Бывший следователь из Северной Осетии, работник Киевской прокуратуры Казбек Тедеев записал видеообращение, призвав жителей республики не верить кремлевской пропаганде и не участвовать в российской военной агрессии в Украине. Ролик быстро стал вирусным – на 2 мая он собрал два с половиной миллиона просмотров. После публикации Тедеев столкнулся с угрозами и давлением высокопоставленных родственников.
До 2007 года Тедеев работал следователем во Владикавказе. В 2008 году он переехал в Крым, где занял пост помощника прокурора, а после аннексии перебрался в Киев и продолжил работать в прокуратуре Киевской области.
После публикации ролика живущие в Северной Осетии представители рода Тедеевых записали видеообращение, в котором "осудили" его и потребовали "одуматься". Среди выступавших на видео был министр госимущества и земельных отношений республики Руслан Тедеев.
О войне в Украине, осетинских контрактниках и просьбах отправить на родину трупы солдат Казбек Тедеев рассказал в интервью Кавказ.Реалии.
– Почему вы записали это обращение?
– Это было в тот день, когда я узнал о гибели моей соседки по дому. Она постоянно выходила подкармливать бездомных кошек и собак. Бывает, что самим есть нечего, но она всегда шла к животным. Пожилая женщина, во время бомбежки она просто не успела спуститься в подвал.
Вы же понимаете, что можете своего сына больше никогда не увидеть?
Я на эмоциях решил записать видео. К самому дому я проехать не смог – там все было перекрыто. Подъехал к другому, в который тоже прилетело от российских властей, "подарки от освободителей".
Видео я записал сам, без подсказок, просьб или требований. Мне потом многие осетины писали: "Мы надеемся, что тебя купили или заставили". Мне за свои эмоции не стыдно, и то, что сказал, я поддерживаю на тысячу процентов.
– Вашим родственникам в России угрожали из-за вашей позиции?
– Сразу после того, как я выложил это видео, к моей матери во Владикавказе пришли. Представились сотрудниками Федеральной службы безопасности. Сказали, надо, чтобы она меня уговорила переехать обратно, что я в Украине якобы нахожусь в опасности. Говорили: "Вы же понимаете, что можете своего сына больше никогда не увидеть?" Такой был намек, непонятно, мне или матери. Сказали, мол, надо, чтобы я замолчал. Мама им ответила, что была в Киеве в 2014 году и просто влюбилась в этот город. Разговор был неприятный, ее пытались напугать.
– С чем вы связываете внимание к себе российских спецслужб?
– Думаю, одна из причин – это то, что я раньше работал в органах. А другая – безупречная репутация моей семьи. Мой отец – первый чемпион Европы среди осетин (Елкан Тедеев – серебряный призер чемпионата мира 1967 года по вольной борьбе, трехкратный чемпион СССР . – Прим. ред.), моя мать – заслуженный врач республики. Люди в Северной Осетии знают, кто я. И вот то, что человек с такой репутацией обратился к соотечественникам и призвал не ехать в Украину и не убивать там людей, – это и привлекло внимание силовиков.
Я обращался к людям, говоря, что здесь нет ничего из того, о чем им вещают по телевизору. Поэтому у силовиков, наверное, есть мысль, что меня надо как-то "приструнить". Мое обращение каждый день набирает десятки тысяч просмотров – и все еще продолжает набирать. Это важная тема для Осетии. Любой осетин может сравнить мои слова с моей репутацией.
– Какая на него была реакция со стороны земляков?
– Многие мне звонили и писали, говорили спасибо, что рассказал о том, что на самом деле происходит. Часто сообщения были непубличными – мне писали, мол, вы же понимаете, мы не можем вас в открытую поддержать, за комментарий в России могут привлечь к ответственности.
Пропаганда российского телевидения – невозможная. Мне очень часто скидывают эти российские ролики с какими-то фейками, пропагандистскими "расследованиями" – в них говорится, например, о том, что в Краматорск якобы прилетела украинская ракета, что в Буче якобы убивали украинцы.
– А что говорили те, кто вас не поддержал?
– Найдем – убьем. Если честно, я не рассчитывал на столько просмотров, столько репостов этого видео. Я просто призывал тех, кто меня знает, поверить мне – здесь, в Украине, никакое "освобождение" не нужно.
Вы же понимаете, что мы не можем вас в открытую поддержать
Когда российские войска бомбили Киев, ракеты прилетали рядом с домом, в котором я жил. Постоянно звучали сирены, мы спускались в бомбоубежище. Нету человека в Украине, который с этим не столкнулся. Радуешься, что просто живой и дом не разбит.
