Эту статью можно прочитать и на чеченском языке
В мае из тюрьмы во Франции выйдет уроженец Чечни Зелимхан О., которого осудили за участие в боевых действиях в Сирии. После этого его депортируют обратно в Россию, где к нему и его родственникам уже проявляют интерес чеченские силовики. Французские правозащитники уже потребовали не допустить депортацию этнических меньшинств, однако никаких прогнозов в деле Зелимхана они не дают.
Игнорируя риски для беженцев, Франция в последние годы депортировала десятки уроженцев Чечни, в том числе тех, кто ранее боролся за независимость республики или уже пострадал от режима Рамзана Кадырова, утверждают представители местных правозащитных организаций Comité Tchétchénie и Habitat-Cité. Точное число таких беженцев неизвестно: в поле зрения юристов попадали только те случаи, о которых открыто говорили родственники депортируемых. В их числе и история 44-летнего Зелимхана О. (его фамилия не раскрывается по вопросам безопасности).
С 2005 года мы живем во Франции, у нас статус беженцев, а "Имарат" создан в 2007 году. Нестыковка
Зелимхан отбывал наказание во французской тюрьме за участие в военных действиях против правительства Башара Асада в Сирии. Его супруга Милана, с которой пообщалась корреспондент Кавказ.Реалии, утверждает, что ее муж невиновен, так как он не участвовал ни в одной из группировок, признанных ООН террористическими, а показания дал под давлением. По ее словам, депортировать Зелимхана намерены сразу после освобождения из тюрьмы 29 мая 2023 года.
"Французским властям спецслужбы одной из европейских стран якобы сообщили, что в начале 2000 года он проходил службу в лагере "Имарат Кавказ" (признан в России экстремистской организацией. – Прим.). С 2005 года мы живем во Франции, у нас статус беженцев, а "Имарат" создан в 2007 году. Нестыковка", – рассказывает Милана.
Она подтвердила, что летом 2013 года Зелимхан уехал воевать в Сирию в составе Свободной сирийской армии (создана повстанцами из числа бывших военных. – Прим.). Весной 2014-го Зелимхан был ранен и уехал в Турцию. С этого момента Милана стала жить на две страны: во Франции были ее мама и сестра, а в Стамбуле, где удалось получить ВНЖ, – муж. В октябре 2015 года женщина вернулась из очередной поездки во Францию, но в аэропорту на паспортном контроле ей сказали, что турецкие власти запретили ей въезд. С помощью сотрудников местного фонда гуманитарной помощи "Права и свободы человека" (İHH) Милане удалось остаться в Турции, но ее отвезли в лагерь для иностранных беженцев, а вскоре депортировали во Францию. Следом за ней выехал и Зелимхан вместе с детьми, несмотря на уговоры жены остаться в Стамбуле.
"Во Франции нам выделили квартиру, подтвердили статус. Прошло три года. Летом 2018-го его забрали [силовики] и в тот же день во всех газетах и местных телеканалах сообщили, что задержали семью террористов, воевавших в Сирии", – рассказала Милана.
Спустя четыре года после задержания ее мужа приговорили к семи годам тюрьмы и запретили пребывание во Франции. При этом заверенный нотариусом документ от бывших командиров Зелимхана, которые пишут, что он не входил ни в какие экстремистские группы, по словам Миланы, власти рассматривать отказались. Осужденному уже сообщили, что весной его переведут из тюрьмы в депортационный лагерь, а оттуда уже экстрадируют в Россию. Тем временем представители спецслужб в Чечне регулярно приходили к родственникам Зелимхана с вопросами о его будущей депортации – тем пришлось покинуть республику.
Милана намерена сделать все, чтобы спасти отца ее детей – она наняла адвоката, обратилась к правозащитной французской ассоциации Comité Tchétchénie и к чеченской диаспоре во Франции с просьбой помешать депортации мужа. Милана полагает, что эта история с ее семьей – дискриминация по национальному признаку.
Убийство профессора и события в Дижоне
Руководитель Comité Tchétchénie Паскаль Шодо заявила в беседе с корреспондентом Кавказ.Реалии, что участившиеся случаи выдворения уроженцев Чечни из Франции связаны и с изменением миграционного законодательства, и с ухудшением отношения к чеченцам. На это, например, повлияли события 2020 года, когда в июне чеченцы устроили беспорядки в Дижоне, а в октябре этнический чеченец Абдуллах Анзоров убил учителя Самюэля Пати.
"Это все очень негативно отразилось на имидже чеченцев. Еще не успели забыть про беспорядки в Дижоне, последовало убийство профессора, эти оба случая играют первостепенную роль. Авиасообщения между Францией и Россией нет, но желание депортировать Зелимхана у властей есть", – считает Шодо.
По ее словам, французские правозащитники обратились в Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации с требованием не допустить депортации из Франции этнических меньшинств. Шодо затруднилась ответить, каковы шансы Зелимхана избежать высылки, но она подчеркнула, что Европейский суд по правам человека даже в последний момент может остановить процедуру депортации.
Представительница непризнанной Ичкерии в Австрии Роза Дунаева уверена, что почти 90% депортаций чеченцев противоречат международному праву – однако она убеждена, что на чеченцев международные права не распространяются. Законы обходят стороной, даже после того, как Россия была признана страной-спонсором терроризма, заявляет она.
"Высылка чеченцев на пытки и смерть стало обыденным делом для европейских стран. Я вижу много причин, с чем это может быть связано. Одна из них – нежелание портить отношения с Россией из-за чеченцев. Одним словом, двойные стандарты. Несмотря на то, что Россия напала на Украину и объявила мобилизацию на преступную войну, европейские страны продолжают практику депортаций чеченцев в Россию, где они будут рекрутированы на войну. Чеченцы как никогда сейчас нуждаются в помощи", – говорит Дунаева.
Представительница диаспоры подчеркивает, что права чеченцев нарушаются не только во Франции. Об этом, например, чеченская диаспора в Австрии регулярно напоминает местному обществу на акциях протеста.
- В феврале 2022 года в Чечне умер при невыясненных обстоятельствах депортированный из Франции 19-летний Дауд Мурадов. Его родственники утверждают, что его отравили.
- В сентябре 2022 года Европейский суд по правам человека вынес решение по жалобам двух беженцев из Чечни на решения французских властей об их депортации в Россию. Суд счел, что в обоих случаях была нарушена статья 3 Европейской Конвенции по правам человека, устанавливающая запрет пыток и жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения – такому риску заявителей подвергает депортация.
- Летом 2021 года в Чечне осудили депортированного из Франции чеченца Магомеда Гадаева. Его приговорили к полутора годам колонии-поселения по обвинению в незаконном хранении оружия. Из-за давления со стороны чеченских силовиков Гадаев отказался от адвоката, которого правозащитники пригласили для защиты его интересов.
Форум