября больше всего из регионов Северного Кавказа на выплаты участникам войны против Украины выделил Ставропольский край – два миллиарда 746 миллионов рублей. Далее с большим отрывом идет Северная Осетия, там на выплаты участникам вторжения официально выделены 198 миллионов рублей. В Кабардино-Балкарии эти расходы составили 100 миллионов, в Калмыкии – 93 миллиона, в Астраханской области – 39 миллионов, в Карачаево-Черкесии – 13 миллионов.
При этом из регионов России регулярно поступают сообщения об отсутствии или задержках обещанных выплат мобилизованным, на это указывали и в президентском Совете по правам человека. Отсутствие единого подхода регионов к финансированию мобилизации приводит к неразберихе и появлению коррупционных рисков, об этом в комментарии для редакции Кавказ.Реалии заявил Илья Шуманов, директор российского отделения международной неправительственной организации по борьбе с коррупцией "Трансперенси Интернешнл".
"Разумеется, такой разный подход к финансированию мобилизации создает некоторую чехарду и в понимании людей [того, как распределяются деньги], поэтому возникают даже какие-то бунты отдельные в регионах, – говорит Шуманов. – И второй аспект – это выплаты и компенсации, которые идут тоже не по прозрачной схеме, непонятно, кто ведет списки мобилизованных военнослужащих [которым полагаются выплаты], потому что выплаты идут из регионального бюджета, а мобилизует [граждан] министерство обороны, часто синхронности между действиями федеральных и региональных властей нет, не говоря уже о том, что многие военкоматы находятся [в ведении] муниципалитетов, и связь между муниципальными властями и федеральными органами власти не всегда налажена. Прямо на ходу [в регионах] происходит перекраивание бюджета, исходя из того, что сейчас является приоритетом. Приоритетом оказывается, конечно же, война, участие регионов в мобилизации, подготовка военнослужащих, а не какие-то другие расходы, например, не строительство дорог, не выплаты социальных пособий гражданам…"
Из регионов Северного Кавказа и юга России уже поступают сообщения о гибели мобилизованных на войне. Точное число убитых неизвестно – в государственных СМИ эта информация не публикуется. Согласно подсчетам редакции Кавказ.Реалии на основе данных из открытых источников, по состоянию на 10 ноября в Украине погибли не менее полутора тысяч мужчин из регионов Северного Кавказа и юга России. Это только те, чьи имена известны, реальные потери могут быть значительно больше.
Новый удар по кадыровцам в Украине
Генеральный штаб армии Украины 7 ноября заявил об ударе по кадыровскому подразделению "Ахмат" в Лисичанске, которым командует Апти Алаудинов (мы подробно рассказывали о нем в предыдущем выпуске подкаста).
По данным Киева, в результате удара были убиты более 30 бойцов, около 15 получили ранения. Спустя сутки эту информацию прокомментировал глава Чечни. Рамзан Кадыров назвал утверждения украинской стороны "сказками". В схожем духе высказался и командир "Ахмата" Алаудинов. Он заявил, что "в Лисичанске нет такого количества бойцов", об уничтожении которых заявляет украинский Генштаб.
Ни одна из сторон при этом не предоставила никаких доказательств в подтверждение своих заявлений, проверить опубликованную информацию независимым путем в условиях продолжающихся боевых действий невозможно. Город Лисичанск на северо-западе Луганской области, где якобы был нанесен новый удар по кадыровцам, с лета находится под оккупацией российских войск, в этом районе идут бои.
За последние недели это второй случай, когда Украина заявляет об уничтожении скопления кадыровцев. В конце октября в Киеве отчитались об ударе по штабу бойцов из Чечни в Херсонской области. В результате, по данным Киева, были убиты 30 военных, до 100 получили ранения. После того как в Сети появились кадры, снятые вскоре после удара, Кадыров признал гибель 23 бойцов и ранения еще 58.
Общее число погибших уроженцев Чечни за восемь месяцев войны в Украине неизвестно. Редакции Кавказ.Реалии публиковала имена 140 убитых из республики, но это неполные данные. Власти региона пока подтвердили гибель только 29 человек.
Массовое убийство времен войны в Чечне
Напоследок – продолжение истории времен войны в Чечне, которая во многом перекликается с происходящим в Украине после вторжения российских войск.
Верховный суд Чечни отменил постановление об отказе в возбуждении уголовного дела о массовом убийстве в поселке Новые Алды в пригороде Грозного 5 февраля 2000 года. В тот день сотрудники ОМОНа из Санкт-Петербурга и Рязанской области провели в населенном пункте "зачистку", ее жертвами, по данным правозащитного центра "Мемориал", стали не менее 56 человек, в их числе женщины, дети и старики.
В России расследование массового убийства в Новых Алдах ни к чему не привело – за 22 года правоохранительные органы не смогли установить, кто напал на поселок, несмотря на свидетельства очевидцев, информацию от журналистов и правозащитников. При этом Европейский суд по правам человека еще в 2006 году признал законными претензии родственников убитых к российскому государству.
Последний отказ в возбуждении уголовного дела по событиям в Новых Алдах вынес следователь в Чечне, решение было подтверждено судом в Грозном, тогда была подана жалоба в Верховный суд республики. После рассмотрения апелляции там постановили, что отказ в возбуждении дела является незаконным.
В тексте решения суда также подтвержден сам факт преступлений, но без указания того, кто их совершил. Как пишет сайт Кавказ.Реалии, в документе при этом указано, что "лица, совершившие массовые убийства под угрозой применения оружия, убивая для устрашения жителей поселка, открыто похищали и уничтожали их документы, имущество, скот, поджигали дома, хозяйственные постройки". Эти преступления были квалифицированы по статьям "Кража", "Умышленное уничтожение имущества", "Грабеж", "Похищение документов", а расследование затем остановили, сославшись на истечение сроков давности, следует из решения Верховного суда Чечни.
Подписывайтесь на подкаст Кавказ.Реалии:
Форум