Около 20 уроженцам Чечни и Ингушетии отказали во въезде в Боснию и Герцеговину в аэропорту Сараево. Они покинули Россию и через Турцию прилетели в страну, намереваясь направиться к границе с Хорватией для запроса убежища. Жители двух республик спасаются от мобилизации на родине. 29 декабря их выдворили обратно в Стамбул. При этом люди с российскими паспортами имеют право въехать в страну без виз.
Прибывших из Чечни около суток держали в специальном помещении при аэропорте. Задержание людей подтвердил балканской редакции Радио Свобода советник директора пограничной полиции Боснии и Герцеговины Свевлад Хофман. Причиной задержания группы беженцев он назвал "проверку данных" и "оценку обоснованности намерения въехать в Боснию и Герцеговину". Полиция не смогла подтвердить точное количество находящихся в аэропорту людей.
Несколькими днями ранее у границы Боснии и Герцеговины с Хорватией в районе города Велика-Кладуша застряли несколько десятков уроженцев Чечни, выехавших из России из-за угрозы принудительной мобилизации на войну против Украины. Балканская служба Радио Свобода оценивала численность группы у КПП в 30 человек, отмечая при этом, что еще около ста человек, желающих запросить убежище в Хорватии, находились в гостинице в городе Велика-Кладуша.
Тогда министр безопасности Боснии и Герцеговины Сельмо Чикотич сообщил, что речь идет о людях, легально въехавших в страну. Он отмечал, что все они хотят получить политическое убежище в Хорватии, но страна на данный момент их не принимает.
"Между нами и хорватской пограничной полицией есть некоторые "разногласия", – заявил министр и добавил, что проблемой занимается местная Служба по делам иностранцев.
Позднее в министерстве внутренних дел Хорватии отвергли информацию о "разногласиях", указав при этом, что система предоставления убежища в Хорватии находится "под исключительной национальной юрисдикцией" полиции и Министерства внутренних дел, поэтому она не может быть предметом сотрудничества или "разногласий" между полицией двух стран. В заявлении также отвергли обвинения в дискриминации чеченских беженцев по национальному и религиозному признаку.
Редакция Кавказ.Реалии поговорила с уроженцем Чечни Ахмедом М. (имя изменено в целях его безопасности. – Прим. ред.), которого вместе с семьей сутки удерживали в помещении у аэропорта Сараево.
– Где вы находитесь? Что происходит?
Сказали: вас сейчас проведут, и завтра вы вылетаете в Турцию обратно – вы здесь нежелательные гости
– Мы в аэропорту Сараево в каких-то строительных контейнерах, в очень холодных условиях. Мы здесь с женой, с нами совсем маленькие дети. Мы вчера прилетели из Турции, и на паспортном контроле нас отвели в сторону, вместе с нами там были еще молодые люди из Чечни и Ингушетии. Нас спросили о цели визита, мы сказали, что едем как туристы, чтобы не было никаких проблем. Нас спросили, есть ли у нас деньги, мы сказали, что есть. Я им показал 1400 евро, что у меня были. У нас был куплен обратный билет в Турцию на 10 января. Я сказал, что мы приехали на дней десять, а потом улетим.
Вы сами понимаете, какие у нас были планы дальше – мы хотели поехать в Хорватию и там попросить убежище. Мы планировали ехать к городу Велика-Кладуша, выйти к КПП и сдаться хорватам.
Когда мы прилетели в Сараево в полдень 28 декабря авиакомпанией Pegasus, в аэропорту мы сказали, что мы туристы, у нас российские паспорта, по которым можно приезжать в Боснию и Герцеговину без виз. Нам сказали: ждите-ждите, сейчас-сейчас. Ничего не уточняли. Потом у нас забрали документы. Общались немного грубым тоном. Мы попросили кипяток, чтобы детям приготовить смесь – они уставшие с дороги, плачут. Нам отказали, сказали сидеть и ждать.
Дождавшись последнего самолета из Турции, который прилетал вечером 28 декабря, они отсеяли с каждого рейса по несколько человек. Сказали: вас сейчас проведут, и завтра вы вылетаете в Турцию обратно – вы здесь нежелательные гости. Мы сказали, что мы туристы и имеем обратный билет, на что нам ответили, что у нас должно быть по 75 евро на человека в сутки. Причем всем, кто был с нами, придумали разные причины.
– О каком числе людей идет речь?
– В контейнере, где я нахожусь, – моя жена, мои дети и еще четверо парней. А были еще другие прилетевшие ребята, которых задержали, их в другие помещения поместили. Нас, наверное, было человек 20, среди них была семья из Ингушетии, у которой четверо детей.
– Что происходило потом?