– Как думаете, почему столько человек записали к вам обращение, опубликованное в госСМИ Осетии? На видео 16 соотечественников призывают вас одуматься и вернуться домой.
– Вот они говорят: "Мы молодежное крыло фамилии Тедеевых". Честно скажу, я среди них молодежи не увидел. Одного человека из всей этой толпы я узнал – это Руслан Тедеев (министр госимущества и земельных отношений Северной Осетии. – Прим. ред.), человек, которого я безмерно любил, очень тепло к нему относился. Всех остальных я не знаю совсем – фамилия Тедеевых очень распространенная, как Ивановы у русских. Поэтому та группа – это, по сути, однофамильцы, не более того.
Эта война проявила отношение людей. Те, от кого не ожидал, пишут сообщения, а те, к кому я всегда относился по-доброму, молчат только потому, что я нахожусь в Киеве.
Почему так сказал Руслан? Когда он выложил это видео, я ему написал: "Руслан, после 24-го числа от тебя не было ни одной смс-ки с вопросом как я". Я сообщил, что не злюсь на него – ведь сейчас Руслан работает министром. Думаю, ему могли "настоятельно посоветовать" сделать какое-то заявление.
– Как считаете, эти люди искренне верят российской пропаганде?
– Думаю, что нет. Каждый год, когда я приезжал в Осетию к семье, они видели, что у меня все хорошо. Не могли же они поверить, что вся Украина за месяц оказалась под гнетом "фашистов и националистов", как сейчас это пытается показать российский телевизор. Они видели, что я люблю эту страну, этих людей, мне нравится город Киев, там все было хорошо. Поэтому их сегодняшние заявления – это просто конъюнктура: партия сказала: "Надо!" – Руслан ответил: "Есть!"
– Что вы сказали бы военным из Осетии, которые подписывают контракт и едут убивать в Украину?
– Знаете, что обидно? Они не понимают, что вот до этого – до подписания контракта – их доводит "любимая страна". У них выбор – либо идешь воюешь, либо сидишь без денег. Есть люди, которым жены говорят: надо прокормить ребенка, памперсы купить, еду. Страна довела человека, и он от отчаяния едет убивать мирное население, прикрываясь тем, что ему по телевизору рассказали про "фашистов".
Знаете, что обидно? Они не понимают, что вот до этого – до подписания контракта – их доводит "любимая страна"
Мне очень много осетин присылают фотографии своих племянников, сыновей, мужей. Просят помочь забрать трупы. Пишут без претензий, с просьбами. В России если ты не показал труп, то тебе могут дать справку, что человек без вести пропал, и деньги не выплатить. Вот до чего доводит Россия: "туземцев" в лице братьев-осетин отправляют убивать моих братьев-украинцев.
Когда я вижу эти ликования осетин, мол, "мы взяли один город, мы взяли другой город" – это же сотни смертей. Вы повелись на пропаганду людей, которые вам лгут.
– Вам часто пишут с просьбами помочь забрать трупы?
– Раз в два дня один человек обращается точно. Я стараюсь помогать, давать какие-то контакты.
– На видео, в котором обращаются к вам, говорят про ваше родовое село, про могилы родственников. Как вы думаете, сможете ли вернуться туда когда-нибудь?
– Им должно быть стыдно упоминать могилу моего отца, учитывая, что моя мать жива. От людей, которые никогда не были на этой могиле, странно слышать разговоры о том, кто же туда придет и поставит свечку.
После того как это видео появилось в сети, мне из Осетии человек пятьдесят написали, что мой отец никогда не будет забыт, что они сами готовы приехать на могилу и там убрать.
Надеюсь, что когда-нибудь самое большое зло в мире – Путин – умрет и я смогу вернуться. Я очень люблю Осетию и очень скучаю. Мне присылают видеозаписи с родными местами и улицами – надеюсь, когда-нибудь я смогу по ним погулять.
***
По данным на 2 мая, Кавказ.Реалии известны имена 56 уроженцев Северной Осетии, убитых на войне в Украине. Это лишь те, чьи имена названы официально или подтверждены источниками редакции – реальная цифра может быть гораздо выше.
Жители Северной Осетии уже больше месяца ведут сборы на покупку необходимого оборудования для военнослужащих из республики – в частности, политики, представители осетинских диаспор в России и за рубежом и даже охотники собирают "на нужды армии" системы наблюдения, дроны, тепловизоры, бензопилы, генераторы, полиэтилен и бинокли.