Вечером 20 января представившиеся сотрудниками силовых структур Чечни люди ворвались в квартиру федерального судьи в отставке Сайди Янгулбаева в Нижнем Новгороде и попытались увезти его на допрос. Так как судьи в отставке по российскому законодательству все равно являются "спецсубъектами", и на любые следственные действия с ними должна быть санкция Генпрокуратуры и Высшей квалификационной коллегии судей, вместо него в республику вывезли его супругу Зарему Мусаеву. Сайди Янгулбаев и Зарема Мусаева – родители бывшего юриста "Комитета против пыток" и правозащитника Абубакара Янгулбаева. Последнего не так давно задерживали в Пятигорске.
Засекреченные машины
Накануне вечером к дому, где живет семья судьи (помимо него и супруги в квартире находилась дочь), подъехали автомобили с чеченскими номерами. Одна из них – черный "Мерседес" с номером "Е068КХ" 95-го региона, зарегистрированный в Грозном на 34-летнего Муслима Вариевича В. Информация по второму госномеру – "В666ЕС126" (регион – соседний с Чечней Ставропольский край. – Прим. ред.) – отсутствует даже в платных базах.
Чеченские силовики и сопровождавший их сотрудник нижегородского МВД отказались представляться и предъявлять удостоверения
Все пришедшие были в одежде с капюшонами и медицинских масках, минимум четверо разговаривали на чеченском языке. Изначально они планировали задержать Сайди Янгулбаева, но после того, как сам судья в отставке и адвокат Наталья Добронравова разъяснили им незаконность таких действий, переключились на его супругу. Чеченские силовики и сопровождавший их сотрудник нижегородского МВД отказались представляться и предъявлять удостоверения. Единственным представившимся был сотрудник УМВД по Грозному майор Адам Мадигов, предъявивший постановление следователя следственного управления МВД Хусаинова о принудительном приводе, сообщает "Новая газета". При этом в постановлении не была указана причина признания супругов свидетелями, зато имелась отметка о неоднократно направленных повестках по несуществующему адресу.
Формальным поводом для допроса Заремы Мусаевой стало уголовное дело о мошенничестве, возбужденное в Чечне в 2019 году. Но задержанная силовиками оборвала все связи с республикой в середине 2017 года и около четырех лет даже не посещала ее.
Сайди Янгулбаев сообщил о попытке ворваться в его квартиру в областное управление ФСБ, но его сотрудники лишь вызвали полицию. Прибывшие полицейские сказали, что не могут разобраться в ситуации, и позвонили начальству, после чего уехали. В итоге силовики с применением силы забрали из квартиры 52-летнюю Зарему Мусаеву, не дав ей даже одеться. Силу также применили к ее супругу и дочери.
Лишили статуса из-за критики?
Согласно открытым данным, Сайди Вахиевич Янгулбаев был назначен судьей Верховного суда Чечни указом президента России Владимира Путина в августе 2012 года. Он работал в судебной коллегии по уголовным делам, при этом в открытом доступе последние дела, рассмотренные с участием судьи Янгулбаева, датируются июлем 2015 года.
Младший сын судьи Ибрагим Янгулбаев рассказал Кавказ.Реалии, что несколько лет критично отзывался о кадыровском режиме и создал в социальных сетях группы, где обсуждались нарушения прав в Чечне.
"В 2015-2017 годах, не скрываясь, находясь в Чечне, я высказывал свою точку зрения, рассказывал о пытках. В конце 2015 года меня, отца и старшего брата увезли в резиденцию Кадырова, там Абубакара и отца избили, меня пытал лично Рамзан Кадыров, Магомед Даудов и другие. Полгода меня продержали в подвале – никто не знал, жив я или нет", - вспоминает Ибрагим.
Спустя время на него возбудили два уголовных дела об экстремизме и финансировании экстремистской деятельности.
"Из-за моей деятельности отца лишили статуса судьи. Сказали, что если не подаст в отставку сам, твой сын домой не вернется. Сама процедура проходила с нарушениями, коллегия прошла без его участия", - уточнил собеседник.
На сайте Верховного суда Чечни есть информация о вынесенном в ноябре 2015 года решении квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий Янгулбаева, а также его жалоба на это решение, в которой в ноябре 2017 года было отказано.
Приедут хоть на Камчатку
В конце декабря в Чечне прошла серия похищений родных живущих за рубежом активистов и блогеров, критикующих режим Рамзана Кадырова. Сообщается о задержании более ста человек (большинство из них впоследствии отпустили), из них около трети – родные правозащитника Абубакара Янгулбаева по отцовской и материнской линиям. Глава республики заявил, что к похищениям могут быть причастны "кто-то из тех, кого они [блогеры] оскорбили".
Сам Абубакар Янгулбаев рассказал Кавказ.Реалии, что кадыровцы считают его и его брата Ибрагима модераторами и администраторами канала оппозиционного движения 1ADAT. Об этом на видео встречи с Кадыровым говорит вернувшаяся в Чечню Рубати Мицаева, в прошлом участница военных событий на стороне Чеченской республики Ичкерия, многие годы жестко критиковавшая власти России и Чечни, но затем резко переменившая свое мнение. На днях в Грозном ей в присутствии высокопоставленных чиновников подарили внедорожник.
28 января самого Янгулбаева допросили в отделе полиции Пятигорска – допрос вели следователи из Чечни, сообщившие о возбуждении уголовного дела об оправдании терроризма по публикациям канала 1ADAT.