– Из аэропорта нас завели в этот контейнер, помещение с решетками на окнах. Оно прямо на территории аэропорта находится, похоже на строительную площадку, вообще непонятно, что это за место. Нам дали воду в бутылочках, а у нас маленькие дети совсем, они каждые три часа кушают. Мы сидим на батареях отопления, подогреваем им эту воду, прокипятить ее возможности нет.
Дети кричат, хотят есть, мы не можем их нормально покормить.
По идее, этот контейнер отапливаемый, но в нем люто холодно. Я сижу в двух кофтах и в куртке. Дети закутаны. Они-то в чем виноваты? Антисанитария, ни кипятка, ничего нет, все очень грязное. Мы корову в таких условиях не держим, честное слово. Вчера целый день были без еды. Один раз поесть принесли только ночью.
– Вам сказали что-то о сроках, сколько вы будете там находиться?
Просто тихо нас в самолет упакуют и отправят обратно
– Нам сказали, что утром ближайшим самолетом нас вышлют обратно в Турцию. Как могут держать людей, которые ничего не нарушили, просто прилетели с паспортами, которые дают возможность безвизового въезда? Может, они подумали, что мы какие-то дураки, и что об этом никто не узнает – просто тихо нас в самолет упакуют и отправят обратно.
– Вам дали какую-то бумагу, которая бы объясняла причину, почему вас туда поместили?
– В аэропорту меня позвали и сказали, что у нас должно быть 75 евро на человека. Я им говорю, мол, вы поймите, у нас совсем маленькие дети. Что мой ребенок будет делать на 75 евро в день? Они едят смесь, которую мы привезли с собой. Им только кипяток нужен. В Боснии у нас была забронирована гостиница.
– Почему вы уехали из России и как это происходило?
– Моя супруга – врач. Она сейчас в декретном отпуске, но в марте 2023 года она должна уже выйти на работу. Мы жили семьей в одном из регионов Юга России, не в Чечне. Я работал в охране, бывало, таксистом подрабатывал. До 2020 года был менеджером.
И вот осенью этого года моей жене пришла бумага о том, что ей нужно в кратчайшие сроки к инспектору военно-учетного стола для получения первого офицерского звания. Там было указано, что в случае согласия или несогласия надо явиться в военкомат (документ имеется в распоряжении редакции Кавказ.Реалии. – Прим. ред.).
В общем, мы не стали ничего ждать, потому что понимаем, что сейчас происходит. Мы всей семьей вылетели в Турцию. Там мы оказались 26 декабря, а уже 28-го были в Сараево.
– Как вашей жене могут давать повестки, если у нее малыши на руках?
– У нее заканчивается декретный отпуск в марте, она уже и на работу может выйти.
– Вы боялись мобилизации, у вас есть личный риск попасть под нее?
– Конечно, опасался. Я годен, у меня военный билет есть. Еще и учитывая мою принадлежность к Чеченской республике, меня вообще без проблем могли бы забрать.
Я крайне отрицательно отношусь к этой войне. Не поддерживаю ее, считаю, что ее не должно было быть и она преступная.
Если я обратно в Россию прилечу, я прям чувствую, что меня в аэропорту встретят. А что делать в Турции, я слабо представляю, я ни языка не знаю, ничего. Если бы я был один, я бы себя там еще мог прокормить, но у меня жена и маленькие дети.
***
Спустя два часа после этого разговора собеседник редакции рассказал, что к ним пришли и с помощью гугл-переводчика сообщили, что их группу отправляют обратно в Турцию. В паспорт Ахмеда М. пограничники Боснии и Герцеговины поставили штамп с надписью "отказано во въезде".
Пограничная полиция Боснии и Герцеговины заявила, что с 1 ноября по 25 декабря зарегистрировала в общей сложности 2598 граждан Российской Федерации, из которых 1654 человек въезжали в страну и 944 – покидали ее. В том же заявлении указано, что за этот период вынесено 24 постановления об отказе во въезде гражданам РФ, причиной названо невыполнение условий, предусмотренных Законом об иностранцах.
- Опрошенные редакцией Кавказ.Реалии правозащитники указывали на проблемы, с которыми уроженцы Чечни сталкиваются при попытке запроса убежища в странах Европы.
- В начале ноября в Хорватии были задержаны несколько десятков уроженцев Чечни – они жаловались на принуждение подписать отказ от заявлений на убежище. Как рассказал редакции Кавказ.Реалии представитель "Ассамблеи чеченцев Европы" Иса Дадуев, задержанные выехали из России через Балканы и приехали в Хорватию транзитом, намереваясь отправиться дальше в другие страны Европы. Тогда после публикаций в СМИ омбудсмен Хорватии Тена Шимонович-Айнвальтер заявила о проверке законности задержания уроженцев Чечни и планов на их выдворение.
- В депортационной тюрьме Австрии находятся двое этнических чеченцев, которые бежали через Хорватию после того, как на родине получили повестки в военкомат.
Форум