Юрист добавил, что похищение его матери и попытка увезти отца – средство давления на него и брата, а допрос в качестве свидетеля – лишь уловка. При этом Янгулбаев подчеркнул, что его родители к телеграм-каналу 1ADAT отношения не имеют и вряд ли что-то смогут насчет него сказать: "Максимум они могли подписаться или читать мессенджеры, но никак не администрировать".
Собеседник подчеркнул, что в случае длительного задержания в Чечне его мать может ждать только смерть. Сейчас он очень волнуется за нее, так как во время похищения она потеряла сознание, у нее сахарный диабет, ряд других хронических заболеваний и подозрение на ковид, а из квартиры ее забрали в домашнем халате и тапочках, не дав взять даже лекарства.
Любой правозащитник или журналист в России находится в опасности
"Это похищение демонстрирует – влияние Кадырова все шире и шире. В России нет места, где он не сможет достать критикующих его людей. Местные силовики не будут вмешиваться, им не нужны конфликты. Получается, любой правозащитник или журналист в каком бы то ни было регионе России, если он хотя бы немного нелестно пишет о властях Чечни, находится в опасности", – отметил Абубакар Янгулбаев.
Он подчеркнул – силовикам из Чечни ничего не стоит найти повод для формального возбуждения уголовного дела, к которому человек не имеет никакого отношения, затем оформят привод.
"Хоть с Камчатки, хоть из Калининграда доставят в Чечню, а там человек пропадет. Силовики скажут: мы допросили и отпустили, а куда человек затем пропал, их уже не касается", – подытожил собеседник.
Статус свидетеля – лишь предлог
Российские федеральные власти должны незамедлительно вмешаться в ситуацию с похищением Заремы Мусаевой и положить конец противоправному давлению со стороны властей Чечни на близких блогеров и активистов, критикующих режим Кадырова. Такое давление сегодня оказывается не только в России, но и в других странах, говорится в заявлении международной правозащитной организации Amnesty International.
"Здесь статус свидетеля – лишь предлог, очевидно, что уехавшие из Чечни много лет назад родители Абубакара Янгулбаева не имеют к нему никакого отношения. Кроме одного – их сын занимается правозащитой. Теоретически даже в Чечне любой человек имеет право на доступ к адвокату и защиту от жестокого обращения, которым в данном случае является лишение мамы Абубакара доступа к инсулину. Но в Чечне уже давно отсутствует правосудие. Что говорить, если руководство республики собственноручно избивает председателя Верховного суда", – рассказала Кавказ.Реалии адвокат Ольга Гнездилова, которая работает по громким кавказским делам в ЕСПЧ.
Она подчеркивает: все это происходит с молчаливого согласия федеральных властей. Зарему Мусаеву удалось забрать только после того, как нижегородская полиция уехала с места вызова после звонка начальства, а местное ФСБ отказалась вмешиваться.
Это уже не какая-то паранойя, а реальность
"Это означает новый уровень угрозы. Для правозащитников и журналистов возникает риск, что самые близкие и беспомощные будут взяты в заложники и подвергнуты пыткам. Это уже не какая-то паранойя, а реальность", – констатирует адвокат Гнездилова.
Зарему Мусаеву могут доставить в Грозный только 22 января из-за плохого состояния дорог и непогоды, считает юрист "Комитета против пыток" Сергей Бабинец. Он и его коллеги предполагают, что после этого ее заставят участвовать в следственных действиях, которые, как было указано в постановлении, назначены на 24 января.
Сейчас, по мнению Бабинца, похитители могут находиться приблизительно в Ростовской области. "Комитет" передал в полицию номерные знаки машин, которые могли бы объявить в розыск, но пока правоохранители ничего не предпринимают.
"Никаких попыток с нами связаться, взять объяснения, вызвать на допрос – ничего силовики не делают. Мы сейчас сами проводим общественное расследование, ищем свидетелей, записи, которые могут оказаться важными. Мы обратились в прокуратуру с жалобой, отправили Сайди Янгулбаева в травмпункт зафиксировать побои, также готовим жалобу в ЕСПЧ, обратились к комиссару Совета Европы по правам человека и к спецдокладчику ООН, они тоже должны что-то предпринять", – сказал Кавказ.Реалии Бабинец.
***
Год назад в Нижнем Новгороде силовиками были похищены уроженцы Чечни, братья Салех Магамадов и Исмаил Исаев, которым "Российская ЛГБТ-сеть" помогла уехать из республики в июле прошлого года. Изначально нижегородская полиция не подтверждала факт задержания, а позже сообщила адвокатам, что они проходят свидетелями по делу. Силовики увезли их в Гудермес. Впоследствии их обвинили в пособничестве терроризму.
В Чечне с начала декабря были похищены десятки родственников критиков главы республики Рамзана Кадырова. Об исчезновении членов своих семей заявили шесть человек – правозащитники Абубакар Янгулбаев, Мансур Садулаев и Аслан Арцуев, а также оппозиционные чеченские блогеры Тумсо Абдурахманов, Хасан Халитов и Минкаил Мализаев.
Во французском Страсбурге 8 января прошел митинг против похищений родственников оппозиционных властям Чечни активистов и блогеров, а также против пыток в российских тюрьмах. Одним из организаторов акции выступила Ассамблея чеченцев Европы, объединяющая общественные организации покинувших родину уроженцев Чечни и активистов из девяти стран Евросоюза.